Структурные преобразования, начавшиеся в 2003 году, оказали значительное влияние на производственно-хозяйственную деятельность и соответственно на ее финансовые результаты. Происходило выделение непрофильных видов деятельности, выделение в конкурентный сектор операторских компаний, компаний по ремонту подвижного состава и других бизнес-сегментов. В настоящее время ОАО РЖД практически не имеет собственного парка грузовых вагонов. Ремонт вагонов, локомотивов, путевой техники выполняется дочерними обществами. Обслуживание пассажиров в дальнем и пригородном сообщении осуществляется специализированными компаниями.
Таким образом, в настоящее время ОАО РЖД является владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта и занимается, в основном, обслуживанием инфраструктурного комплекса. Это, в свою очередь, повлияло на экономические, финансовые, производственные показатели компании. Инфраструктурный комплекс компании включает несколько дирекций, самой крупной из которых является Центральная дирекция инфраструктуры – филиал ОАО «РЖД». Дирекция в качестве своих структурных подразделений имеет территориальные структуры на каждой железной дороге.
Основной целью работы является – анализ и оценка влияния структурных преобразований в дирекции инфраструктуры на финансовый результат прочих видов деятельности.
Основная задача работы – это анализ финансовых результатов прочих видов деятельности за пятилетний период, а также анализ изменений, произошедших в инфраструктурном комплексе компании и оценка их влияния.
Инфраструктурный комплекс - это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования и обеспечения повседневной жизни населения.[1]
Дирекция инфраструктуры основной филиал инфраструктурного комплекса компании. В ее состав входят структурные подразделения путевого, вагонного хозяйства и хозяйства сигнализации, централизации и блокировки. Каждое из этих хозяйств выполняет, кроме перевозочных, прочие виды деятельности. К ним относятся:
Услуги для ФПК
Услуги для ППК
Ремонт подвижного состава
Социальная сфера
Передача электроэнергии
Реализация металлолом
Аренда имущества (движимого и недвижимого)
Прочие услуги (обслуживание вагонов ЗАК, технический надзор и текущее содержание устройств инфраструктуры и пр.)
До 1998 г. производственная деятельность железных дорог подразделялась на эксплуатационную и подсобно-вспомогательную. При этом основным производством являлись перевозки, а вспомогательными все производства, обслуживающие перевозочный процесс. Подсобной деятельностью являлось производство продукции и выполнение работ (оказание услуг) с целью получения дополнительных доходов.
В 2003 г. в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте планирование и учет текущих затрат ведется по видам деятельности железнодорожного транспорта.
Вспомогательная деятельность, направленная на обслуживание основного производства, продолжает функционировать. Подсобная деятельность представлена как:
- прочие виды деятельности, как основное направление деятельности организации (в случае, если у организации основной деятельностью является выпуск продукции оказание работ, услуг, не связанных с перевозками); прочие виды деятельности в качестве подсобного производства (если организация помимо основного вида деятельности осуществляет на систематической основе какую-либо иную деятельность с целью дополнительных доходов.[4]
В ходе реформирования из состава Дирекции инфраструктуры в 2016 году выделился бизнес-сегмент «Передача электроэнергии», что наибольшим образом повлияло на финансовый результат дирекции в целом. Также шли преобразования структуры и в социальной сфере - детская железная дорога была отнесена на другой вид деятельности. Центр оценки и мониторинга устройств инфраструктуры на сегодняшний день выделился из состава региональных дирекций, хотя пока продолжает быть в составе Центральной Дирекции инфраструктуры и другие.
Проанализировав статистику изменения структуры услуг прочих видов деятельности и ее финансовых результатов за последние 5 лет, были выявлены основные бизнес-сегменты, которые повлияли на снижение прибыли компании от прочих видов деятельности. При этом финансовый результат был определен с условием исключения планово-убыточных услуг, доходы от которых отражаются в других структурных подразделениях компании (это «Передача электроэнергии» и автотранспортные услуги).
По передаче электроэнергии с 2014 по 2016 получен убыток, т.к. доходы от продажи электроэнергии начислялись Трансэнерго, а расходы учитывались в дирекции инфраструктуры. В 2016 году расходы были также переданы в Трансэнерго и данная услуга вышла из состава услуг Дирекции инфраструктуры. Аналогичная ситуация и с арендой движимого имущества. Доходы от аренды движимого имущества получают Региональные центры корпоративного управления (РЦКУ), т.к. договор с аутсорсинговой компанией по оказанию автотранспортных услуг заключен на уровне РЦКУ, а расходы несет дирекция инфраструктуры. Структура финансовых результатов, представленная в таблице 1, за анализируемый период значительно изменилась, доля ремонта подвижного состава в общей величине прибыли сократилась в два раза и, в связи с этим, увеличились доли других сегментов.
Таблица 1 Структура финансовых результатов за 2014-2018гг, проц.
Услуги |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Ремонт подвижного состава |
84,4 |
86,5 |
73,5 |
55,1 |
43,3 |
Реализация металлолома |
3,4 |
2,5 |
4,8 |
11,6 |
21,2 |
Сдача в аренду недвижимого имущества |
7,1 |
7,1 |
12,5 |
19,2 |
21,2 |
Услуги жилищно-коммунального хозяйства |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,1 |
Прочие услуги |
5,1 |
3,9 |
9,2 |
14,1 |
14,2 |
ИТОГО |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
На рисунке 1 четко прослеживается тенденция к снижению общей величины прибыли, особенно по ремонту подвижного состава, хотя прибыль от сдачи в аренду недвижимого имущества растет.
Рисунок 1 Динамика прибыли за 2014-2018 гг.
По данным таблицы 1 мы видим снижение доли ремонта подвижного состава в общей величине прибыли, за счет этого происходит рост доли металлолома. Наглядно это видно по рисунку 1.
Таблица 2 Структура доходов и расходов за 2016-2018 гг.
Услуги |
2016 |
2017 |
2018 |
||||
Доходы |
Расходы |
Доходы |
Расходы |
Доходы |
Расходы |
||
Ремонт подвижного состава |
88,8 |
84,6 |
80,6 |
83,3 |
73,1 |
78,4 |
|
Реализация металлолома |
4,2 |
3,5 |
9,6 |
8,6 |
15,8 |
14,5 |
|
Передача электроэнергии сторонним потребителям |
0,0 |
5,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Сдача в аренду недвижимого имущества |
2,5 |
0,5 |
3,7 |
0,7 |
4,9 |
0,8 |
|
Сдача в аренду движимого имущества |
0,4 |
3,2 |
0,5 |
3,5 |
0,0 |
2,1 |
|
Прочие услуги |
4,1 |
2,8 |
5,6 |
3,9 |
6,1 |
4,3 |
|
ИТОГО |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Таким образом, мы видим, что основную долю доходов и расходов, как и прибыли, занимает ремонт подвижного состава. Структура доходов и расходов также за последние 3 года понесла изменения, а именно произошло снижение доли РПС и увеличение аренды недвижимого имущества и прочих услуг. Однако в составе доходов и расходов по сегментам изменения не так значимы, как в прибыли.
На первый взгляд, можно сказать, что все ухудшается с годами. Однако этому есть объективные причины. Снижение финансового результата связано с рядом причин, в том числе и структурных изменений. Основное влияние оказало изменение финансового результата по ремонту подвижного состава. Это связано со снижением доли дорогостоящих видов ремонта и со снижением объемов ремонта.
Проанализируем динамику объемов ремонта за последние 3 года.
Таблица 3 Структура по видам ремонта подвижного состава
РПС |
2016 |
2017 |
2018 |
ТР-1 |
56,4 |
62,5 |
66,0 |
ТР-2 |
43,6 |
37,5 |
34,0 |
ИТОГО |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Доля текущего отцепочного ремонта, наиболее дорогого ремонта уменьшилась в 1,5 раза, а более дешевого при подготовке вагонов под погрузку (ТР-1) возросла.
Рисунок 2 Динамика объемов ремонта за 2014-2016 гг
Видно, что произошло снижение ремонта в объеме ТР-2 и увеличение в объеме ТР-1. Это связано с ростом конкурентного сектора при проведении ТОР. «Процесс передачи ТОР в дочерние вагоноремонтные компании уже идет, сопровождаясь закрытием отдельных ремонтных пунктов. За последние три года доля вагоноремонтных предприятий, входящих непосредственно в периметр ОАО РЖД, в общем объеме ТОРы грузовых вагонов снизилась почти на 20 процентных пунктов — с 86,6% в 2015 году до 66,7% в 2018-м. Из 558 предприятий, проводящих ТОРы в России, непосредственно в Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры (ЦДИ) РЖД входит менее половины — 248. При этом 113 предприятий контролируют дочерние РЖД вагоноремонтные компании (ВРК-1, ВРК-2 и ВРК-3). Именно их доля в проведении ТОРов наиболее заметно приросла в последние годы — до 22,5% в 2018 году против 6% в 2015-м. Еще 197 депо принадлежат частным компаниям, которым тоже удалось немного повысить свою долю на рынке ТОРов: с в 2015 по 2018 год она выросла с 7,4% до 10,8%».[7]
Таким образом, значительно выросли объемы ТОР, выполняемые ВРК, кроме того операторы вагонного парка уже имеют собственные вагонные депо, выкупленные у ОАО РЖД, и там сами выполняют ТОР. Таким образом, финансовые результаты, а также доходы и расходы значительно изменились за анализируемый период, причем не в лучшую для дирекции сторону. Это связано со структурными изменениями по видам выполняемых услуг и с организационными преобразованиями, происходящими в отрасли.
Литература:
Социальная сеть работников образования. Понятие инфраструктурного комплекса: https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2017/09/08/infrastrukturnyy-kompleks
«РЖД Эксперт» №48 от 26.11.2018 статья Н. Ульянова «Вагон раздора»
«Гудок» № 195 (26804) от 23.10.2019 статья К.Потаева «Ремонту назовут цену»
Консультант Плюс. Прочие виды деятельности: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147378/41f431104c136ee7a769bd42eb78c42f47f578d6/
РЖД. Годовые отчеты. Прочие виды деятельности: http://annrep.rzd.ru/reports/public/ru?STRUCTURE_ID=4290
«Гудок» № 167 (26540) 20.09.2018 статья А.Зубова «Аварийным вход воспрещен»
Железнодорожный транспорт". Приложение №98 от 07.06.2019, стр. 4 статья К. Мозгового, Е. Разиной.
References:
1. Social network of educators. Concept of infrastructure complex: https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2017/09/08/infrastrukturnyy-kompleks
2. "Russian Railways Expert" №48 from 26.11.2018 article by N. Ulyanov "Wagon of discord"
3. "Gudok" № 195 (26804) from 23.10.2019 article by K.Potaev "Repair of the price will be called"
4. Consultant Plus. Other activities: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147378/41f431104c136ee7a769bd42eb78c42f47f578d6/
5. RZD. Annual reports. Other activities: http://annrep.rzd.ru/reports/public/ru?STRUCTURE_ID=4290
6. "Ring-back tone No. 167 (26540) 20.09.2018 Article by A.Zubov "Emergency entrance prohibited"
7. Railway transport". Annex No. 98 of 07.06.2019, pp. Article 4 by K. Mozgovoy, E. Razina.
Сведения об авторах:
Лунина Татьяна Аркадьевна, к.э.н., доцент, заведующая кафедрой «Менеджмент на транспорте» Сибирского государственного университета путей сообщения, тел 83833280283, e-mail lunina@stu.ru
Александрова Лилия Владимировна, магистрант Сибирского государственного университета путей сообщения, направление «Менеджмент», профиль «Управление финансами» тел. 89139866092 e-mail lili085.85@mail.ru
Data on authors:
Lunina Tatyana Arkadievna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of Management in Transport Industry Department, Siberian State Transport University, Tel.: 83833280283, e-mail lunina@stu.ru
Alexandrova Liliya Vladimirovna, Postgraduate of Siberian State Transport University, Discipline «Management», Specialization «Finance Management», Tel.: 89139866092, e-mail lili085.85@mail.ru