Введение. Физическая культура (ФК) и спорт являются главным фактором для реабилитации и социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья. Проведя анализ процесса физического воспитания студентов с ОВЗ можно сделать вывод о том, что коррекционно-развивающая сторона процесса физического воспитания считается ее основной спецификацией [3].
Цель работы рассмотреть основные принципы организации и некоторые особенности методики занятий физической культурой для студентов ОВЗ.
В процессе работы мы попытались решить следующие задачи: 1) Рассмотреть понятия «физическая культура», «студенты с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» и «адаптивная физкультура для подростков с ОВЗ». 2) Изучить данные научных источников об адаптивной физической культуре для студентов с ОВЗ.
Материалы и методы исследования. В работе мы использовали метод изучения научной и специализированной литературы по теме проблеме особенностей организации процесса физического воспитания для студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты исследования и их обсуждение.
Понятие «физическая культура» имеет множество определений, но мы рассмотрим лишь некоторые из них. В социологическом словаре физическую культуру определяют, как часть общей культуры общества, направленную на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, спортивных достижений и др. Так же ее рассматривают как процесс и результат деятельности человека по преобразованию своей физической (телесной) природы. Это есть совокупность материальных и духовных ценностей общества, создаваемых и используемых им для физического совершенствования людей [1].
А.М. Павловой в 2015 году проводились исследования среди основной группы здоровья об их желании заниматься с ОВЗ. Далее приведены результаты данного исследования: всего лишь 10,4 % из числа опрошенных не хотели бы учиться в одной группе, в то время как 83,6 % опрошенных студентов положительно относятся к такой возможности, 6 % затруднились дать ответ [4]. Из этого можно сделать вывод, что доброжелательное и лояльное отношение студентов к людям с ограниченными возможностями по здоровью может положительно повлиять на успешность социализации и адаптации студентов с ОВЗ.
По данным А.М Павловой, опубликованной в журнале «молодой ученый». На сегодняшний день имеются данные по заполненным анкетам из Российских вузов (конкретно каких не указано). Всего была получена 481 анкета, из них 180 анкет заполнены полностью. Полученные данные дают представление о количестве студентов с ОВЗ и инвалидностью, а также об особенностях их сопровождения в вузах России [4].
Наименьший процент обучающихся составляют инвалиды-колясочники (2,28%) и лица с психическими заболеваниями (0,46%). Тогда как студенты с соматическими заболеваниями составили 25,18%, а студенты с неуказанным диагнозом составили самую многочисленную группу – 39,77%.
Основными задачами физической культуры являются: оздоровительная (укрепление здоровья); образовательная (обеспечение доступа к образованию таких детей, уменьшая их дискриминацию); воспитательная; коррекционно-развивающая. Разновидностью физической культуры является физическая культура для людей с ограниченными возможностями здоровья (адаптивная физическая культура).
Адаптивной физической культурой называют комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, которые направленны на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ОВЗ, преодоление психологических барьеров, которые препятствуют ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества [3].
Занятия физической культуры в колледжах и университетах направлены на уменьшение степени нагрузки студентов для их оздоровления и поддержания нормальной физической формы [2].
Обязательным допуском к занятиям физической культуре в колледжах, вузах и техникумах является предоставление медицинской справки с указанием в ней группы и состояния здоровья, а также имеющихся ограничений и рекомендаций если имеются, то определенные ограничения.
Преподаватель обязан знать о заболевании каждого своего учащегося, так как данные по состоянию здоровья обучающихся необходимо использовать при организации занятий и определении вида физических упражнений и нагрузки. Исходя из диагноза студента, преподаватель составляет для него индивидуальную программу, студенты занимаются в группах в соответствии с имеющимися заболеваниями. Студенты, освобождённые от практических занятий физической культурой, используют другие формы овладения ценностями физической культуры. Например, изучают теоретические сведения, особенности занятий физическими упражнениями при определённых заболеваниях, принимают посильное участие в судействе студенческих спортивных соревнований.
Выделяют следующий принципы организации занятий адаптивной физической культурой [3]. Принцип дифференциации и индивидуализацииозначает объединение обучающихся в относительно однородные группы по различным признакам. Индивидуальный подход характеризуется учетом особенностей, присущих одному человеку (студенту). Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий заключается в том, что недоразвитые или утраченные функции возмещаются использованием сохраненных функций. Принцип адекватности педагогических воздействий означает реализацию закономерностей учебно-педагогического процесса: решение коррекционно-развивающих, компенсаторных, лечебно-восстановительных задач, подбор средств, методов, методических приемов должны соответствовать реальным функциональным возможностям, интересам и потребностям обучающегося. Принцип оптимальности педагогического воздействия заключается в том, что физическая нагрузка должна соответствовать оптимальным реакциям организма. Принцип вариативности педагогического воздействия предполагает многообразие физических упражнений и условий их выполнения [3].
Обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что активизация работы со студентами с ОВЗ в области физической культуры и спорта способствует изменению отношения общества к этой группе населения. Физическая культура и спорт имеют очень большое значения в плане реабилитации студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Список использованных источников
Большой энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/307874
Чернова А.А. Физическая культура для людей с ограниченными физическими возможностями // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. Ст. По мат. LVIII междунар. Студ. Науч.-практ. Конф. № 23(58). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/23(58).pdf (дата обращения: 29.10.2019)
Антонова И.В. Адаптивная физическая культура и спорт как одно из средств реабилитации и социализации студентов с ограниченными возможностями. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2017/05/12/adaptivnaya-fizicheskaya-kultura-i-sport-kak
Павлова А. М. Субъективные особенности студентов с ограниченными возможностями здоровья, препятствующие их успешной адаптации // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 193-196. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/122/33614/ (дата обращения: 29.10.2019).