СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ БЫТИЯ БОГА В ФИЛОСОФИИ АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА И ФОМЫ АКВИНСКОГО - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ БЫТИЯ БОГА В ФИЛОСОФИИ АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА И ФОМЫ АКВИНСКОГО

Кануникова Я.С. 1
1Оренбургский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Анализируя средневековую философию, можно выделить несколько её отличительных черт: теоцентризм, догматизм и аскетизм. Под теоцентризмом понимают тип мировоззрения, в котором Бог является следствием и причиной, а также субъектом и объектом всех происходящих в мире явлений. По принципу догматизма в средневековой философии выделяется два основных догмата католической веры: о сотворении, согласно которому Бог сотворил мир и об откровении, который говорит о том, что мир можно познать, только познав Бога. Третий принцип, аскетизм, призывает людей отказаться от человеческих удовольствий во имя служения Богу.

Исходя из этих принципов, философию средних веков условно делят на 2 основных направления – патристика и схоластика. Под первой понимают первый этап христианской философии, который представляет собой совокупность учений отцов церкви, начиная со II и заканчивая VIII веком. Наиболее уважаемыми отцами Запада считались: Амвросий Медиоланский, Блаженный Иероним, Григорий Великий. Во втором направлении, схоластике, приветствуется рационально-логический подход к обоснованию истинности христианского вероучения.

Основными представителями средних веков являются Фома Аквинский, Аврелий Августин, Уильям Оккам, Жан Буридан и другие. Главными вопросами, которые рассматриваются этим философами, считаются: соотношение разума и веры, проблема универсалий, то есть общих понятий и выявление доказательств существования Бога.

В анализе последней проблемы можно особенно выделить работы двух представителей данной эпохи – Фомы Аквинского и Аврелия Августина (или Блаженного).

Фома Аквинский, или Аквинат, был схоластиком и считал, что разум должен превосходить над верой, то есть люди должны в первую очередь понять, а после поверить. В свободной воле человека он не видел греха, а лишь проявление Бога как мирового творца. Аквинский анализировал проблему бытия Бога, используя античную логику, и выделял пять доказательств. Первое доказательство – причины, из которого следует, что причиной всех процессов и явлений в мире является Бог. Далее следует доказательство движения, в котором утверждается, что все в мире движется и источником этого является творец. Но мир движется не просто так, а для достижения какого-либо конечного результата, из этого вытекает следующее доказательство – цели, источником всех целей является Бог.

Аквинат считал, что все процессы в мире, даже случайные, происходят по какой-либо необходимости и выделяет следующее доказательство – случайности и необходимости, где источник необходимости – Бог. И последнее доказательство бытия Бога – доказательство степени качества. Это доказательство основывается на способности человека различать все явления и процессы окружающего мира по степени самых разнообразных качеств, причиной наличия этой способности обусловлено Богом.

Иную систему объяснений предложил следующий философ, представитель патристики – Августин Блаженный. Он был католический епископом, теологом и философом и после смерти был канонизирован за свои труды. Аврелий считал, что вера должны стоять выше разума, ведь если человек не сможет поверить, то не сможет и понять. Он категорически исключал свободу воли и считает её главным источников греха в жизни человека.

Свои основные взгляды на проблему истории и религии он изложил в своем произведении «О граде Божьем», где мир разделился на два противоположных царства. Земное царство было наполнено алчностью и порочностью людей, а небесное, по словам Августина, являлось градом вечным, там никто не рождался, так как никто не умирал, в этом мире царило истинное счастье. И в конечном итоге должно победить небесное царство, ведь оно не знает греха.

Аврелий Августин является автором своего единственного доказательства бытия Бога, по которому считается, что основой мира является Бог, и, если бы не он, то не существовало бы ничего в этом мире.

В конечном итоге мы получаем две точки зрения на решение проблемы существования Бога. Сама проблема существования Бога и каждая из этих теорий являются актуальными и в наше время. Человечеству остается лишь осознать, что первично разум или вера и стремиться к миру без алчности, порочности и грехов.

Просмотров работы: 1625