Согласно проведенным исследованиям, многие муниципальные образования не владеют технологиями стратегического планирования на необходимом уровне (соответствующем положениям и задачам, уже определенным в нормативно-правовых актах [1]). Нами проанализированы планы и программы развития муниципальных районов Забайкальского края и выявлено, что целевые ориентиры зачастую не отвечают реальным потребностям местного населения.
Согласимся с мнением, что определять миссию для организаций (публично-правовых, особенно), деятельность которых регламентирована сверху, достаточно трудно. Полномочия и компетенции органов управления муниципальными образованиями строго определяются федеральным законодательством. С учетом этого, можно говорить о миссии территории, занимающей определенное административно-географическое положение и обладающей соответствующим, уникальным ресурсным потенциалом роста и своей историей [2].
Для достижения эффективности стратегического планирования необходим инструмент, позволяющий выбирать путь достижения миссии, стратегической цели, связывать с ними тактические действия муниципалитета. В качестве такого инструмента можно выделить количественный SWOT-анализ.
Методика SWOT-анализа популярна и включает определение цели и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих ее достижению или осложняющих ее. Наиболее распространен качественный SWOT, так как является широкой комплексной процедурой стратегического анализа для органа власти любого уровня. Особое внимание уделяется не просто констатации фактов, а определению «возможностей» и «угроз», которые привносит в деятельность муниципального образования внешняя окружающая среда, и «сил» и «слабостей», возникающих из имеющегося местного ресурсного потенциала. В качестве преимуществ качественного SWOT-анализа мы определили визуализацию данных, а основного недостатка – «качественность» (вербальность) индикаторов стратегического плана. Отсутствие количественных критериев делает невозможным прогнозировать конкретные значения экономических показателей.
Для расчета матрицы количественного SWOT-анализа вводятся такие показатели как:
вероятность появления конкретных возможностей и угроз (может принимать значения 0,1-0,3 – низкая вероятность; 0,4-0,6 – средняя вероятность; 0,7-0,9 – высокая вероятность; 1 – очень высокая вероятность);
коэффициент влияния на деятельность организации конкретных возможностей и угроз (в пределах от 0 до 1);
интенсивность сильных и слабых сторон организации (5 – интенсивность высокая / очень сильное преимущество; 3-4 – интенсивность средняя / достаточно сильное преимущество; 1-2 – незначительное преимущество. Для слабостей аналогично, только с отрицательным знаком);
способность сильных сторон содействовать реализации возможностей и противостоять угрозам (5 – фактор дает полную возможность использовать благоприятные возможности или предотвратить отрицательные последствия угроз; 4, 3 – существенное содействие использованию благоприятных возможностей или защите от угроз; 1, 2 – незначительное влияние на использование благоприятных возможностей или защиту от угроз; 0 – нет практического влияния фактора на конкретные возможности и угрозы);
способность слабых сторон ослабить воздействие возможностей и усилить угрозы (0 – нет практического влияния фактора на конкретные возможности и угрозы; 1,2 – отрицательное влияние на использование благоприятных возможностей или содействие усилению угрозы; 3,4 – сильное отрицательное влияние на использование благоприятных возможностей или четкое усиление угрозы; 5 – невозможность предотвратить действие угрозы или использовать благоприятные возможности).
Далее проводится заполнение матрицы и ее преобразование. Основываясь на проведенных расчетах и полученных результатах, мы можем сделать оценку взаимовлияния отдельных конкретных факторов и указать (в числовом выражении) наиболее сильные стороны муниципального образования, которые помогают воспользоваться возможностями, наиболее сильные стороны, которые помогают защититься от угроз; наиболее вероятные возможности, воспользоваться которыми органы местного самоуправления могут при помощи сильных сторон; сильные стороны муниципалитета, которые помогают защититься от угроз и т.д.
Суммируя полученные данные «на диагональ» для каждого сочетания: силы*возможности (S*O); силы*угрозы (S*T); слабости*возможности (W*O); слабости*угрозы (W*T), мы получаем общую оценку стратегии и выбираем ту, которая получила большее количество баллов. В соответствии с типом «сложившейся» стратегии, определяем «точки роста» и формулируем конкурентные преимущества (имеющиеся или планируемые). Далее разрабатываем план мероприятий, по осуществлению точек роста.
Существуют и другие подходы SWOT-анализа [3]. Представленная методика, конечно, требует понимания и определенных навыков применения. Но при этом она проста, понятна, наглядна и обеспечивает количественное обоснование выбираемых целевых показателей, параметров управленческих решений на уровне местного самоуправления.
Список литературы:
1. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ [электронный ресурс]. – режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/, свободный. (дата обращения: 17.10.2019).
2. Блусь П.И., Ганин О.Б., Ганин И.О., Сибиряков А.П. Агломерационный подход к обоснованию новой парадигмы Стратегии социально-экономического развития Пермского муниципального района на 2016-2030 годы // ARS ADMINISTRANDI. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aglomeratsionnyy-podhod-k-obosnovaniyu-novoy-paradigmy-strategii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-permskogo-munitsipalnogo-rayona (дата обращения: 27.11.2019).
3. Изосимов С.В., Шевченко А.Л. Метод SWOT-анализа: его место в методах исследования, преимущества и недостатки // Экономикс. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-swot-analiza-ego-mesto-v-metodah-issledovaniya-preimuschestva-i-nedostatki (дата обращения: 27.11.2019).