Физическое воспитание: развитие скоростных способностей. - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Физическое воспитание: развитие скоростных способностей.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Скоростные способности – это комплекс функциональны свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени. Среди специалистов нет единства взглядов насчет данного умения. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.

Разделяют элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся:

1. скорость двигательной реакции;

2. скорость одиночного движения;

3. частота движений.

Скорость является проявлением способностей человека срочно реагировать на внешние раздражители и выполнять быстрые движения. В спортивной практике скоростные способности проявляются в специфических формах скоростно-силовых качеств. Скоростные способности по сравнению со всеми другими физическими качествами являются самым трудно тренируемым качеством человека. Максимально возможный прирост скорости в спринтерском беге в процессе многолетних занятий не превышает 15-18 %. Это обусловлено прежде всего тем, что их физиологической основой является мало поддающееся совершенствованию врожденное свойство центральной нервной системы - подвижность нервных процессов (смена возбуждения и торможения).

Быстрота - это качество, которое весьма многообразно и специфично проявляется в различных физических действиях человека. Способность быстро выполнять движения ациклические и циклические, взрывные ускорения в них - одно из самых важнейших качеств спортсмена такого, например, как легкоатлет.

Быстрота движения в первую очередь определяется соответствующей нервной деятельностью, вызывающей напряжение и расслабление мышц, направляющей и координирующей движения. Она в значительной мере зависит от совершенства спортивной техники, силы и эластичности мышц, подвижности в суставах, а в продолжительной работе от выносливости спортсмена. Встречаются утверждения, что быстрота - качество врожденное, что нельзя, например, стать бегуном на короткие дистанции, если нет соответствующих природных данных. Однако практика подтверждает, что в процессе систематической многолетней тренировки спортсмен может развить качество быстроты в очень большой мере.

Быстрота имеет разные формы проявления. Различают быстроту как способность к быстрым двигательным реакциям на зрительный, звуковой или тактильный раздражитель. Например, быстроту реакции фехтовальщика в ответ на действие противника, быстроту движения со старта бегуна на короткие дистанции. Быстрота выражается также в способности к смене движений по направлению и характеру, прекращению движений. Это та сторона качества быстроты, которая в наибольшей мере проявляется в спортивных играх, скоростном спуске на лыжах, слаломе. Одной из характеристик быстроты является частота движений, играющая большую роль в таких действиях, как, например, спринтерский бег т.д. Быстрота проявляется в способности к частоте повторных движений; например, движений баскетболиста, ведущего мяч, движений бегуна на короткие дистанции. Чем меньше масса движущейся части тела, тем большую частоту можно развить ею. Быстрота частоты движений развивается весьма незначительно.

Для развития частоты движений можно использовать бег на месте с максимальной, естественной, частотой, но с минимальным подниманием стоп от пола. Это упражнение можно использовать и как соответствующий тест, подсчитывая количество шагов за 10 секунд. С целью превышения максимальной скорости и частоты движений можно использовать звуковой ритм или соответствующую музыку:

1. Под музыкальное сопровождение с отчетливым ускоряющимся ритмом, рассчитанное на 15-30 секунд. передвижения, гораздо легче проявить предельную быстроту и попытаться превысить ее. Так, в эксперименте бег на месте под ускорявшийся танцевальный ритм позволил спортсменам увеличить частоту движений на 5-8 %.

2. Быстрота проявляется также в способности преодолевать определенное расстояние в наиболее короткий отрезок времени, а также в импульсивности, резкости одиночных или повторных движений. Между указанными формами проявления быстроты имеется связь, но нет прямой зависимости.

3. Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 2-3 секунд.

4. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.

5. В играх и единоборствах есть ещё одно специфическое проявление скоростных качеств - быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:

1. состояние центральной нервной системы и нервно - мышечного аппарата человека;

2. морфологических особенностей мышечной ткани, её композиции (т.е. соотношения быстрых и медленных волокон);

3. силы мышц;

4. способности мышц быстро переходить из напряжённого состояния в расслабленное;

5. энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота - АТФ и креатинфосфат - КРФ);

6. амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;

7. способности координации движений при скоростной работе;

8. биологического ритма жизнедеятельности организма;

9. возраста и пола;

10. скоростных природных способностей человека.

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих 5 фаз:

1. возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующим в восприятии сигнала;

2. передачи возбуждения в центральную нервную систему;

3. перехода сигнальной информации по нервным путям, её анализа и формирования эфферентного сигнала;

4. проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;

5. возбуждения мышцы и появление в ней механизма активности.

Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12—13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).

Скоростные способности человека очень специфичны. Например, можно обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью, и наоборот, а тренировка в быстроте реакции практически не сказывается на частоте движений.

Таким образом скоростные способности необходимы во всех видах лёгкой атлетики. Это качество тесно связано с техникой выполнения упражнений, силой мышц, гибкостью, хорошей координацией движений. Именно за счёт совершенствования этих качеств, развивается скорость. Для развития быстроты применяются упражнения с большой частотой движений: бег на короткие отрезки, бег под уклон, спортивные игры. Упражнения скоростно-силового характера выполняются в большем количестве и с большей интенсивностью.

Просмотров работы: 3676