Слово «agile» принято считать обобщающим термином для целого ряда подходов в организации трудовой деятельности людей [1]. В этом огромном множестве подходов довольно сложно разобраться, но еще сложнее оценить потенциальную и реальную эффективность каждого их них.
Все agile-подходы основаны на принципах и ценностях agile-манифеста [2], который, по своей сути, является идеологией, поскольку его принципы могут идти вразрез с личными интересами и мировоззрениями сотрудников. Идеология по К. Мангейму — это предвзятое отражение социальной действительности. В одних случаях идеология может принести пользу коллективу, а в других – вред, и это зависит от конкретной социальной структуры, сформировавшейся в коллективе. Поэтому нельзя однозначно судить о целесообразности применения agile-подходов к организации трудовой деятельности коллектива людей.
«Проект – это решение поставленной задачи, создание уникального продукта, услуги или технологии в заданный период времени, с ограниченными ресурсами, четко прописанными целями и качеством» [3, с. 140]. Считается, что agile наиболее эффективен для организации работы небольших групп людей на greenfield-проектах, и наименее эффективен в больших brownfield-проектах [1]. Иными словами, agile хорошо работает в небольших проектах, нацеленных на создание чего-то нового «с чистого листа», и плохо работает в проектах, нацеленных на поддержание жизнеспособности чего-то уже существующего, в «листе» которого осталось не так много «чистых мест». Чем больше в проекте «исписанного места» (например, сформированных рабочих процессов или бюрократии), тем сложнее применить agile в этом проекте. Чем больше количество участников в проекте, тем сложнее придерживаться одной идеологии в работе над проектом.
Ниже рассмотрены некоторые существующие agile-подходы в образовании.
Рис 1. Динамика популярности запроса «agile» в Google в 2014-2019 гг. в России [4].
Можно выделить два основных направления применения agile в образовании [5]:
Разработка учебных курсов.
Педагогическая работа.
Разработку учебных продуктов можно рассматривать как совместную работу некоторого количества преподавателей, экспертов и обучающихся. Поэтому в данном случае agile-подходы применимы, но их эффективность будет снижаться с ростом количества участников. Известен опыт успешного применения метода Scrum для управления созданием образовательных курсов [6].
К педагогическим технологиям можно отнести методы Extreme Pedagogy («экстремальная педагогика») и Agile teaching-learning methodology («гибкая методология учения и обучения») [7]. Существует альтернативный agile-манифест [8], разработанный специально для школ, который состоит из 4 ценностей и 12 принципов, изложенных ниже.
Ценности:
Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.
Значимое обучение важнее измерения обучения.
Сотрудничество с заинтересованными сторонами важнее сложных переговоров.
Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.
Принципы:
Нашим наивысшим приоритетом является удовлетворение потребностей детей и их семей посредством создания возможностей для непрерывного осмысленного обучения.
Изменение требований приветствуется даже на поздних стадиях образовательного процесса. Изменения необходимы и детям, и их семьям.
Циклы осмысленного обучения должны повторяться как можно чаще и длиться от пары недель до пары месяцев, причем предпочтение отдаётся более коротким интервалам.
Школа и члены семьи учащегося должны ежедневно работать вместе, чтобы сделать осмысленное обучение возможным для всех участников процесса.
Над учебным проектом должны работать мотивированные профессионалы. Чтобы работа была сделана, создайте условия, обеспечьте поддержку и полностью доверьтесь им.
Непосредственное общение является наиболее практичным и эффективным способом обмена информацией как с самой командой, так и внутри команды.
Осмысленное научение — основной показатель прогресса.
Процесс обучения выстроен так, чтобы оставаться устойчивым. Учителя, ученики и их семьи должны иметь возможность постоянно поддерживать ритм обучения.
Постоянное внимание к техническому совершенству и качеству проектирования повышает гибкость учебного проекта.
Простота — искусство минимизации лишней работы — крайне необходима.
Самые лучшие идеи и инициативы рождаются у самоорганизующихся команд.
Команда должна систематически анализировать возможные способы улучшения эффективности и в соответствии с этим корректировать своё поведение.
Так же существует метод eduScrum [9], который основан на проектном обучении. Авторы метода советуют разбивать учащихся на команды по 4 человека и отмечают, что метод можно использовать для обучения в школах и вузах.
Если обучение проходит в рамках какой-либо образовательной организации, то кроме учеников и преподавателей в процессе участвуют и другие сотрудники организации, появляются регламенты, что снижает возможность применения этих педагогических технологий.
Таким образом, главной особенностью agile-подходов в образовании является то, что ответственность за качество обучения переходит от учителя к ученику. Эту особенность можно использовать в качестве критерия применимости agile-подходов для каждого конкретного случая. «Задания, максимально приближенные к реальной жизни, отвечают учебным запросам центениалов, мотивируют их познавательную активность и гарантируют технологическое возрождение российского образования» [10, с. 440].
Литература
https://en.wikipedia.org/wiki/Agile_software_development [дата обращения: 21.11.2019].
http://agilemanifesto.org [дата обращения: 21.11.2019].
Бильдер Е.А., Иванова А.Д. Современные требования к развитию инженерного образования: формирование проектного мышления и управленческих навыков // Инженерное мышление: особенности и технологии воспроизводства. Матер. научн.-практ. конф. (27 октября 2018 г.). – Екатеринбург: Деловая книга. – 2018. с. 139-143.
https://trends.google.ru/trends/explore?date=today%205-y&geo=RU&q=agile [дата обращения: 21.11.2019].
http://agileineducation.ru/agile-v-obrazovanii [дата обращения: 21.11.2019].
Лукашенко М. А., Телегина Т. В. Управление созданием образовательных продуктов с помощью метода Scrum // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2019. – Т. 8. – №. 2 (27).
Манокин, М. А., Ожегова А.Р., Шенкман Е. А. Методология Agile в образовательной среде // Университетское управление: практика и анализ. – Т. 22. – №. 4. – 2018. с. 83-96.
http://agileineducation.ru/manifesto-agile-school[дата обращения: 21.11.2019].
https://eduscrum.com.ru/ob-eduscrum[дата обращения: 21.11.2019].
Лакман И.А., Иванова А.Д. Перспективы применения кейс-обучения в высшей школе // Электронное обучение в непрерывном образовании 2018. V межд. научно-практ. конф. (18-20 апреля 2018 г.): сб. научн. трудов. Ульяновск: УлГТУ. – 2018. с. 433-440.