Объектом исследования является Моторвагонное депо Новосибирского региона (Далее Депо) - структурное подразделение Западно-Сибирской дирекции моторвагонного подвижного состава. В соответствии с требованиями распоряжения ОАО «РЖД» Депо осуществляет эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание моторвагонного подвижного состава постоянного тока [1].
Основным результатом деятельности депо является получение прибыли от прочих видов деятельности, возникновение которых не связано с ведением обычных видов деятельности таких, как эксплуатация подвижного состава [2]. По прочим видам деятельности доходы начисляются от сдачи в аренду электропоездов и инфраструктуры пассажирского комплекса, помещений и оборудования, оказания услуг по управлению и эксплуатации транспорта, от сдачи металлолома. Структура начисленных в 2018г доходов по прочим видам деятельности представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура доходов Депо по договору аренды за 2018г, %
Доминирующими в структуре доходов от прочих видов деятельности являются доходы от оказания услуг пригородной пассажирской компании (далее ППК). ППК является целевым потребителем работ и услуг, предоставляемых Депо.
В 2019г. произошло изменение методики начисления доходов от аренды подвижного состава. Одной из задач исследования был анализ структуры и динамики доходов от прочих видов деятельности Депо в связи с изменением методики их формирования.
Договоры, заключенные между ППК и Депо, унифицированные Распоряжением ОАО «РЖД» от 4 июля 2011г., подразделяются на договор аренды подвижного состава, договор на оказание услуг по управлению и эксплуатации, техническому обслуживанию, текущему ремонту электропоездов собственности ППК, договор на аренду оборудования и помещений. Доходные поступления Депо регламентируются условиями вышеперечисленных договоров. Как видно на рисунке 2, наибольшую долю в структуре доходов от прочих видов деятельности Депо занимают доходы от услуг, предоставляемых Пригородной пассажирской компании, а именно предоставление в аренду транспорта (в 2018г 50%).
Рисунок 2 – Структура доходов Депо по договору аренды за 2018г, %
В договорах аренды подвижного состава определяется перечень передаваемого в аренду подвижного состава, который в течение 10 дней после подписания договора, передается в аренду ППК в исправном состоянии по акту приема-передачи. 80% эксплуатируемого парка Депо составляет подвижной состав, передаваемый в аренду.
Ежемесячно Депо передает ППК информацию о движении или месте нахождения подвижного состава, необходимую для организации перевозочного процесса:
- сводный отчет об объемах и стоимости услуг;
- акт о выполненных работах (оказанных услугах).
Тарифы на услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта регулируются Федеральной службой по тарифам, а ставки на предоставление подвижного состава определяются ОАО «РЖД» на основании утвержденной методики расчета.
Рассмотрим показатель - плата за пользование подвижным составом.
До 2019 г. расчет стоимости услуг по аренде подвижного состава проводился по измерителю вагоно-час рабочего парка.
,
где – себестоимость оказания услуг по аренде подвижного состава за 1вагоно-час, руб.
– итоговые расходы на предоставление в аренду подвижного состава, в том числе расходы на содержание вагонов в пригородном сообщении, тыс.руб.
Показатель вагоно-часы арендованного подвижного состава рассчитывается исходя из данных статистической отчетности формы ЦО-5 «Отчет о наличии, распределении, работе и использовании электро-, дизель-поездов и матрис».
С 2019 года пригородные компании ежемесячно производят расчет по ставкам, утвержденным Российской транспортной компанией, на аренду подвижного состава в зависимости от фактических вагонов, находящихся в эксплуатации, согласно методики Федеральной Антимонопольной Службы от 28.08.2018 №1109/18. Таким образом, действовавшая с 2015 года методика расчета ставок платы за услуги по аренде подвижного состава, утратила силу.
Согласно новой методике ставки платы за пользование подвижным составом рассчитываются с дифференциацией по сериям подвижного состава [3].
,
где – себестоимость оказания услуг по аренде подвижного состава за 1 вагон, руб.
– итоговые расходы на предоставление в аренду подвижного состава, в том числе расходы на содержание вагонов в пригородном сообщении, тыс.руб.
Ставка устанавливается в расчете на 1 год, вне зависимости от объема транспортной работы.
Переход на новую методику расчета обусловлен необходимостью учета срока эксплуатации подвижного состава, дифференциации по сериям, от которых зависят затраты на обслуживание и амортизацию. ППК выгоднее использовать более новый подвижной состав.
Ежемесячно ППК осуществляется контроль посредством акта о вводе и выводе транспорта, тогда как ранее такие акты составлялись в начале и конце года.
Проанализируем доходы Депо после изменения методики расчета ставки за пользование подвижным составом.
За 6 месяцев 2018г Депо получило доходы за пользование транспортом в размере 46,3 млн. руб., при ставке 169,56 руб./1000*ваг-ч [5]. За 6 месяцев 2019г при изменении единицы измерения объемов Депо получило доходы за пользование транспортом в размере 78,92 млн. руб. при дифференциации ставки по серии подвижного состава [6].
Приведем доходы за пользование транспортом, сформированные на основании измерителей 1 вагоно-час и 1 вагон в сопоставимый вид. Для этого таблице 1 проиндексируем ставку за вагоно-час в соответствии с Индексом потребительских цен на услуги в 2019г., опубликованном на сайте Государственного комитета по статистике (4,9%).
Таблица 1 – Индексирование ставки за пользование транспортом на уровень цен 2019 г.
Составные элементы арендной платы |
Измеритель |
Размер ставки 2018г, руб. |
Размер ставки 2019г, руб.(с учетом ИПЦ)* |
Темп роста |
Плата за пользование транспортом (аренда) |
тыс. ваг-час |
169,56 |
177,87 |
1,05 |
* Источник:gks.ru Индекс потребительских цен на услуги 2019г.
Далее рассчитаем доходы за 6 месяцев 2019 года на основании данных о вагоно-часах работы арендованного подвижного состава и полученной ставки.
Таким образом, в таблице 2 определим доходы, которые Депо получило бы за пользование транспортом за 6 месяцев 2019г при измерителе «вагоно-часы работы подвижного состава», − 46,3 млн. руб.
Таблица 2 – Приведение доходов за пользование транспортом за 6 мес. 2018 и 2019гг в сопоставимый вид
Период |
Ваг-час 2018г |
Размер ставки 2018г, руб. |
Доходы, предъявляемые ППК за пользование транспортом, руб. |
Ваг-час 2019г |
Размер ставки 2019г, руб.(с учетом ИПЦ)* |
Доходы, предъявляемые ППК за пользование транспортом, руб. |
январь |
42 875,70 |
169,56 |
7 270 003,69 |
38 618,73 |
177,87 |
6 869 052,31 |
февраль |
40 908,70 |
6 936 479,17 |
35 303,67 |
6 279 406,70 |
||
март |
40 908,70 |
6 936 479,17 |
39 784,72 |
7 076 443,90 |
||
апрель |
43 557,26 |
7 385 569,01 |
42 782,83 |
7 609 714,11 |
||
май |
55 388,09 |
9 391 604,54 |
52 171,37 |
9 279 637,51 |
||
июнь |
53 151,40 |
9 012 351,38 |
51 675,02 |
9 191 353,13 |
||
6 месяцев |
276 789,85 |
46 932 486,97 |
260 336,34 |
46 305 607,66 |
Сравнение с фактически полученными доходами за пользование транспортом при измерителе «арендованный вагон» представлено в таблице 3.
Таблица 3 - Сравнение доходов за пользование транспортом за 6 мес.2019г
Период |
Доходы, предъявляемые ППК за пользование транспортом, с учетом измерителя "вагоно-час", руб. |
Доходы, предъявляемые ППК за пользование транспортом, с учетом измерителя "вагон", руб. |
Темп роста |
январь |
6 869 052,31 |
12 672 517,28 |
1,84 |
февраль |
6 279 406,70 |
11 757 678,35 |
1,87 |
март |
7 076 443,90 |
12 722 236,59 |
1,80 |
апрель |
7 609 714,11 |
13 590 052,48 |
1,79 |
май |
9 279 637,51 |
14 239 269,56 |
1,53 |
июнь |
9 191 353,13 |
13 934 027,40 |
1,52 |
6 месяцев |
46 305 607,66 |
78 915 781,66 |
2,13 |
При изменении методики расчета ставок, Депо получило доходы за пользование транспортом в размере 78,9 млн. руб., что в 2,13 раза превышает их величину по прежнему порядку формирования.
Новая ставка учитывает стоимость полученного нового подвижного состава, а именно оптимизацию расходов на амортизацию, которые у нового подвижного состава выше. Так же предъявление доходов за фактически находившиеся в аренде вагоны осуществляется при условии, что вагон находился в эксплуатации не менее 1 месяца в год, тем самым Депо может ежемесячно предоставлять в аренду весь исправный подвижной состав, напрямую влияя на увеличение получаемых доходов.
Таким образом, на основе проведенных расчетов можно сделать вывод, что переход на новый порядок формирования доходов выгоден ОАО «РЖД» в том случае, если в структуре предоставляемого в аренду выше доля нового подвижного состава.
Список литературы
Распоряжение ОАО «РЖД» от 28.07.2014 № 1742р «Об утверждении типового положения о моторвагонном депо – структурном подразделении дирекции моторвагонного подвижного состава Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=598290 #0 (дата обращения: 10.11.2019).
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н: ред. 06.04.2015 [Текст] // Финансовая газета. – 1999. – № 23.
Методика расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава утв. Приказом ФАС от 08.08.2018 №1109/18 ред. 25.09.2018 [Текст]
Свешникова, В. А. Направления экономического анализа доходов и расходов в целях принятия управленческих решений [Текст] / В. А. Свешникова // Молодой ученый. – 2014. – №21.2. – С. 95-97.
Управленческая отчетность Моторвагонного депо Новосибирск за 2018г [Текст].
Управленческая отчетность Моторвагонного депо Новосибирск за 2019г [Текст].
Индекс потребительских цен на товары и услуги, процент // URL: https://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi?pl=1902001 (дата обращения: 05.06.2011).