ПРОЦЕСС ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПРОЦЕСС ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Смирнова В.А. 1
1Курганский институт железнодорожного транспорта филиал Уральского государственного университета путей сообщения. Курган
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Железнодорожный транспорт один из самых требуемых, практичных и выгодных способов доставки большого объема груза, в том числе и опасных веществ на достаточно длинные расстояния.

Очень часто для предприятий требуется использовать особые вещества и отходы, которые благодаря своим свойствам могут угрожать жизни людей. При перевозке опасных грузов нужно придерживаться особых правил.

Опасные грузы – это грузы, к которым предъявляют повышенные в результате хранения, транспортировки, выгрузки и погрузки требования.

При использовании перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом следует соблюдать определенные законы и нормы. Нарушение этих законов и норм может привести к серьёзным последствиям. И это не только денежные взыскания, но и угроза окружающей среде, здоровью и жизни людей. Но если соблюдать правила перевозки опасных грузов по железной дороге, то можно организовать грамотную, эффективную, а самое главное безопасную доставку. Данные правила обязательно должны знать все участники процесса транспортировки, то есть грузоотправитель, грузоперевозчик и грузополучатель.

К категории опасных грузов относят материалы и вещества способные нанести ущерб и вред окружающей среде, а также человеку. Их подразделяют на взрывоопасные, отравляющее и тому подобное.

Согласно принятым нормам все опасные грузы разделили на тринадцать классов:

Класс 1. взрывчатые вещества и изделия.

Класс 2. Газы.

Класс 3. Легковоспламеняющиеся жидкости.

Класс 4.1. Легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества.

Класс 4.2. Самовозгорающиеся вещества.

Класс 4.3. Вещества, выделяющие воспламеняющие газы при взаимодействии с водой.

Класс 5.1. Окисляющие вещества.

Класс 5.2. Органические пероксиды.

Класс 6.1. Ядовитые (токсичные) вещества.

Класс 6.2. Инфекционные вещества.

Класс 7. Радиоактивные материалы.

Класс 8. Едкие (коррозионные) вещества.

Класс 9. Прочие опасные вещества и изделия

Перевозимый груз по железной дороге подбирается в зависимости от этих тринадцати классов опасности. Им выбирают соответствующие и отвечающие всем нормам ёмкости для перевозки. К ёмкостям применяют меры по обеспечению безопасности. Поэтому следует различать классы грузов, так как они имеют особое значение при организации грузоперевозок железнодорожным транспортом. Только при грамотной и профессиональной организации перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом можно не допустить опасных ситуаций.

Вопрос перевозки опасных грузов нужно доверять перевозчикам, у которых есть специальные разрешения и допуски, и которые располагают материально-технической базой для производства доставки опасных грузов.

Какие требования предъявляют к перевозкам опасных грузов?

Многие опасные грузы обладают повышенной чувствительностью. Поэтому при их перевозках требуется быть предельно осторожными. Также нужно исключать контакты с различными материалами, веществами и предметами, которые могут привести к опасным последствиям. Во время этого процесса необходимо выполнять специальные правила перевозки грузов.

Погрузка груза производится грузоотправителем, который обязан обеспечить соответствующей тарой или упаковкой, для конкретного опасного груза. Упаковка, которая используются, должна быть очень прочной, то есть исключать возможные утечки и просыпания.

В случае перевозки по железной дороге груза, который относится к категории легковоспламеняющихся и ядовитых – применяют специально герметичную упаковку. Так же можно указать несколько требований в зависимости от конкретной ситуации:

Для стеклянной тары применяются деревянные, пластиковые и металлические ящики со специальными гнездами;

пространство, которое находится между ёмкостями заполняют специальными негорючими материалами;

обязательно применяются вкладыши, дополнительные перегородки, решетки, прокладки и амортизаторы;

высота транспортной тары должна быть не менее 5 см;

следует строго придерживаться правил по уровню заполнения;

в железнодорожном вагоне обязательно должна присутствовать пустая дополнительная тара на случай нарушения или изношенности целостности основной.

На данные рекомендации следует заострить внимание. Даже самая незначительная утечка вещества способна спровоцировать возгорание всего состава, а также отравление находящихся поблизости людей. Тару и упаковку нужно проверять на каждом этапе, начиная с получения товара и заканчивая выгрузкой.

При осуществлении безопасной транспортировки опасных грузов железнодорожным транспортом, следует применять исключительно специальные контейнеры и вагоны, которые находятся в исправном состоянии. Их могут арендовать перевозчики либо они могут являться их собственностью.

Определенный тип вагона или контейнера может собираться на основании того, какой груз будет перевозиться. Но при этом следует согласовать свой выбор с уполномоченным представителем ОАО «РЖД».

Существует ряд условий относительно вагонов и контейнеров:

маркировка для обозначения уровня и класса опасности перевозимого товара;

прохождение технического осмотра. За техническое состояние специализированных вагонов несет ответственность грузоотправитель

наличие приспособления для фиксации груза и инструкции по их применению;

полное соответствие действующим стандартам и техническим требованиям.

Но не нужно забывать про сам локомотив, благодаря которому вагон перемещается по железнодорожным путям. К нему могут также предъявляться особые требования.

Соблюдение данных требований является обязательным условием для получения разрешения и допуска перевозок грузов. К локомотивам применяют следующие требования:

соответствие ПTЭ и государственным стандартам;

использование средств пожаротушения;

обязательное прохождение полного освидетельствования;

допуск к работе только квалифицированных кадров с соответствующими допусками.

Бригада, которая обслуживает локомотив, прежде чем приступить к перевозкам опасных грузов проходит особое обучение, а также их проверяют на предмет знания всех правил и норм относительно перевозки опасных грузов. Так как локомотивы не могут перемещаться самостоятельно, то выделяется локомотивная бригада. Бригадой принимается локомотив и к ним также предъявляют требования:

возраст от 21 года;

прохождение обязательного медицинского осмотра;

прохождение специального обучения и профессиональной аттестации;

Здесь нужно понимать какую ответственность несёт бригада за соблюдение безопасности движения поезда, в составе которого имеется вагоны с опасными грузами.

Требования погрузки, разгрузки и хранения опасных грузов:

Опасные грузы загружает на участках железнодорожных станций, которые не являются местами общего пользования. Это значит что загружать груз возле пассажирских составов запрещено. Но есть исключения - это контейнерные отправки и мелкие партии.

Грузоотправитель обязан доставлять товар к месту его загрузки в том виде, который был предусмотрен действующими правилами железнодорожных грузоперевозок.

Запрещается загружать и разгружать груз в местах неустановленных, а также на участках, где отсутствуют специальные оснащения. (требование только для опасного груза 1-ого класса)

Грузы первого класса могут находиться на специализированных путях станции не более 2 часов.

Перед отправкой владелец груза обязан предъявить работникам станции свидетельство о техническом состоянии вагона.

Запрещается загружать или заливать в вагоны, контейнеры, цистерны - опасный груз в количестве, превышающем установленные нормы.

Требования погрузки, разгрузки и хранения опасных грузов очень жесткие. Их можно объяснить высокой степенью опасности и потенциального риска, который может произойти при нарушение правил перевозки железнодорожными составами опасных грузов.

Никакая транспортировка опасных грузов не может осуществляться без документов:

лицензия;

разрешение от Минтранса;

накладная;

разрешение от железнодорожных станций;

свидетельство о надлежавшем техническом состоянии;

удостоверение о выполнении ремонта;

акт технической экспертизы;

паспорт грузоперевозчика;

разрешение от МВД.

Осуществление транспортировки различных опасных грузов с помощью железнодорожного транспорта обязательно следует проводить при соблюдении правил размещения.

Размещение и фиксация груза выполняется согласно нормам, которые прописаны в ТУ. Для размещения и фиксации грузов используют различные растяжки, обвязки, подкладки, щиты и другое. Следует помнить, что для каждой категории класса груза - свои требования и правила. Потому все случаи рассматриваются отдельно, в соответствии с необходимыми требованиями.

При выявлении каких-либо нарушений правил или норм применяют специальные меры в отношении виновного в той или иной ситуации. В зависимости от нарушения лица, которые несут за это ответственность - грозит наказание в виде денежного взыскания. Размер штрафа определяется статусом ответственного лица. Денежные взыскания могут достигать от одной до пятисот тысячи рублей. При таких ситуациях как, например, незаконная перевозка грузов в другие страны. Такие нарушители могут понести ответственность в соответствии с уголовным кодексом Российской Федерации.

При транспортировке железнодорожным транспортом опасных грузов следует понимать, что это очень ответственная и опасная работа. Она требует соблюдения различных правил и норм в области перевозок опасных грузов. Даже самая незначительная ошибка может повлечь за собой огромный ущерб. Это касается не только денежных взысканий, но и угроза жизни всему живому.

Список литературы:

Перевозка грузов на особых условиях: учебник. – М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2017. – 173 с.

https://logoskop.ru/perevozka/pravila-opasnyh-gruzov-po-zheleznym-dorogam.html

Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам. — Новосибирск: Изд-во «Новосибирский полиграфкомбинат», 1997. — 435 с.

Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам. — Новосибирск: Манускрипт, 2010. — 489 с.

Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах. — М.: Юртранс, 2003. — 544 с.

Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам. Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума. — Новосибирск: Манускрипт, 2009. — 552 с.

Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом. Сборник. Книга 1. — М.: Юртранс, 2003. — 712 с.

Просмотров работы: 32