Нахабино — железнодорожная станция Рижского направления Московской железной дороги в Московской области, Красногорский район, посёлок городского типа Нахабино. Является конечной станцией линии МЦД-2 Московских центральных диаметров.
Станция Нахабино была открыта в 1901 году. За западной горловиной станции расположено сервисное депо «Нахабино». От станции на юго-восток отходит ветка к воинской части, расположенной недалеко от деревни Аникеевка.
Документально Нахабино впервые значится с 1482 года в завещании младшего сына Михаила Борисовича Плещеева — Ивана Хромого. В нем указано, что село «Нахабино с деревнями и пустошами, со всем тем, что к этому селу потягло из старины» передается Троице-Сергиеву монастырю (Лавре). Родственники (племянники) с этим не согласились и, по смерти матери Ивана Хромого, село выкупили у монастыря и уступили Петру Михайловичу Плещееву.
Нахабино расположено в тридцати трех километрах от Москвы по дороге в город Волоколамск, в земли Великого Новгорода и к границам Тверского и Литовского великих княжеств. Оно было свидетелем многих исторических событий. Дорога, проходившая через село, называлась «Клятихой» или «проклятой дорогой», поскольку по ней много раз проходили вражеские отряды на Москву. От станции в сторону населенных пунктов Павловская Свобода и Николо-Урюпино были проложены железнодорожные пути на лесоразработки.
За станцией Нахабино в сторону Истры железнодорожный путь пересекал реку железным шестисаженным мостом. На станции находится водонапорная башня постройки 1901 года. В Великую Отечественную войну в результате авианалёта 16 октября 1941 года башня была повреждена, поэтому часть кирпичной надстройки была заменена деревянной. В 2008 году верхняя деревянная часть башни разобрана. 25 мая 2005 года на станции сгорело здание вокзала постройки 1901 года, находившееся рядом с северным кассовым павильоном. В апреле 1905 года узловая железнодорожная станция Нахабино оказалась центром больших событий — первомайской демонстрации и митинга железнодорожников, рабочих и крестьян Тушинско-Гучковского района.
С размещением в 1921 году в Нахабине южнее железной дороги полигона и мастерских, поселок негласно разделился на северную и южную части. Территория южной части поселка была частично заболочена и покрыта лесом. Развитие этой части поселка было положено военным ведомством и до настоящего времени осуществляется им. С 1922 года начали формироваться и обустраиваться улицы Институтская.
В 1941 году население поселка было не многим более четырех тысяч человек. В поселке имелось двадцать три дома государственного жилого фонда, из них только три кирпичных на восемьдесят квартир, детские ясли, начальная и семилетняя школы, три магазина и одна чайная, а также около трехсот индивидуальных жилых домов.
В апреле 1945 года территория между улицей Институтской и железной дорогой была предоставлена для размещения деревообрабатывающего завода Главного Управления оборонного строительства Красной Армии. Завод построили в кратчайшие сроки. Двадцать пятого октября он начал выпускать продукцию.
С 1956 года эта территория застраивается жилыми многоэтажными домами. Ныне этот жилой микрорайон носит название улица Парковая.
В 1996—1997 годах в связи с убыточностью было закрыто движение по ветке Нахабино — Павловская слобода, отходившей от западной горловины станции. Ветка была построена в 1920-х годах для обслуживания военных полигонов. Электрифицирована, по разным источникам, в 1957, либо в 1964году. До Павловской Слободы курсировали четырёх-шестивагонные электропоезда. Официально данная ветка была закрыта только в декабре 2011 года.
Список литературы
Историческая справка п.г.т. Нахабино - https://xn--24-6kcaf6b5aej9d.xn--p1ai/articles/12-istoricheskaja-spravka-p-g-t-nahabino.html
Нахабино(станция)- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%BE_(%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F)
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/663271