ТРАВЛЯ В ШКОЛЕ ИЛИ БУЛЛИНГ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ТРАВЛЯ В ШКОЛЕ ИЛИ БУЛЛИНГ

Сергеев В.А. 1
1Курганский институт железнодорожного транспорта филиал Уральского государственного университета путей сообщения. Курган
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Любой человек является личностью и все достойны уважительного отношения. Именно в школе у нас начинает развиваться наша личность и любовь к самому себе. Самооценивание - это представление человека о значемости личных свойств , деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных плюсов и минусов, выражая их открыто или даже закрыто.Оно начинает формироваться не только благодаря семье ,но и мнением сверстников. Особенно важно мнение сверстников в подростковый период т.к практически все выстроено на общении. Общение и совместные интересы воздействуют на статус ребенка, так как в первую очередь будут травить того кто не похож на всех. Если ты отличаешься от остальных ,то это привлечет еще больше вниманию к твоему лицу ,что и становится объектом насмешки.

Проблемы среди подростков и детей – травля и буллинг (от англ. «bully» — травля, задирание, дедовщина, агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет свойство повторяться, при этом ответ жертвы показывает, как сильно она задета происходящим ) происходит это явление во многих странах. Почему это происходит? Это происходит потому что школа собирает не зрелых лиц, которые не усвоили в полной мере идеи уважительного и толерантного отношения к окружающим. Поэтому в школе как были так и останутся проблемы насилия и унижения.

Буллинг как явление разнообразен. Он может проявляться как физически так и психологически . Чаще всего встречается психологическое явление агрессии. Так как скорее всего физическая может быть остановлена преподaвателями или же взрослыми. Когда психологическая может происходить на длительном времени и не быть замеченной очень долго. Но это всё зависит от обидчика(буллера). В каждой стране причиной травли могут быть разные ,но все они объединяются тем ,что происходит унижения человека .

Какие виды травли бывают ? На первое место ставят - словесную травлю, которая включает в себя : оскорбления ,злые шутки, словесные провокации, обзывание и т.д. На второе место ставят – бойкот ,на третьем – физическая расправа , на четвертом – слухи и сплетни. Каждый из этих видов оставляет след в душе и боязнь общества.

Какие психические заболевания может нести травля?

Почему боязнь общества? Часто унижение и избиение ребенка или подростка приводит к замыканию в себе или боязни общества . Например:

1)Социофобия(научное понятие) - социальная фо́бия, социальное трево́жное расстро́йство — упорная иррациональная боязнь исполнения каких-либо общественных действий. Человек с этим расстройством называется социофоб или человек который боится общества.
Социофобия в буквальном понимании «страх перед обществом».Как говорит Т.Е Даут «
в прошлые века тревога обычно возникала при восприятии физической опасности, сегодня опасность имеет, главным образом, социальный и межличностный характер».Проявление социальная фобия в основном выражает в не мотивированном исполнения каких либо общественных действий. Например: публичных выступлений, действий, которые сопровождается вниманием со стороны не знакомых лиц (боязнь пользоваться местами общепита, общественным туалетом, невозможность заниматься чем-либо при наблюдении со стороны и т. п.), или даже просто общения с незнакомыми людьми и лицами противоположного пола. В общем случае социофобия выражается в страхе оказаться в центре внимания, проявляющемся в болезненных опасениях негативной оценки окружающих и в избегании подобных ситуаций. Как отмечает авторы, практически каждый второй человек с комплексом неполноценности склонен к социофобии . Некоторые исследователи считают, что ее возникновение предшествует определенная травматическая ситуация: публичное оскорбление, насмешки. Ряд авторов делает акцент на несформированные навыки взаимодействия с другими людьми . Как правило, «очивидимaя» причина оказывается поводом, а не основной детерминантной.

2)Интроверсия - экстрaверсия (в психологии)- распространённый в психологии вид категоризации или показатель измерения черт личности. Но нам нужна интроверсия. Человек обладающий этой чертой личности(характера) имеет название интроверт. Интроверт- это человек, у которого психологический склад , характеризующийся сосредоточенностью на своем внутреннем мире, замкнутостью, созерцательностью.

Общая характеристика интровертa

Первое описание двух абсолютно противоположных типов человека принадлежит известным психологам Юнгу и Айзенку. Они различали экстравертов, как людей направленных на внешний мир, и интровертов – с ориентацией преимущественно на феномены внутренней жизни. Поэтому на вопрос : кто такой интроверт, мы отвечаем, что это человек, для которого его размышления, фантазии, рассуждения гораздо важнее, чем реальные события, происходящие в жизни.. Особенности интроверта в том , что для него первичен фон его внутреннего состояния и происходящее вокруг, он воспринимает не напрямую, а через призму, будто бы смотрит в окно. «Домa» он – только наедине с собой, с другими – он всегда в «гостях». А в гостях мы всегда на нервах, следим за своими словами, действиями, реакциями других людей и это утомляет.

Интроверт – особенности воспитания в детстве:

Особенности характера интроверта зависят от воспитания и самооценивания. Родители-экстраверты пытаются переделать своего ребенка под себя или одноклассники которым интроверт хочет соответствовать или общаться , но чаще всего был от толкнут ими . Они считают природную замкнутость, застенчивость, склонность к долгому обдумыванию своих действий и поступков – недостатками характера. Дети пытаются соответствовать требованиям, пробуют «исправиться», ведут себя против своей природы и этим истощают нервную систему. Формируется низкая самооценка, неуверенность в себе и негативный образ «Я». Всю жизнь неправильно воспитанные интроверты могут считать себя «уродами», потому, что им не привычна легкость общения экстравертов и они никогда не смогут стать похожими на своих родителей или своих сверстников с другим типом личности. Чаще всего из-за того что интроверт не может начать общение первым приводит к одиночеству или травли со стороны детей, которые считает что этот ребенок отличается от них.

3)Лукизм - (дискриминация по внешности) — это обозначение положительных стереотипов, предрассудков, выбора поведения по отношению к физически привлекательным людям.

В ходе одного опроса в США выяснилось, что дискриминация из-за внешности встречается чаще , чем по этническому или национальному признаку.

Есть отдельный термин для такого явления – «лукизм». Это предвзятое отношение к людям, которые считаются физически непривлекательными.

Впервые его стали широко использовать в 2016 году, когда в одной компании сотрудницу отправили домой без оплаты за то , что она отказалась обуть туфли нa каблуках.

Но мы то знаем ,что дискриминация по внешности была еще давно и есть до сих пор. Так как внешность играет огромную роль в нашем мире, и какое-то отличие от этих стaндaртов приводит к дискриминации, травли или физическим травмaм.

Даже в школе если у ребенка есть какая-то особенность во внешности . может привезти к насмехательствам или травли со стороны сверстников и окружающих.

Кибербуллинг или угрозы в интернете

В современном мире существует и такое явление, как кибербуллинг или угрозы через интернет. С появлением интернета отношения в обществе подростков существенно поменялись, теперь много времени они проводят в различных социальных сетях, форумах, интернет стал привычной стороной жизни современной молодежи, a потому и многие вопросы они решают в его рамках. Так как дети и подростки это еще не зрелые личности, то порой в качестве форм решения возникших межличностных проблем некоторые могут использовать угрозы через интернет. Так как к социальным сетям имеет доступ сейчас каждый подросток и ребенок, то возможные оскорбления и обвинения наносят подвергшемуся угрозам большую психологическую травму. Возникает вопрос: а как же быть родителю в таких ситуациях? Родители могут настоять, чтобы компьютер находился в общей зоне (кухне или гостиной) для исключения угрожающих сообщений в ночное время. Часто дети не сообщают о кибербуллинге, так как боятся, что родители отберут компьютер. Родители должны убедить ребенка, что все устройства останутся у ребенка, но буллинг — это проблема, и взрослые должны знать о ней, чтобы защитить своего сына или дочь. Безусловно, с проблемой школьного буллинга и кибербулинга необходимо бороться. Буллинг — это разрушительное поведение более «сильных», направленное на более «слабых». Буллинг не бывает справедливым, так как «сильный» получает «удовольствие» от нанесённого ущерба (материального и морального) «слабому». Борьба должна в себя включать желание всего педагогического коллектива, родителей прекратить издевательства. Важно, чтобы именно все этого хотели, так кaк один педагог или родитель не может прекратить систему издевательств. Используя определенные алгоритмы работы с буллингом в школе, можно уменьшить степень распространения этого отрицательного явления в школе. Важно определить формы буллинга, которые имеют место в школе. Можно психологу, социальному педагогу вести дневник наблюдений за поведением членов школьного сообщества, которые склонны к проявлению физического или психологического насилия. Полезно также составить и использовать психологом специальные анкеты, на вопросы которых смогли бы анонимно ответить все члены школьного сообщества, включая родителей. Это поможет оценить ситуацию и определить, какие меры необходимо предпринять. Они также дают возможность оценить масштаб буллинга и проанализировать его причины. Анализ анкет поможет понять, где, в каких местах школьники сталкиваются с буллингом и как они реагируют на него, кто из них заинтересован, нуждается в помощи в борьбе с этим явлением. После изучения проблемы нужно разработать меры по борьбе с буллингом. Важно обсуждать проблему со всеми участниками учебного процесса. Беседы со школьниками как индивидуальные, тaк и в группе очень важны и полезны. Обращение к чувствам школьников, моральная оценка действий «обидчиков» играют важную роль. Не менее важно грамотно построить разговоры с детьми, пострадавшими от насилия. Цель бесед с ними — вовлечь в игры или дружеские отношения с другими детьми. Нужно вести просветительскую работу с родителями и педагогами о проблемах булллинга и его последствиях. Для решения проблем, связанных со школьным буллингом, можно разработать «Комитет по предотвращению буллинга», данная школьная организация может быть эффективным средством в противостоянии насилию в школе. Причем в этот комитет должны входить не только взрослые-педaгоги и родители, но и учащиеся школы, так как учащиеся — члены такого комитета обладают более полной информацией о данном явлении. Со временем они приобретают навыки помощи жертвам насилия. Кроме того, у них появляется возможность эффективного решения своих личных проблем, связанных с этим аспектом школьной жизни. Школьники, которые состоят в таких комитетах, часто своими действиями, посредническими навыками, могут реально изменить в лучшую сторону ситуацию в школе. В Комитет по предотвращению буллинга рекомендуется включать школьников всех возрастов, так как проблемы буллинга существуют не только среди подростков, но и среди учащихся начальной школы. Отношения между членами комитета должны строиться на основе демократических принципов. В обязанности комитета входят: подготовка школьных собраний на тему буллинга, формирование специальных групп для работы с новыми учащимися (так как велика вероятность попадания «новеньких» в разряд изгоев), проведение бесед с установкой на повышение жизненного тонуса с учащимися, которые сталкивались с тем или иным видом насилия в школе, оказание помощи персоналу школы в решении проблемы буллинга. Если проявления буллинга не будут своевременно пресечены, то они становятся всё более опасными. Реакция школьного сообщества на случаи насилия — важный аспект в решении этой проблемы. В этих условиях жизненно необходимой становится деятельность по профилактике школьного буллинга. Необходимо проводить классные часы, основными идеями которых будут темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Социально-психологическая служба должна проводить с классами тренинги на сплочение классного коллектива, развития терпимости, развития эмпатийного мышления по отношению к окружающим, чтобы растущее поколение могло понимать, что чувствует ровесник в той или иной ситуации. В заключение стоит отметить, что проблему школьного буллинга очень сложно искоренить из школы сиюминутно, но если вплотную и серьезно заняться этой проблемой всем участникам учебного процесса (учителям, родителям, учащимся), то высока вероятность того, что возможно избежать многих конфликтов, вероятнее всего, многие ученики смогут нормально существовать в школьном сообществе.
Советы родителям:

Как поддержать ребёнка?

Если травля уже есть, то это повод обратиться к психологу, причём разбираться надо сразу всей семьёй. Если ребёнок занимает в семье позицию жертвы, то и в школе будет то же самое.

Покажите, что вы всегда на стороне ребёнка и готовы помогать ему, разбираться с трудностями до самого конца, даже если это будет непросто. Никаких предложений перетерпеть сложный период быть не должно.

Постарайтесь уничтожить страх. Ребёнок боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его за нарушение норм поведения, если он даст отпор или пожалуется. Расскажите, что его самоуважение важнее, чем мнение одноклассников и учителей.

Если ребёнку не хватает возможностей для самоутверждения в школе, найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби, спорте, дополнительных занятиях. Нужно привить ему уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения.

Сделайте вообще всё, что поможет поднять ребёнку самооценку. Это отдельная тема. Переройте весь интернет, перечитайте всю литературу на эту тему, поговорите со специалистами. Всё, чтобы ребёнок поверил в себя и в свои силы.

Что нельзя говорить?

Иногда родители занимают позицию, при которой их помощь становится вредной. Некоторые фразы сделают только хуже.«Ты сам виноват», «ты так себя ведёшь», «ты их провоцируешь», «тебя травят за что-то». Ни в чём ребёнок не виноват. И у каждого из нас можно найти отличия от других, недостатки. Это не значит, что каждого могут травить. Обвинять жертву и искать причины буллинга — значит оправдывать обидчиков. Так вы встанете на сторону врагов своего ребёнка

Список использованных источников

Гребенкин, Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе / Е.В. Гребенкин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 304 с. – ISBN5-222-09783-8. - Текст: непосредственный.

Гришина, Н.А. Буллинг в школе /Н.А.Гришина. – Москва, 2015. – Режим доступа: свободный. - URL: http://www.rae.ru/forum2012/236/551 (дата обращения: 25.11.19). – Текст: электронный.

Кравцова, М. Отверженные: честная книга о детской жестокости / М.Кравцова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 238 с. - ISBN: 978-5-222-22653-7. – Текст: непосредственный.

Руллан, Э. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга /

Э. Руллан. — Москва: Генезис, 2012. - 264 с.- ISBN: 978-5-98563-289-7. – Текст: непосредственный.

Трошина, С. Советы психолога: Буллинг: что это такое, где встречается, как бороться / С.Трошина. – Режим доступа: свободный. - URL: http://www.benatar.ru/chto-takoe-bulling-i-kak-s-nim-borotsya-1043.html (дата обращения: 25.11.19). – Текст: электронный.

 

Просмотров работы: 24