Кадровая политика тесно связана со всеми областями хозяйственной политики организации. Она включает широкий спектр вопросов, связанных с наймом и выбытием рабочей силы, условиями труда работников и оплатой труда, повышением квалификации и переподготовкой кадров. В значительной степени она зависит от внешних факторов: экономической политики государства и стратегии промышленного развития, сложившейся институциональной среды и ее адекватности современным реалиям. Вместе с тем основные механизмы кадровой политики складываются внутри самого предприятия и в конечном итоге оказывают существенное влияние на эффективность его работы.
Кадровая политика за последние годы прошла серьезные изменения и полностью согласуется со стратегией развития организации. Под кадровой работой в настоящее время понимается единство двух основных мер:
- обеспечение всех подразделений организации необходимой и качественной рабочей силой;
- обеспечение мотивации сотрудников на достижение высоких результатов трудовой деятельности.
Управление персоналом стало перерастать в стратегическую функцию менеджмента организации, сохранив классические инструменты работы с кадрами: количественное и качественное планирование персонала; привлечение рабочей силы; повышение квалификации; кадровый контроль и т.д. Это определяет основные цели кадровой политики предприятия общественного питания (рис.1):
Рисунок 1 - Цели кадровой политики предприятий общественного питания
- решение задач, формируемых под влиянием окружающей внешней среды (рынка труда, требований охраны окружающей среды, выполнения обязательств перед государственными и местными органами власти, и т.п.).
- решение внутренних организационных задач (вовлечение сотрудников в управление организацией, решение социальных проблем, и т.д.) [5].
При усилении роли функции управления персоналом в менеджменте организации кадровая политика ориентируется на решение следующих перспективных задач: сравнение существующих и перспективных требований к вакантным должностям и кадровому составу; количественное и качественное планирование штатных должностей; организация профессионального кадрового маркетинга; введение в специальность и адаптация сотрудников; повышение квалификации; структурирование и планирование расходов на персонал; управление структурой материального вознаграждения и морального поощрения; определение уровней руководства; регулярного сбора и обработки информации о текущей деятельности и реализации стратегии организации [1].
Подготовка квалифицированных рабочих осуществляется в профессионально - технических училищах, а также в учебных комбинатах и непосредственно на производстве.
Подготовка новых рабочих осуществляется на предприятии по индивидуальной, групповой, курсовой формам обучения, включающих не только производственное обучение, но и изучение теоретического курса в объеме, обеспечивающем освоение профессиональных навыков начальной квалификации, необходимых в условиях механизированного и автоматизированного производства. Сроки такого обучения составляют 3 месяца в зависимости от сложности профессии и специальности. Заканчивается обучение сдачей квалификационного экзамена и присвоении рабочему определенного тарифного разряда.
Сроки подготовки новых рабочих определяются нормативными документами и не подлежат сокращению, за исключением лиц, имеющих техническое образование. Теоретические занятия и производственное обучение проводится в пределах продолжительности рабочего дня.
Эффективность управления персоналом характеризуется качеством, полнотой и своевременностью выполнения каждым работником своих функциональных обязанностей с учетом результатов работы предприятия в целом. При этом численные показатели эффективности определяются путем соотношения затрат и результатов труда [2].
Весь персонал предприятия индустрии питания в соответствии с ГОСТ 30524-2013 «Услуги общественного питания. Требования к персоналу» должен соответствовать общим (унифицированным) требованиям к нему, в частности:
- персонал должен иметь профессиональное образование и/или профессиональную подготовку (переподготовку), опыт работы в соответствии с занимаемой должностью;
- персонал должен знать и соблюдать требования документов, действующих на территории РФ: нормативных правовых актов в сфере трудового законодательства и административных правонарушений, в сфере оказания услуг общественного питания, нормативных и технических документов, касающихся его профессиональной деятельности;
- персонал должен знать и соблюдать должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии питания;
- персонал должен обеспечивать безопасность жизни и здоровья потребителей (гостей), а также сохранность их имущества при пребывании на предприятии питания;
- персонал должен регулярно проходить подготовку по безопасным методам работы, в том числе инструктажи по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности в соответствии с установленными требованиями, знать и выполнять инструкции о действиях в чрезвычайных ситуациях;
- персонал должен соблюдать нормативные документы в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, в том числе правила личной гигиены и гигиены рабочих мест;
- обслуживающий и производственный персонал предприятия общественного питания должен быть одет в соответствующую форменную и/или санитарную одежду и обувь установленного для данного предприятия образца;
- персонал должен обладать профессиональными этическими нормами поведения: вежливостью, тактичностью, доброжелательностью, внимательностью и предупредительностью в отношениях с потребителями (гостями) в пределах своих должностных обязанностей [3].
Рассмотрим детальнее основные специализированные требования к работникам различных должностей предприятия питания с выявлением профессиональных и психологических требований к ним [4]:
Таблица 1 - Основные специализированные требования к работникам предприятия общественного питания
Должность |
Чем занимается |
Требования к должности |
1. Управляющий предприятием питания |
специалист, занимающийся организационными вопросами деятельности предприятия общественного питания |
высшее специальное образование, практический опыт (от 3-5 лет, а также опыт управления рестораном на определенное количество мест), знание иностранного языка, возраст до 40 лет (требования субъективно для каждого предприятия), знание основ делопроизводства, опыт работы в системе АСУ. |
2. Шеф-повар |
специалист по организации производственной деятельности, осуществляющий организацию технологического процесса, подбор и расстановку кадров. |
высшее специальное образование, практический опыт (от 3-5 лет), знание направленности кухни, технологического процесса приготовления блюд |
3. Повар |
работник, занимающийся выпечкой мучных полуфабрикатов и кулинарных изделий, хлебобулочных изделий, а также их оформлением |
среднее профессиональное или высшее специальное образование, практический опыт (от двух лет), знание направленности кухни, технологического процесса |
4. Рабочий кухни |
сотрудник предприятия, являющийся помощником повара и выполняющий несложные технологические операции по приготовлению продукции общественного питания |
начальное или среднее профессиональное образование, практический опыт (1 год), знание основ технологического процесса приготовления блюд, |
Таким образом, кадровая политика является основой для реализации успешной, конкурентоспособной стратегии и строится на взаимном учете интересов сторон и взаимной ответственности. Решая проблемы кадрового обеспечения и организации работы персонала, необходимо учитывать все аспекты трудовой деятельности.
Внедрение мероприятий в сочетании с совершенствованием иных методов управления позволит повысить заинтересованность сотрудников в результатах своего труда, свести текучесть кадров к минимуму, и так же повысить производительность и эффективность системы управления персоналом.
Список литературы:
1. Дейнека, А.В. Жуков, Б.М. Современные тенденции в управлении персоналом /А.В. Дейнека, Б.М. Жуков.- М. :Издательство «Академия Естествознания», 2011.- 85 с.
2. Алавердов, А.Л. Управление кадровой безопасностью организации/ А.Л Алавердов. - М. :Маркет ДС Корпорейшн, 2013. - 176 с.
3. ГОСТ 30524-2013 «Услуги общественного питания. Требования к персоналу».
4. Гурков И., Авраамова Е., Тубалов В. Инновационная деятельность
российских промышленных предприятий // Вопросы экономики. 2001.
5. Кибанов, А.Я., Дуракова, И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация:./ А.Я.Кибанов, И.Б.Дураков - М.: Экзамен, 2012. - 658 с.