Анализ доходов Компании от аренды подвижного состава в условиях изменения методики их формирования - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Анализ доходов Компании от аренды подвижного состава в условиях изменения методики их формирования

Иваненкова А.Я. 1, Буинцева Ю.М. 2
1Сибирский Государственный университет путей сообщения
2Сибирский государственный университет путей сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Объектом исследования является Моторвагонное депо Новосибирского региона (Далее Депо) - структурное подразделение Западно-Сибирской дирекции моторвагонного подвижного состава. В соответствии с требованиями распоряжения ОАО «РЖД» Депо осуществляет эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание моторвагонного подвижного состава постоянного тока [1].

Основным результатом деятельности депо является получение прибыли от прочих видов деятельности, возникновение которых не связано с ведением обычных видов деятельности таких, как эксплуатация подвижного состава [2]. По прочим видам деятельности доходы начисляются от сдачи в аренду электропоездов и инфраструктуры пассажирского комплекса, помещений и оборудования, оказания услуг по управлению и эксплуатации транспорта, от сдачи металлолома. Структура начисленных в 2018г доходов по прочим видам деятельности представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура доходов Депо по договору аренды за 2018г, %

Доминирующими в структуре доходов от прочих видов деятельности являются доходы от оказания услуг пригородной пассажирской компании (далее ППК). ППК является целевым потребителем работ и услуг, предоставляемых Депо.

В 2019г. произошло изменение методики начисления доходов от аренды подвижного состава. Одной из задач исследования был анализ структуры и динамики доходов от прочих видов деятельности Депо в связи с изменением методики их формирования.

Договоры, заключенные между ППК и Депо, унифицированные Распоряжением ОАО «РЖД» от 4 июля 2011г., подразделяются на договор аренды подвижного состава, договор на оказание услуг по управлению и эксплуатации, техническому обслуживанию, текущему ремонту электропоездов собственности ППК, договор на аренду оборудования и помещений. Доходные поступления Депо регламентируются условиями вышеперечисленных договоров. Как видно на рисунке 2, наибольшую долю в структуре доходов от прочих видов деятельности Депо занимают доходы от услуг, предоставляемых Пригородной пассажирской компании, а именно предоставление в аренду транспорта (в 2018г 50%).

Рисунок 2 – Структура доходов Депо по договору аренды за 2018г, %

В договорах аренды подвижного состава определяется перечень передаваемого в аренду подвижного состава, который в течение 10 дней после подписания договора, передается в аренду ППК в исправном состоянии по акту приема-передачи. 80% эксплуатируемого парка Депо составляет подвижной состав, передаваемый в аренду.

Ежемесячно Депо передает ППК информацию о движении или месте нахождения подвижного состава, необходимую для организации перевозочного процесса:

- сводный отчет об объемах и стоимости услуг;

- акт о выполненных работах (оказанных услугах).

Тарифы на услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта регулируются Федеральной службой по тарифам, а ставки на предоставление подвижного состава определяются ОАО «РЖД» на основании утвержденной методики расчета.

Рассмотрим показатель - плата за пользование подвижным составом.

До 2019 г. расчет стоимости услуг по аренде подвижного состава проводился по измерителю вагоно-час рабочего парка.

,

где – себестоимость оказания услуг по аренде подвижного состава за 1вагоно-час, руб.

– итоговые расходы на предоставление в аренду подвижного состава, в том числе расходы на содержание вагонов в пригородном сообщении, тыс.руб.

Показатель вагоно-часы арендованного подвижного состава рассчитывается исходя из данных статистической отчетности формы ЦО-5 «Отчет о наличии, распределении, работе и использовании электро-, дизель-поездов и матрис».

С 2019 года пригородные компании ежемесячно производят расчет по ставкам, утвержденным Российской транспортной компанией, на аренду подвижного состава в зависимости от фактических вагонов, находящихся в эксплуатации, согласно методики Федеральной Антимонопольной Службы от 28.08.2018 №1109/18. Таким образом, действовавшая с 2015 года методика расчета ставок платы за услуги по аренде подвижного состава, утратила силу.

Согласно новой методике ставки платы за пользование подвижным составом рассчитываются с дифференциацией по сериям подвижного состава [3].

,

где – себестоимость оказания услуг по аренде подвижного состава за 1 вагон, руб.

– итоговые расходы на предоставление в аренду подвижного состава, в том числе расходы на содержание вагонов в пригородном сообщении, тыс.руб.

Ставка устанавливается в расчете на 1 год, вне зависимости от объема транспортной работы.

Переход на новую методику расчета обусловлен необходимостью учета срока эксплуатации подвижного состава, дифференциации по сериям, от которых зависят затраты на обслуживание и амортизацию. ППК выгоднее использовать более новый подвижной состав.

Ежемесячно ППК осуществляется контроль посредством акта о вводе и выводе транспорта, тогда как ранее такие акты составлялись в начале и конце года.

Проанализируем доходы Депо после изменения методики расчета ставки за пользование подвижным составом.

За 6 месяцев 2018г Депо получило доходы за пользование транспортом в размере 46,3 млн. руб., при ставке 169,56 руб./1000*ваг-ч [5]. За 6 месяцев 2019г при изменении единицы измерения объемов Депо получило доходы за пользование транспортом в размере 78,92 млн. руб. при дифференциации ставки по серии подвижного состава [6].

Приведем доходы за пользование транспортом, сформированные на основании измерителей 1 вагоно-час и 1 вагон в сопоставимый вид. Для этого таблице 1 проиндексируем ставку за вагоно-час в соответствии с Индексом потребительских цен на услуги в 2019г., опубликованном на сайте Государственного комитета по статистике (4,9%).

Таблица 1 – Индексирование ставки за пользование транспортом на уровень цен 2019 г.

Составные элементы арендной платы

Измеритель

Размер ставки 2018г, руб.

Размер ставки 2019г, руб.(с учетом ИПЦ)*

Темп роста

Плата за пользование транспортом (аренда)

тыс. ваг-час

169,56

177,87

1,05

* Источник:gks.ru Индекс потребительских цен на услуги 2019г.

Далее рассчитаем доходы за 6 месяцев 2019 года на основании данных о вагоно-часах работы арендованного подвижного состава и полученной ставки.

Таким образом, в таблице 2 определим доходы, которые Депо получило бы за пользование транспортом за 6 месяцев 2019г при измерителе «вагоно-часы работы подвижного состава», − 46,3 млн. руб.

Таблица 2 – Приведение доходов за пользование транспортом за 6 мес. 2018 и 2019гг в сопоставимый вид

Период

Ваг-час 2018г

Размер ставки 2018г, руб.

Доходы, предъявляемые ППК за пользование транспортом, руб.

Ваг-час 2019г

Размер ставки 2019г, руб.(с учетом ИПЦ)*

Доходы, предъявляемые ППК за пользование транспортом, руб.

январь

42 875,70

169,56

7 270 003,69

38 618,73

177,87

6 869 052,31

февраль

40 908,70

6 936 479,17

35 303,67

6 279 406,70

март

40 908,70

6 936 479,17

39 784,72

7 076 443,90

апрель

43 557,26

7 385 569,01

42 782,83

7 609 714,11

май

55 388,09

9 391 604,54

52 171,37

9 279 637,51

июнь

53 151,40

9 012 351,38

51 675,02

9 191 353,13

6 месяцев

276 789,85

46 932 486,97

260 336,34

46 305 607,66

Сравнение с фактически полученными доходами за пользование транспортом при измерителе «арендованный вагон» представлено в таблице 3.

Таблица 3 - Сравнение доходов за пользование транспортом за 6 мес.2019г

Период

Доходы, предъявляемые ППК за пользование транспортом, с учетом измерителя "вагоно-час", руб.

Доходы, предъявляемые ППК за пользование транспортом, с учетом измерителя "вагон",

руб.

Темп роста

январь

6 869 052,31

12 672 517,28

1,84

февраль

6 279 406,70

11 757 678,35

1,87

март

7 076 443,90

12 722 236,59

1,80

апрель

7 609 714,11

13 590 052,48

1,79

май

9 279 637,51

14 239 269,56

1,53

июнь

9 191 353,13

13 934 027,40

1,52

6 месяцев

46 305 607,66

78 915 781,66

2,13

При изменении методики расчета ставок, Депо получило доходы за пользование транспортом в размере 78,9 млн. руб., что в 2,13 раза превышает их величину по прежнему порядку формирования.

Новая ставка учитывает стоимость полученного нового подвижного состава, а именно оптимизацию расходов на амортизацию, которые у нового подвижного состава выше. Так же предъявление доходов за фактически находившиеся в аренде вагоны осуществляется при условии, что вагон находился в эксплуатации не менее 1 месяца в год, тем самым Депо может ежемесячно предоставлять в аренду весь исправный подвижной состав, напрямую влияя на увеличение получаемых доходов.

Таким образом, на основе проведенных расчетов можно сделать вывод, что переход на новый порядок формирования доходов выгоден ОАО «РЖД» в том случае, если в структуре предоставляемого в аренду выше доля нового подвижного состава.

Список литературы

Распоряжение ОАО «РЖД» от 28.07.2014 № 1742р «Об утверждении типового положения о моторвагонном депо – структурном подразделении дирекции моторвагонного подвижного состава Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=598290 #0 (дата обращения: 10.11.2019).

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н: ред. 06.04.2015 [Текст] // Финансовая газета. – 1999. – № 23.

Методика расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава утв. Приказом ФАС от 08.08.2018 №1109/18 ред. 25.09.2018 [Текст]

Свешникова, В. А. Направления экономического анализа доходов и расходов в целях принятия управленческих решений [Текст] / В. А. Свешникова // Молодой ученый. – 2014. – №21.2. – С. 95-97.

Управленческая отчетность Моторвагонного депо Новосибирск за 2018г [Текст].

Управленческая отчетность Моторвагонного депо Новосибирск за 2019г [Текст].

Индекс потребительских цен на товары и услуги, процент // URL: https://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi?pl=1902001 (дата обращения: 05.06.2011).

Просмотров работы: 11