ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ

Жохова Е.А. 1
1Шуйский Филиал ФГБОУ ВО "ИвГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Становление половой идентичности – одно из направлений социализации подростка. Актуальность темы связана с недостатком данных по вопросам системы, темпа, особенностей психолого-педагогических предпосылок и механизмов развития половой идентичности подростка, а также самого понятия половой идентичности как одного из его сторон.

Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в жизни ребенка и его родителей. Он связан с перестройкой его организма – половым созреванием [3]. Физиологические изменения вызывают построение нового телесного Я, вследствие чего ускоряется смена психологических позиций подростка, он меняет статус ребенка на статус взрослого человека.

Одна из важнейших проблем подросткового возраста – проблема становления половой идентичности. Половая идентичность относится к основным характеристикам человека, в значительной мере развивает его самосознание и задает направление его социализации [1].

Понятие «половая идентичность», подразумевает под собой – субъективное ощущение индивида своей принадлежности к женскому или мужскому полу [4]. Половая идентичность включает духовное признание своей идентичности со своим полом, в социальном, физическом и психологическом аспекте.

Именно в подростковом возрасте дети интенсивно познают женские и мужские роли. Подростки смотрят за взрослыми, чтобы наиболее полно усвоить внутренний духовный статус и внешнее поведение мужчины и женщины, увидеть образцы их взаимодействия. Особенностями становления половой идентичности в подростковом возрасте являются свойственная ему устремленность поиска на собственную личность, самоанализ и самоисследование. В этот период совершается рост самосознания, формируется внутренний опыт социальных отношений, дающий подростку полнее понять себя и окружающих. Поэтому особое внимание нужно уделять проблемам формирования правильных представлений о роли женщины и мужчины в обществе, обучению культуре общения, взаимодействия, поведения с противоположным полом.

В наше время в психологической литературе берет верх точка зрения, приводящаяся к тому, что однозначный акцент на феминность или маскулинность в моделях поведения ограничивает умственное и эмоциональное развитие обоих полов. Отечественные и зарубежные психологи начинают понимать, что в одном и том же человеке могут уживаться и женские и мужские качества.

В процессе воспитания и обучения педагогам нужно учитывать не только возраст воспитанников, но и гендерный фактор. Это связано с тем, что развитие личности подростка не может быть полноценным и согласованным без полоролевой социализации. Половое воспитание должно развить у подростка чувство социальной ответственности за свои поступки, культуру поведения, недопустимость несерьезности и безответственности с противоположным полом, пояснить понятие «взрослость» в реальном жизненном аспекте.

В основе формирования половой идентичности лежат представления о телесности. В подростковом возрасте завершается развитие представлений о теле, его формах и пропорциях, и подросток начинает оценивать себя. Ребенок все меньше соответствует привычному для себя образу, он пристально вглядывается в него и узнает себя заново.

Гнездилов Г.В. отражает в своей книге мнение западных психологов о том, подросток еще бисексуален. Тем не менее, в этот период половая идентификация достигает нового, значительного уровня. Возникает выраженный интерес к своей внешности, восприимчивость к малейшим признакам несоответствия тому представлению о «норме», которая сложилась у данного подростка. Ясно проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных качеств. Но при этом, подросток может сочетать в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские качества [3].

Для более полного понимания термина «половая идентичность», следует рассмотреть такие понятия как «идентичность» и «идентификация».

Согласно Э. Эриксону, идентичность – это чувство самотождественности, полноценности, сопричастности миру и людям. Это чувство стабильного, адекватного владения личностью собственным Я, независимо от его изменений и обстоятельств.

В психологическом словаре Петровского А.В. идентификацией называется уподобление, отождествление с кем – либо, чем – либо. Понятие идентификация было введено Зигмундом Фрейдом, для анализа некоторых процессов, посредством которых ребенок усваивает образцы поведения, принимает женскую или мужскую роль.

Формирование половой идентичности происходит под влиянием биологических предпосылок в процессе половой социализации. В постнатальном онтогенезе биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Советский психолог Выготский Л.С. считает, что подростковый период характеризуется половым созреванием и «социальным созреванием личности». В организме подростка происходят быстрые изменения. Повышается уровень мужских и женских гормонов, вследствие чего, начинают выражать внешние признаки созревания мужчины и женщины.

Средний возраст полового созревания за последние 20 лет существенно уменьшился. Общее ускорение темпов полового созревания связано с улучшением медицинского обслуживания и питания. Общее ускорение темпов полового созревания становится фактором риска в психическом развитии подростков, так как при этом другие стороны развития остаются в пределах установившихся темпов взросления.

В цикле исследований Р. Бернса и в экспериментальных исследованиях Р. М. Лернера, Дж. Кнаппа, Дж. Орлоса, было представлено, что большая удовлетворенность собственным телом для юношей и девушек, позволяет уверенно заявлять о наличии высокой самооценки. Однако эта удовлетворенность для девушек определена физической привлекательностью, а для юношей – инструментальной результативностью тела [2].

Бывают ситуации, когда происходит утрата или несформированность половой идентичности, это ведет к глубоким изменениям всей личности подростка. Несогласованность одного из аспектов развития половой идентичности (биологического и социального) может вести к гомосексуальности [5].

Таким образом, половая идентичность – это один из видов личностной идентичности, внутренняя динамичная структура, объединяющая отдельные стороны личности, связанные с осознанием себя как представителя определенного пола. Центральным условием ее формирования в подростковом возрасте является социальный фактор, и именно от него зависит будущее подростка.

С целью изучения процесса становления половой идентичности в подростковом возрасте мы провели опрос 29 подростков в возрасте 12-13 лет (15 – девочек, 14 – мальчиков). Нами были использованы «Полоролевой опросник» (С. Бем) и опросник «Я женщина (мужчина)» (Л.Н. Ожигова).

В целом, результаты исследования можно обозначить в ряде выводов:

Подростки 12 – 13 лет осознают свою принадлежность к определенному полу и идентифицируют себя с ним.

Девочки в большей степени относят себя к феминному типу личности, у большинства из них уже сформировано осознание гендерных стереотипов.

Мальчикам в большинстве свойственна андрогиния, то есть в возрасте 12 – 13 лет в них сочетаются и мужские и женские качества. Это во многом связанно, с их отставанием в развитии от девочек в этот возрастной период и не является отклонением от нормы.

Все испытуемые считают себя соответствующими гендерным стереотипам.

В процессе наблюдения за подростками не было выявлено каких-либо отклонений в становлении их половой идентичности.

Общественные стереотипы влияют на формирование половой идентичности подростков.

В процессе воспитания и обучения педагогам нужно учитывать не только возраст воспитанников, но и гендерный фактор. Это связано с тем, что развитие личности подростка не может быть полноценным и согласованным без полоролевой социализации. Пробелы в формировании половых ролей у подростка приводят к нарушению половой идентичности, что в дальнейшем может сказаться на всей его жизни (создании собственной семьи, воспитании детей, взаимоотношениях с противоположным полом и т.д.).

Литература

Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. Руководство. 3-е изд., испр. – М.: Когито –Центр, 2002.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. М.: Прогресс, 2004.

Гнездилов Г.В. Возрастная психология и психология развития [Электронный ресурс]: учебное пособие / Г.В. Гнездилов, А.Б. Курдюмов, Е.А. Кокорева, В.В. Киселев; отв. ред. В.В. Киселев. – М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2017.

Крукс Р. Сексуальность / Р. Крукс, К. Баур М.: Прайм-Еврознак, 2005.

Малкина – Пых И. Г. Гендерная терапия. – М.: Изд-во «Эксмо», 2006.

Просмотров работы: 861