ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПО ПРОЧИМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФРАСТРУКТУРНОГО КОМПЛЕКСА ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПО ПРОЧИМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФРАСТРУКТУРНОГО КОМПЛЕКСА ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ

Свищева В.В. 1, Северова М.О. 1
1СГУПС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Прочие виды деятельности оказывают существенный вклад в общую прибыль компании ОАО «РЖД». Пусть этот вклад не так финансово значим, как от перевозочных видов деятельности, однако за 2018 год было получено 25,1 млрд. рублей прибыли, что составляет 17,8% от общего финансового результата.Основной особенностью прочих видов деятельности является то, что они реализуются в немонопольной сфере деятельности железнодорожного транспорта, а значит существует конкурентная среда и возможность самостоятельного ценообразования.

Прочие виды деятельности представлены несколькими бизнес-сегментами. В данной работе были рассмотрены «Прочие услуги», оказываемые Западно-Сибирской дирекцией инфраструктуры: техническое содержание пути клиента, техническое обслуживание устройств сигнализации централизации блокировки (СЦБ),услуги по осмотру технического состояния грузовых вагонов на предмет годности под погрузку и выпуска на пути ОАО «РЖД». Доходы и прибыль по перечисленным услугам за период с 2016 по 2018 год по Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры представлены на рисунке 1 и рисунке 2.

Рисунок 1 «Доходы по прочим услугам Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры, рублей»

Рисунок 2 «Прибыль по прочим услугам Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры, рублей»

Рассмотрим, каким образом ценообразование на прочие услуги дирекции инфраструктуры происходит на сегодняшний момент. Необходимо отметить, что компанией применяется нормативный метод, ориентированный на издержки. Этот метод относится к расчетным методам ценообразования. Суть их состоит в том, что цена натовар устанавливается на таком уровне, чтобы полностью покрыть всеиздержки на его производство и реализацию. При этом рыночные факторыне принимаются в расчет. [1]

Метод имеет несомненное преимущество, потому что, реализуя его, компания никогда не останется в убытке. Соответственно, формирование цены на оказание сторонним контрагентампрочих услуг происходит под влиянием следующих базовых факторов:

1. Квалификация и соответственно, тариф на оплату труда необходимого для оказания услуги работника

2. Трудозатраты на оказание услуги

3. Размер регионального коэффициента

4. Социальные отчисления

5. Объем и стоимость материалов, а также необходимых сопутствующих услуг (автоперевозки, программное обеспечение и т.д.)

6. Уровень накладных расходов

7. Уровень рентабельности

8. Действующая ставка НДС

Также, на формирование либо изменение цены влияют косвенные факторы, такие как:

1. Объем оказываемой услуги

2. Специфика оказываемой услуги

3. Макроэкономические факторы

Необходимо отметить, что на данный момент, в части оказания подобного рода услуг компания ОАО «РЖД» в большей мере занимает монополистическую позицию. Исходя из монополистической природы объекта исследования возникает вопрос установления уровня рентабельности на оказываемые услуги. Возникает также сложность с определением цели ценового менеджмента. На первый взгляд, это получение максимума текущей прибыли. Однако, ОАО «РЖД» является компанией, акционером которой является Российская Федерация. Соответственно акционер, ориентирован на развитие и других отраслей экономики государства, что реализуется через регулирование деятельности «РЖД».Учитывая этот факт, существующая монополистическая позиция не позволяет компании завышать цены в данном направлении.

При этом, продолжение реформирования компании и выделение со сменой формы собственности отдельных бизнес-единиц не исключает варианты развития событий, при которых в сегментах прочих видов деятельности будет сформирован полноценный рынок услуг с настоящей конкуренцией. Предприятия самостоятельно смогут реализовывать для себя подобные услуги, либо смогут воспользоваться услугами других компаний.

Предпосылки к такому развитию событий уже имеются: на малодеятельных линиях предприятий железнодорожного транспорта применяются услуги по аутсорсингу содержания пути. Соответственно, создание компаний, которые будут предоставлять услуги по техническому содержанию пути клиента, техническому обслуживанию устройств СЦБ, услуги по осмотру технического состояния грузовых вагонов на предмет годности под погрузку контрагентам, покупающими перечисленные услуги у ОАО «РЖД» представляется возможным.

Необходимо отметить, что в условиях конкурентного рынка определение уровня конкурентоспособной цены представляет собой чрезвычайносложный и ответственный процесс, требующий комплексногоучета и анализа множества внутренних и внешних факторов,оказывающих влияние на деятельность предприятия. [2]

Какую ценовую политику в случае появления конкурентного рынка выберет ОАО «РЖД»? Вероятнее всего, что компания обратится в сторону рыночной политики ценообразования. К рыночным методам ценообразования относятся:

- метод максимизации продаж с учетом эластичности спроса;

- метод “ориентация на конкурентов”;

- метод установления тендерной цены;

- аукционный метод;

-метод, ориентированный на определение ценности товара для покупателя;

- методы “психологического” ценообразования.

Методы определения цен с ориентацией на конкуренцию широко распространены благодаря присущим им достоинствам:

- не требуется проведение сложных аналитических расчетов

-происходит снижение уровня предпринимательского риска, неизбежного при установлении цены на товары или услуги;

-изменение цены не обусловлено динамикой собственных затрат или спроса, а зависит от ценовой политики и тактики конкурентов. [3]

При этом, актуальными в данном случае могут быть только метод “ориентация на конкурентов”, метод установления тендерной цены и метод, ориентированный на определение ценности товара для покупателя.

Применение подобных методов, безусловно, окажет негативное влияние на размер величины доходов и прибыли компании. Однако, условия конкурентной среды диктуют свои правила, согласно которым компании придется вступить в борьбу за получение клиента, чтобы не понести еще большее снижение финансового результата. Примером тому является предоставление транспортно-экспедиционных и погрузо-разгрузочных услуг, для которых сформирован полноценный рынок. Для сохранения конкурентоспособности компания активно влияет на уровень расходов и существенно расширяет спектр и качество услуг.

Список литературы:

1. О.В. Васюхин Основы ценообразования. Учебное пособие. // СПб: СПбГУ ИТМО, 2010. – С 110.

2. В. А. Мордовец, О. Д. Угольникова, Т. В. Гурен. Роль ценообразования в управлении финансами предприятия в условиях конкурентной среды : учебное пособие. В двух частях. Часть 2 /– СПб. : СПбГЭУ, 2016. – С 95.

3. Напхоненко Н.В. Ценообразование на транспорте: учебное пособие / Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имениМ.И. Платова. – Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2015 – С 74.

4. Хитер Кен Экономика отраслей и фирм: Пер. с англ./Учеб. Пособие. – М.: - Финансы и статистика, 2004. – 480 с.

5. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 544 с.

6. Цены и ценообразование: учебник / Под ред. В.Е. Есипова – СПб.: Питер, 2009 – С 480.

Просмотров работы: 2