Методика обследования пассажиропатоков - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Методика обследования пассажиропатоков

Коряков В.Б. 1
1БГТУ им. Шухова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Пассажирский транспорт является одним из наиболее массовых видов автомобильного транспорта, и относится к числу важнейших отраслей жизнеобеспечения города, от функционирования которого зависят качество жизни населения, эффективность работы отраслей экономики города Белгорода и возможность использования ее градостроительного и социально-экономического потенциала.

Чтобы повысить качество предоставляемых автотранспортных услуг в Белгородской области и обеспечить эффективность использования подвижного состава, хозяйственные субъекте занимающиеся перевозками пассажиров (транспортные компании, администрация, агломерация) обязаны систематически отслеживать пассажиропотоки по дням недели, месяцам года на всей маршрутной сети. Обследование пассажиропотоков проводится в соответствии с действующими нормативными документами

На маршрутах городского пассажирского транспортамониторинг пассажиропотоков служит основанием для корректировки составления расписания движения автобусов, маршрутной схемы, организации экспрессных, полуэкспрессных, спаренных и укороченных рейсов.

В производственной деятельности предприятий городского пассажирского транспорта применяются методы обследования пассажиропотоков:[4,75]

Метод визуального обследования, позволяет получить сведения о наполнении

автобусов пассажирами путем визуальной оценки водителями, кондукторами или учетчиками, проводится на остановочном пункте по шестибалльной шкале, представленной силуэтами подвижного состава разметкой степени наполнения. Визуальный метод используется при выборочном обследовании отдельных или части маршрутов в течение всего времени работы, или в отдельные часы суток.

Метод подсчёта входящих и выходящих пассажиров на остановочном пункте.

Данные записываются в специальной таблице (счётно-табличный метод). Этот метод позволяет определить пассажирооборот остановочного пункта, регулярность движения на перегонах.

Анкетный метод обследования дает возможность определения потребности

населения в перевозках по различным направлениям независимо от сложившейся маршрутной сети. Этот метод позволяет учесть пассажиропотоки на всех видах пассажирского транспорта. Для этого метода характерно не выборочное обследовании, а сплошное, охватывающее всю маршрутную сеть города, района.

Метод комплексного обследования пассажиропотока проводится тремя основными способами:

- при помощи учётного талона, выдаваемого пассажиру при входе в салон с отметкой на нём остановки посадки и забираемом при выходе с отметкой номера остановки высадки. Метод обследования трудоёмок в обработке, не рассчитан на применение вычислительной техники;

- при помощи опроса входящих пассажиров относительно остановки их выхода (метод назывался табличным). Сущность этого способа заключается в том, что учётчик, узнав от пассажира до которой остановки он следует, должен в специально разработанной таблице напротив пункта посадки поставить пункт назначения;

- при помощи подсчета количества входящих и выходящих пассажиров на каждом остановочном пункте с заполнением соответствующих таблиц (счётно – табличный метод).[6,с.11]

При комплексном обследовании можно определить распределение пас­сажиропотока по маршрутам, мощность пассажиропотока по перегонам, среднюю дальность поездки пассажира по маршруту, корреспонденцию пассажиров между остановочными пунктами маршрута, коэффициент наполнения, коэффициент сменяемости пассажиров и др. показатели.

Отчётно – статистический метод, основанный на анализе данных о выручке от

перевозки пассажиров на маршрутах и проданных билетов. В связи с меньшей трудоёмкостью и возможностью получения значительного количества показателей и использования для обработки результатов наблюдений вычислительной техники табличный метод получил наиболее широкое распространение на автобусном транспорте.

В последнее время наиболее востребованные автоматизированные методы обследования пассажиропотоков [4, с.76]. Для сбора исходных данных о числе входящих и выходящих на остановках пассажиров применяются современные технологии автоматического подсчета на основе использования бесконтактных датчиков, которые устанавливаются в салонах пассажирских транспортных средств [2, 35]

Автоматизированные методы подразделяются:

- контактные методы позволяют получать данные о пассажирах через непосредственное воздействие на технические средства. Эти технические средства или устройства размещаются в крупных пассажирообразующих и пассажиропоглащающих узлах. Но основной минус указанного метода – данные будут получены только от узкой группы людей, которые ввели информацию в конкретное устройство доступа информации;

- неконтактные методы используют фотоэлектрические приборы. При фотоэлектрическом учете перевозимых пассажиров используют фотопреобразователи, которые устанавливаются в дверных проемах по два на каждый поток посадки-высадки пассажиров. К недостаткам этого метода следует отнести недолговечность приборов, сложность настройки и наладки фотоэлектрических датчиков, а так же высокую погрешность измерений;

- косвенные методы – методы учета перевозимых пассажиров, которые используют специальные устройства, позволяющие взвешивать одновременно всех пассажиров транспортного средства с последующим делением общей массы пассажиров на среднюю массу. Общая масса пассажиров определяется при помощи тензометрических преобразователей, расположенных на подушках рессор. Данные обследования предоставляются в виде эпюр пассажиропотоков по времени. Недостаток метода – необходимость раздельной посадки и высадки пассажиров на остановочном пункте;

- комбинированный метод заключается в учете пассажиров при использовании двух типов датчиков. Например, при входе в салон пассажиры наступают на нижние, а затем на верхние контактные ступеньки. Сигналы от пары ступенек и открытия дверей поступают в блок управления, где сигналы обрабатываются. Данные регистрируются с учетом пройденного пути, времени, номера остановочного пункта.

Все системы могут работать в автономном режиме, но наиболее результативно проявляют себя при подключении к аппаратно-программным комплексам.

Инструментальный метод автоматического сбора и передачи данных в

диспетчерский центр для дальнейшего расчета основных характеристик пассажиропотока реализуется с помощью специального оборудования, устанавливаемого на транспортные средства городского пассажирского транспорта, выполняющего транспортную работу.

Система «Автокондуктор» с онлайн – видео – регистратором обеспечивает автоматизированный контроль транспорта., включающий в себя :

- Онлайн контроль местоположения

- Контроль пробега

- Контроль расхода топлива

- Контроль использованных Топливных карт.

Возможности:

- Подсчёт пассажиров при посадке и высадке с точностью более 98%.

- Обнаружение возвратов. Пассажиры, вышедшие и быстро вернувшиеся обратно, не считаются дважды.

- Использование на всех видах транспорта, в том числе на железнодорожном. Систему учета пассажиров с 3D-анализом можно использовать даже на массовых мероприятиях. Конфиденциальность пассажиров сохраняется.

- Интеграция в систему продажи билетов. Если количество пассажиров и количество проданных билетов будут не соответствовать, это будет выявлено моментально.

- Интеграция в систему ГЛОНАСС/GPS. Можно выявить моменты пиковой и нулевой загрузки и соотнести их с геопозицией транспорта.

- Мониторинг заполняемости зоны. Определение местонахождения пассажиров в режиме реального времени.

- Запись видео для проверки подсчёта. Запись цветных видеофайлов вместе с результатами измерений.

- Встроенные видеокамеры датчиков позволяют вести видеозапись в режиме онлайн и передавать данные на внешние носители.

- Автоматическая загрузка записей на удалённое хранилище.

Основными задачами, которых является управление выходами на линию, контроль расписания, решение проблемных ситуаций, возникающих в рабочее время на линии, а также подготовка всей документации необходимой для выхода автобусов на линии и по их возвращению.[1,15]

Первую очередь усовершенствовался процесс работы за счет доступности необходимой информации. В режиме реального времени видно заполненность автобусов, у нас есть понимание нужно ли сделать дополнительный выход транспорта или оставить все без изменений. Система подсчета пассажиропотока дает малую погрешность и является простой в эксплуатации.

Конструктивно оно представляет собой комплект из нескольких камер, устанавливаемых на дверях. Исходными данными для системы подсчета являются изображения, полученные с видеокамер. Посредством 3D-анализа в пассажиропотоке распознаются отдельные лица, и осуществляется подсчет их количества. При этом система способна распознавать случаи, когда пассажир временно выходит из салона при посадке-высадке. За счет этого обеспечивается высокая точность подсчета. Погрешность подсчета объема пассажиропотока составляет при таком алгоритме работы всего лишь 1–3 %. Температурный фактор также не влияет на процесс распознавания пассажиров.

Система подсчета пассажиропотока может комплектоваться трекером GNS-GLONASS v. 4.7 с модулем CAN-LOG, что существенно расширяет ее возможности. Это связано с тем, что по CAN-шине передается огромный поток данных, в частности пробег, нагрузка на ось, температура двигателя, давление в тормозной системе и другая информация об авто. Соответственно, трекер GNS-GLONASS v. 4.7, помимо основной задачи по подсчету пассажиропотока, может быть полезен, для удаленного мониторинга состояния транспортного средства. Более того, такое решение снижает трудоемкость монтажа и эксплуатации отдельно устанавливаемых систем телеметрии. Для техники на гарантии предусмотрен способ подключения модуля с помощью считывателя CAN-Crocodile.

Параметры транспортного средства, которые может считать трекер: уровень безопасности, состояние замка зажигания, наличие ключа в замке зажигания, состояние штатной сигнализации, уровень топлива в баке;обороты двигателя, состояние дверей, время работы двигателя (тотал), полный пробег, расход топлива (тотал), температура двигателя, скорость движения, нагрузка на ось.

Для считывания этих параметров достаточно подключить трекер к бортовой системе транспортного средства и активизировать CAN- LOG на шине данных. Отображение результатов производится на персональном терминале или сервере типа Wialon. Следует учитывать, что передаваемая информация отображается в виде списков ID параметров по протоколу Novacom Gns Extended.[2, 105]

Рассмотренные выше методы обследования пассажиропотоков имеют один существенный недостаток - данные, полученные в результате обследования, отражают характер изменения пассажиропотоков за прошедший период. Кроме того, эти методы являются весьма трудоемкими и дорогостоящими и требуют привлечения большого числа дополнительных работников.

В настоящее время разработаны бесконтактные автоматические устройства, обследование пассажиропотоков обеспечивает постоянное и непрерывное получение информации об объемах перевозок пассажиров при минимальных материальных и трудовых затратах.

Таким образом, несмотря на развитие технологий датчиков (светочувствительные, инфракрасные, тепловые датчики), системам, построенным на их базе, так и не удается точно подсчитывать пассажиропоток. Пассажиры могут быть разного роста, находиться в инвалидном кресле, перемещаться с разной скоростью, учет может вестись в разных погодных условиях в течение суток. Большинство датчиков в таких условиях не способно обеспечить достоверную работу. Для более эффективного подсчета требуются новые технологии, способные работать в жестких условиях, при различном освещении и проводить точный счет при одновременном проходе большого потока людей.

Список литературы

1. Перспективы развития автомобильно-дорожной сети Российской Федерации до 2030 г. По материалам доклада, от 15 марта 2012 г. на конференции «Дорожная сеть России» Евразийского транспортно-логистического форума. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rostransport.com/themes/7062/ Дата обращения: 30.10.2019.

2. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / И.В. Спирин. – 8-е изд., стер. - М.: ИЦ «Академия», 2013. – 400 с. – ISBN: 978-5-4468- 0480-1

3. Богумил В.И. Организация автоматического контроля регулярности движения транспортных средств городского пассажирского транспорта // Вестник ~ 33 ~ Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2012. – №3. – С. 63-69.

4. Исмаилов А.Р. Программно-технологические решения по разработке подсистем планирования заданий для заказных перевозок пассажиров при проведении Олимпийских Игр / А.Р. Исмаилов, А.Б. Львова, А.В. Остроух // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. – М.: «Научтехлитиздат», 2013. – №11. – С. 74-85.

5. Куфтинова Н.Г. Разработка информационно - логической модели транспортной сети мегаполиса / Н.Г. Куфтинова, А.В. Остроух // Бюллетень транспортной информации. – М.: Национальная ассоциация транспортников, 2013. – №1 (211). – С. 23-26.

6. Польгун М.Б. Автоматизация процессов диспетчерского управления городским пассажирским транспортом / М.Б. Польгун, А.В. Остроух, А.Б. Николаев, Д.Б. Ефименко // Промышленные АСУ и контроллеры. – М.: «Научтехлитиздат», 2013. – №5. – С. 10-16.

Просмотров работы: 48