ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЧИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЧИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Александрова Л.В. 1, Лунина Т.А. 1
1Сибирский Государственный университет путей сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Структурные преобразования, начавшиеся в 2003 году, оказали значительное влияние на производственно-хозяйственную деятельность и соответственно на ее финансовые результаты. Происходило выделение непрофильных видов деятельности, выделение в конкурентный сектор операторских компаний, компаний по ремонту подвижного состава и других бизнес-сегментов. В настоящее время ОАО РЖД практически не имеет собственного парка грузовых вагонов. Ремонт вагонов, локомотивов, путевой техники выполняется дочерними обществами. Обслуживание пассажиров в дальнем и пригородном сообщении осуществляется специализированными компаниями.

Таким образом, в настоящее время ОАО РЖД является владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта и занимается, в основном, обслуживанием инфраструктурного комплекса. Это, в свою очередь, повлияло на экономические, финансовые, производственные показатели компании. Инфраструктурный комплекс компании включает несколько дирекций, самой крупной из которых является Центральная дирекция инфраструктуры – филиал ОАО «РЖД». Дирекция в качестве своих структурных подразделений имеет территориальные структуры на каждой железной дороге.

Основной целью работы является – анализ и оценка влияния структурных преобразований в дирекции инфраструктуры на финансовый результат прочих видов деятельности.

Основная задача работы – это анализ финансовых результатов прочих видов деятельности за пятилетний период, а также анализ изменений, произошедших в инфраструктурном комплексе компании и оценка их влияния.

Инфраструктурный комплекс - это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования и обеспечения повседневной жизни населения.[1]

Дирекция инфраструктуры основной филиал инфраструктурного комплекса компании. В ее состав входят структурные подразделения путевого, вагонного хозяйства и хозяйства сигнализации, централизации и блокировки. Каждое из этих хозяйств выполняет, кроме перевозочных, прочие виды деятельности. К ним относятся:

Услуги для ФПК

Услуги для ППК

Ремонт подвижного состава

Социальная сфера

Передача электроэнергии

Реализация металлолом

Аренда имущества (движимого и недвижимого)

Прочие услуги (обслуживание вагонов ЗАК, технический надзор и текущее содержание устройств инфраструктуры и пр.)

До 1998 г. производственная деятельность железных дорог подразделялась на эксплуатационную и подсобно-вспомогательную. При этом основным производством являлись перевозки, а вспомогательными все производства, обслуживающие перевозочный процесс. Подсобной деятельностью являлось производство продукции и выполнение работ (оказание услуг) с целью получения дополнительных доходов.

В 2003 г. в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте планирование и учет текущих затрат ведется по видам деятельности железнодорожного транспорта.

Вспомогательная деятельность, направленная на обслуживание основного производства, продолжает функционировать. Подсобная деятельность представлена как:

- прочие виды деятельности, как основное направление деятельности организации (в случае, если у организации основной деятельностью является выпуск продукции оказание работ, услуг, не связанных с перевозками); прочие виды деятельности в качестве подсобного производства (если организация помимо основного вида деятельности осуществляет на систематической основе какую-либо иную деятельность с целью дополнительных доходов.[4]

В ходе реформирования из состава Дирекции инфраструктуры в 2016 году выделился бизнес-сегмент «Передача электроэнергии», что наибольшим образом повлияло на финансовый результат дирекции в целом. Также шли преобразования структуры и в социальной сфере - детская железная дорога была отнесена на другой вид деятельности. Центр оценки и мониторинга устройств инфраструктуры на сегодняшний день выделился из состава региональных дирекций, хотя пока продолжает быть в составе Центральной Дирекции инфраструктуры и другие.

Проанализировав статистику изменения структуры услуг прочих видов деятельности и ее финансовых результатов за последние 5 лет, были выявлены основные бизнес-сегменты, которые повлияли на снижение прибыли компании от прочих видов деятельности. При этом финансовый результат был определен с условием исключения планово-убыточных услуг, доходы от которых отражаются в других структурных подразделениях компании (это «Передача электроэнергии» и автотранспортные услуги).

По передаче электроэнергии с 2014 по 2016 получен убыток, т.к. доходы от продажи электроэнергии начислялись Трансэнерго, а расходы учитывались в дирекции инфраструктуры. В 2016 году расходы были также переданы в Трансэнерго и данная услуга вышла из состава услуг Дирекции инфраструктуры. Аналогичная ситуация и с арендой движимого имущества. Доходы от аренды движимого имущества получают Региональные центры корпоративного управления (РЦКУ), т.к. договор с аутсорсинговой компанией по оказанию автотранспортных услуг заключен на уровне РЦКУ, а расходы несет дирекция инфраструктуры. Структура финансовых результатов, представленная в таблице 1, за анализируемый период значительно изменилась, доля ремонта подвижного состава в общей величине прибыли сократилась в два раза и, в связи с этим, увеличились доли других сегментов.

Таблица 1 Структура финансовых результатов за 2014-2018гг, проц.

Услуги

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Ремонт подвижного состава

84,4

86,5

73,5

55,1

43,3

Реализация металлолома

3,4

2,5

4,8

11,6

21,2

Сдача в аренду недвижимого имущества

7,1

7,1

12,5

19,2

21,2

Услуги жилищно-коммунального хозяйства

0,0

0,0

0,0

0,0

0,1

Прочие услуги

5,1

3,9

9,2

14,1

14,2

ИТОГО

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

На рисунке 1 четко прослеживается тенденция к снижению общей величины прибыли, особенно по ремонту подвижного состава, хотя прибыль от сдачи в аренду недвижимого имущества растет.

Рисунок 1 Динамика прибыли за 2014-2018 гг.

По данным таблицы 1 мы видим снижение доли ремонта подвижного состава в общей величине прибыли, за счет этого происходит рост доли металлолома. Наглядно это видно по рисунку 1.

Таблица 2 Структура доходов и расходов за 2016-2018 гг.

Услуги

2016

2017

2018

Доходы

Расходы

Доходы

Расходы

Доходы

Расходы

Ремонт подвижного состава

88,8

84,6

80,6

83,3

73,1

78,4

Реализация металлолома

4,2

3,5

9,6

8,6

15,8

14,5

Передача электроэнергии сторонним потребителям

0,0

5,4

0,0

0,0

0,0

0,0

Сдача в аренду недвижимого имущества

2,5

0,5

3,7

0,7

4,9

0,8

Сдача в аренду движимого имущества

0,4

3,2

0,5

3,5

0,0

2,1

Прочие услуги

4,1

2,8

5,6

3,9

6,1

4,3

ИТОГО

100

100

100

100

100

100

Таким образом, мы видим, что основную долю доходов и расходов, как и прибыли, занимает ремонт подвижного состава. Структура доходов и расходов также за последние 3 года понесла изменения, а именно произошло снижение доли РПС и увеличение аренды недвижимого имущества и прочих услуг. Однако в составе доходов и расходов по сегментам изменения не так значимы, как в прибыли.

На первый взгляд, можно сказать, что все ухудшается с годами. Однако этому есть объективные причины. Снижение финансового результата связано с рядом причин, в том числе и структурных изменений. Основное влияние оказало изменение финансового результата по ремонту подвижного состава. Это связано со снижением доли дорогостоящих видов ремонта и со снижением объемов ремонта.

Проанализируем динамику объемов ремонта за последние 3 года.

Таблица 3 Структура по видам ремонта подвижного состава

РПС

2016

2017

2018

ТР-1

56,4

62,5

66,0

ТР-2

43,6

37,5

34,0

ИТОГО

100,0

100,0

100,0

Доля текущего отцепочного ремонта, наиболее дорогого ремонта уменьшилась в 1,5 раза, а более дешевого при подготовке вагонов под погрузку (ТР-1) возросла.

Рисунок 2 Динамика объемов ремонта за 2014-2016 гг

Видно, что произошло снижение ремонта в объеме ТР-2 и увеличение в объеме ТР-1. Это связано с ростом конкурентного сектора при проведении ТОР. «Процесс передачи ТОР в дочерние вагоноремонтные компании уже идет, сопровождаясь закрытием отдельных ремонтных пунктов. За последние три года доля вагоноремонтных предприятий, входящих непосредственно в периметр ОАО РЖД, в общем объеме ТОРы грузовых вагонов снизилась почти на 20 процентных пунктов — с 86,6% в 2015 году до 66,7% в 2018-м. Из 558 предприятий, проводящих ТОРы в России, непосредственно в Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры (ЦДИ) РЖД входит менее половины — 248. При этом 113 предприятий контролируют дочерние РЖД вагоноремонтные компании (ВРК-1, ВРК-2 и ВРК-3). Именно их доля в проведении ТОРов наиболее заметно приросла в последние годы — до 22,5% в 2018 году против 6% в 2015-м. Еще 197 депо принадлежат частным компаниям, которым тоже удалось немного повысить свою долю на рынке ТОРов: с в 2015 по 2018 год она выросла с 7,4% до 10,8%».[7]

Таким образом, значительно выросли объемы ТОР, выполняемые ВРК, кроме того операторы вагонного парка уже имеют собственные вагонные депо, выкупленные у ОАО РЖД, и там сами выполняют ТОР. Таким образом, финансовые результаты, а также доходы и расходы значительно изменились за анализируемый период, причем не в лучшую для дирекции сторону. Это связано со структурными изменениями по видам выполняемых услуг и с организационными преобразованиями, происходящими в отрасли.

Литература:

Социальная сеть работников образования. Понятие инфраструктурного комплекса: https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2017/09/08/infrastrukturnyy-kompleks

«РЖД Эксперт» №48 от 26.11.2018 статья Н. Ульянова «Вагон раздора»

«Гудок» № 195 (26804) от 23.10.2019 статья К.Потаева «Ремонту назовут цену»

Консультант Плюс. Прочие виды деятельности: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147378/41f431104c136ee7a769bd42eb78c42f47f578d6/

РЖД. Годовые отчеты. Прочие виды деятельности: http://annrep.rzd.ru/reports/public/ru?STRUCTURE_ID=4290

«Гудок» № 167 (26540) 20.09.2018 статья А.Зубова «Аварийным вход воспрещен»

Железнодорожный транспорт". Приложение №98 от 07.06.2019, стр. 4 статья К. Мозгового, Е. Разиной.

References:

1. Social network of educators. Concept of infrastructure complex: https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2017/09/08/infrastrukturnyy-kompleks

2. "Russian Railways Expert" №48 from 26.11.2018 article by N. Ulyanov "Wagon of discord"

3. "Gudok" № 195 (26804) from 23.10.2019 article by K.Potaev "Repair of the price will be called"

4. Consultant Plus. Other activities: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147378/41f431104c136ee7a769bd42eb78c42f47f578d6/

5. RZD. Annual reports. Other activities: http://annrep.rzd.ru/reports/public/ru?STRUCTURE_ID=4290

6. "Ring-back tone No. 167 (26540) 20.09.2018 Article by A.Zubov "Emergency entrance prohibited"

7. Railway transport". Annex No. 98 of 07.06.2019, pp. Article 4 by K. Mozgovoy, E. Razina.

Сведения об авторах:

Лунина Татьяна Аркадьевна, к.э.н., доцент, заведующая кафедрой «Менеджмент на транспорте» Сибирского государственного университета путей сообщения, тел 83833280283, e-mail lunina@stu.ru

Александрова Лилия Владимировна, магистрант Сибирского государственного университета путей сообщения, направление «Менеджмент», профиль «Управление финансами» тел. 89139866092 e-mail lili085.85@mail.ru

Data on authors:

Lunina Tatyana Arkadievna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of Management in Transport Industry Department, Siberian State Transport University, Tel.: 83833280283, e-mail [email protected]

Alexandrova Liliya Vladimirovna, Postgraduate of Siberian State Transport University, Discipline «Management», Specialization «Finance Management», Tel.: 89139866092, e-mail [email protected]

Просмотров работы: 18