Роль человека в интегрированной АСУ. Оперативный персонал АСУ и эксплуатационный персонал АСУ ТП, обеспечивающий функционирование системы. - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Роль человека в интегрированной АСУ. Оперативный персонал АСУ и эксплуатационный персонал АСУ ТП, обеспечивающий функционирование системы.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Персонал автоматизированная система управления в соответствии с ролью, выполняемой им в процессе функционирования системы, делится на две группы: оперативный персонал и эксплуатационный. К оперативному персоналу относятся лица, непосредственно участвующие в принятии решений по процессу управления и в выполнении функций системы (в автоматизированной системе управления технологическими процессами это - операторы и операторы-технологи, в автоматизированной системе управления предприятием, интегрированной автоматизированной системе управления, отраслевой автоматизированной системе управления и других - это операторы и лица, принимающие решения). К эксплуатационному персоналу относятся лица, обеспечивающие нормальные условия функционирования автоматизированной системы управления в соответствии с  Инструкцией по эксплуатации (выполняющие работу по техническому обслуживанию системы). Помимо персонала автоматизированной системы управления, работу автоматизированной системы управления обеспечивает также ремонтный персонал, непосредственно в функционировании автоматизированной системы управления не участвующий и выполняющий ремонт отказавших технических средств и устранение ошибок программного обеспечения автоматизированной системы управления  - ГОСТ 24.701-86 Единая система стандартов автоматизированных систем управления. Надежность автоматизированных систем управления. Основные положения. Итак, система *человек-машина* (СЧМ) ― сложная система, в которой человек-оператор (группа операторов) взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информации и т.д.

Ключевые слова: роль человека в САУ, человек – главное звено в системе, система «человек-машина», эксплуатационный персонал.

Введение

Автоматизация производства и  управления является инструментом совершенствования управления производства и повышения  его  эффективности. Она привела  к  появлению широкого класса человеко-машинных автоматизированных систем различного назначения, без которых невозможно представить современную организацию  управления.

Дальнейшее повышение организационной  и технической гибкости производства, уровня его автоматизации  связано  с комплексной автоматизацией управления промышленным предприятием на основе создания интегрированных автоматизированных систем управления, в которых объектом управления становится вся совокупность исследовательских, проектно - конструкторских, организационно - экономических, социальных, технологических, информационных процессов.[1] Бурное развитие техники приводит к тому, что деятельность человека в автоматизированных системах управления (АСУ) играет все большую роль как в развитии современного производства, повышения его эффективности, так и в безопасности людей. Автоматизированные системы управления – это совокупность экономико-математических методов, технических средств и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом) в соответствии с заданной целью. Человек – оператор, технический специалист, управляющий с пульта работой сложного оборудования или устройства, например ЭВМ, радиолокационной станцией, должен воспринимать, перерабатывать и удерживать большое количество информации, принимать решения и передавать команды машинам. Легко понять, что это резко повысило роль человеческого фактора, который теперь выступает прежде всего как фактор психологический. Поэтому если когда-то проблема “человек – техника” решалась на основе простейших антропологических, физиологических и гигиенических данных или просто по здравому смыслу, то сейчас ее решение требует проведения сложных лабораторных экспериментально-психологических исследований. Это обстоятельство породило такую научную дисциплину как инженерная психология.

Состав АСУ ТП

Рассмотрим состав АСУ ТП, основные элементы и их роли. Основными элементами АСУ ТП являются:

комплекс технических средств (техническое обеспечение);

общесистемная техническая документация;

эксплуатационный персонал.

Комплексом технических средств (КТС) называют совокупность управляющих устройств, устройств передачи сигналов и данных, датчиков сигналов и исполнительных устройств, обеспечивающих выполнение функций АСУ ТП. КТС включает структурные элементы сбора и передачи информации, входящие в информационное обеспечение АСУ ТП. Структурные схемы КТС АСУ ТП приведены на рис. 1.

Рисунок 1 – Структурные схемы КТС АСУ ТП

Общесистемная техническая документация состоит из математического (МО) и организационного обеспечений АСУ ТП. В свою очередь МО подразделяется на алгоритмическое и программное обеспечение. Алгоритмическое обеспечение включает описание алгоритмов реализации отдельных функций и общего алгоритма функционирования АСУ ТП.  Программное обеспечение (ПО) реализует алгоритмы функционирования и делится на стандартное (СПО) и прикладное (ППО)[3].

Эксплуатационный персонал, в первую очередь технолог-оператор АСУ ТП, является неотъемлемым элементом системы управления.

В АСУ ТП с разомкнутой схемой управления технолог-оператор осуществляет все функции управления либо исполнительными устройствами, либо устройствами локальной автоматики, пользуясь информацией о состоянии объекта и рекомендациями по рациональному управлению, вырабатываемыми ИВК (информационно-вычислительный комплекс). Вывод оперативной информации и рекомендаций (советов оператору) производится либо автоматически, либо по запросу оператора. В других разновидностях АСУ ТП технолог-оператор выведен из контура непосредственного управления, осуществляет контроль за работой системы и задает ей те или иные режимы работы и критерии функционирования. Действия оператора обеспечивают также адаптацию системы при наличии внешних возмущений технологического, производственного и экономического характера.

Роль человека в интегрированной автоматизированной системе управления.

Успех внедрения АСУ и ее эффективность во многом зависят от умелого распределения функций между человеком и машиной. Конечно, проектировщикам АСУ всегда приходится помнить о некоторой условности сравнения возможностей машины и чело­века, иметь в виду его несомненный приоритет в управлении. Тем не менее, вряд ли возможно получить оптимальный симбиоз че­ловека и машины в системе управления, если упускать из вида основные достоинства и недостатки человека и машины (таблица 1), роль человека в АСУ.

Нельзя забывать, что в условиях организационного управле­ния даже самая совершенная вычислительная машина по мно­гим своим "умственным" возможностям пока что на несколько порядков "слабее" среднего человека. Важнейшим и ценнейшим качеством человеческого мышления является его образность и интуиция. Человек мыслит образами, благодаря чему тренированный мозг в считанные секунды создает зрительный, мыслен­ный аналог самого сложного явления, в котором участвуют многие элементы. Благодаря этому, опытному руководителю удается принять правильные и целесообразные решения. Для машины решения во многих случаях либо непосильны вообще из-за трудностей формализации задач, либо требуют таких боль­ших затрат машинного времени, что такой путь достижения цели становится бессмысленным. [4]

Очень ценным является то обстоятельство, что, владея интуицией, человек принимает в большинстве своем достаточно правильные решения при существенном недостатке исходных данных. В этом случае человек подсознательно, почти машинально, использует весь свой накопленный опыт. Если попытаться выяснить, как это удается человеку, то обнаруживается, что он часто сам не помнит, где и когда он приобрел нужную для данного решения информацию, а принимает решения на основе стереотипных действий в сходных ситуациях. Простейшим примером интуитивного решения задач может служить составление письма, когда мы, не обращаясь к грамматическим и синтаксическим правилам, машинально пишем грамотно. Подобные задачи для машины абсолютно нереальны.

Таблица 1. Некоторые характеристики возможностей человека и ЭВМ

Показатель

Человек

ЭВМ

АСУ

Способность вырабатывать решения в не­ожиданных си­туациях и в ус­ловиях дефицита времени

Способен принимать решения

Не способна. Как правило, не­возможно запро­граммировать случайные сто­хастические процессы

Человек регулирует работу системы с использованием эвристических программ и человеко-машинного диа­лога

То же в условиях недостаточной информации

Тоже

Возможность выбора способа действия весьма ограничена или отсутствует

Человек в ряде случаев использует ЭВМ для выбора вариантов решения и их реализует

Скорость вы­полнения вы­числительных и логических опе­раций

Десятые доли се­кунды

Миллионные доли секунды

Вычисления вы­полняет машина

Работоспособность

Снижается

Практически неизменна

ЭВМ помогает человеку в вы­полнении трудо­емких и сложных расчетов

Но следует иметь в виду, что современные задачи, особенно оперативного управления, очень сложны и часто выходят за рамки возможностей и образного мышления. Зрительный прав­доподобный образ даже опытному руководителю в ряде случаев создать не удается из-за отвлеченности понятий. В то же время слишком приближенные управленческие решения, как правило, недопустимы. Во всех этих случаях машина является незамени­мым помощником человека. Человек решает такие задачи в ин­терактивном режиме, т.е. в режиме человеко-машинного диало­га, используя эвристические и другие методы, весь свой опыт.

Свойства человека, работающего в системе управления, учитываются конструктором устройств ЭВМ и организацион­ной техники, имея в виду главную цель — повысить качество принимаемых управленческих решений и при этом не превзойти физиологические возможности человека в восприятии подавае­мой ему информации. Так, приборы, за которыми следит опера­тор, должны устанавливаться в местах, удобных для обзора, кнопки и рычаги управления — на уровне руки и т.д.[2]

Скорость и объемы передачи информации для нормального восприятия ее человеком увязываются с психофизиологически­ми возможностями оператора соответствующих устройств. При этом человек-оператор предварительно проходит необходимую переподготовку для работы в новых условиях.

Человек – главное звено система «человек-машина»

Независимо от степени автоматизации, человек остается главным звеном системы «человек — машина». Именно он ставит цели перед системой, планирует, направляет и контролирует весь процесс ее функционирования. Поэтому деятельность оператора является исходным пунктом инженерно-психологического анализа и изучения. Деятельность оператора имеет ряд особенностей, определяемых следующими тенденциями развития современного производства.

С развитием техники увеличивается число объектов (и их параметров), которыми необходимо управлять. Это усложняет и повышает роль операций по планированию и организации труда, по контролю и управлению производственными процессами.

Развиваются системы дистанционного управления. Человек все более удаляется от управляемых объектов, о динамике их состояния он судит не по данным непосредственного наблюдения, а на основании восприятия сигналов от устройств отображения информации, имитирующих реальные производственные объекты. Осуществляя дистанционное управление, человек получает необходимую информацию в закодированном виде (т. е. в виде показаний счетчиков, индикаторов, измерительных приборов и т. д.), что обусловливает необходимость декодирования и мысленного сопоставления полученной информации с состоянием реального управляемого объекта.

Увеличение сложности и скорости течения производственных процессов выдвигает повышенные требования к точности действий операторов, быстроте принятия решений в осуществлении управленческих функций. В значительной мере возрастает степень ответственности за совершаемые действия, поскольку ошибка оператора при выполнении даже самого простого акта может привести к нарушению работы всей системы «человек — машина», создать аварийную ситуацию с угрозой для жизни работающих людей. Поэтому работа оператора в современных человеко-машинных комплексах характеризуется значительными увеличениями нагрузки на нервно-психическую деятельность человека, в связи с чем, по-иному ставится проблема критериев тяжести операторского труда. Основным критерием становится не физическая тяжесть труда, а его нервно-психическая напряженность.

В условиях современного производства изменяются условия работы человека. Для некоторых видов деятельности оператора характерно ограничение двигательной активности, которое не только проявляется в общем уменьшении количества мышечной работы, но и связано с преимущественным использованием малых групп мышц. Иногда оператор должен выполнять работу в условиях изоляции от привычной социальной среды, в окружении приборов и индикаторов. И если эти устройства спроектированы без учета психофизиологических особенностей оператора либо выдают ему ложную и искаженную информацию, то возникает ситуация, которую образно называют «конфликтом» человека с приборами.[7]

Повышение степени автоматизации производственных процессов требует от оператора высокой готовности к экстренным действиям. При нормальном протекании процесса основной функцией оператора является контроль и наблюдение за его ходом. При возникновении нарушений оператор должен осуществить резкий переход от монотонной работы в условиях «оперативного покоя» к активным, энергичным действиям по ликвидации возникших отклонений. При этом он должен в течение короткого промежутка времени переработать большое количество информации, принять и осуществить правильное решение. Это приводит к возникновению сенсорных, эмоциональных и интеллектуальных перегрузок.

Рассмотренные особенности операторского труда позволяют выделить его в специфический вид профессиональной деятельности, в связи с чем, для его изучения, анализа и оценки недостаточно классических методов, разработанных психологией и физиологией труда и используемых для оптимизации различных видов работ, не связанных с дистанционным управлением по приборам.

Деятельность оператора

Деятельность оператора в системе «человек — машина» может носить самый разнообразный характер. Несмотря на это, в общем виде она может быть представлена в виде четырех основных этапов.[8]

Прием информации. На этом этапе осуществляется восприятие поступающей информации об объектах управления и тех свойствах окружающей среды и СЧМ в целом, которые важны для решения задачи, поставленной перед системой «человек — машина». При этом осуществляются такие действия, как обнаружение сигналов, выделение из их совокупности наиболее значимых, их расшифровка и декодирование; в результате у оператора складывается предварительное представление о состоянии управляемого объекта: информация приводится к виду, пригодному для оценки и принятия решения.

Оценка и переработка информации. На этом этапе производится сопоставление заданных и текущих (реальных) режимов работы СЧМ, производится анализ и обобщение информации, выделяются критичные объекты и ситуации и на основании заранее известных критериев важности и срочности определяется очередность обработки информации. Качество выполнения этого этапа во многом зависит от принятых способов кодирования информации и возможностей оператора по ее декодированию. На данном этапе оператором могут выполняться такие действия, как запоминание информации, извлечение ее из памяти, декодирование и т. п.

Принятие решения. Решение о необходимых действиях принимается на основе проведенного анализа и оценки информации, а также на основе других известных сведений о целях и условиях работы системы, возможных способах действия, последствиях правильных и ошибочных решений и т.д. Время принятия решения существенным образом зависит от энтропии множества решений. Если же каждому состоянию объекта могут быть поставлены в соответствие несколько решений, то при расчете энтропии нужно учесть еще и сложность выбора из множества возможных решений необходимого.

Реализация принятого решения. На этом этапе осуществляется приведение принятого решения в исполнение путем выполнения определенных действий или отдачи соответствующих распоряжений. Отдельными действиями на этом этапе являются: перекодирование принятого решения в машинный код, поиск нужного органа управления, движение руки к органу управления и манипуляция с ним (нажатие кнопки, включение тумблера, поворот рычага и т. п.). На каждом из этапов оператор совершает самоконтроль собственных действий. Этот самоконтроль может быть инструментальным или неинструментальным. В первом случае оператор проводит контроль своих действий с помощью специальных технических средств (например, с помощью специальных индикаторов контролирует правильность набора информации). Во втором случае контроль ведется без применения технических средств. Он осуществляется путем визуального осмотра, повторения отдельных действий и т. п. Проведение любого вида самоконтроля способствует повышению надежности работы оператора.

Первые два этапа в совокупности называют иногда получением информации, последние два этапа — ее реализацией. Из проведенного описания видно, что получение информации включает в себя как бы два уровня, поскольку текущая информация передается оператору через систему технических устройств. Он, как правило, не имеет возможности непосредственно наблюдать за объектом управления (во всяком случае, эта возможность ограничена), а получает необходимую информацию со средств отображения в закодированном виде. С их помощью формируется информационная модель объекта управления. Поэтому на первом уровне получения информации происходит восприятие оператором информационной модели, т. е. восприятие физических явлений, выступающих в роли носителей информации (положение стрелки на шкале измерительного прибора, комбинация знаков на экране электронно-лучевой трубки, мигание лампочки, звук и т. п.). После этого на втором уровне осуществляется декодирование воспринятых сигналов и формирование на этой основе некоторой «умственной картины» управляемого процесса и условий, в которых он протекает. Такую «умственную картину» в инженерной психологии принято называть концептуальной моделью. Она дает возможность оператору соотнести в единое целое различные части управляемого процесса и затем на основе принятого решения осуществить эффективные управляющие действия, т. е. правильно реализовать полученную информацию.

Специфические особенности

Деятельность оператора имеет целый ряд специфических особенностей. Поэтому успешное ее выполнение предполагает определенный уровень развития психических процессов. Основными из них являются восприятие, внимание, память, представление и др. До сих пор рассматривались общие черты деятельности оператора. Однако наряду с ними можно выделить и различные виды операторского труда, каждый из которых характеризуется своими частными особенностями.[3]

Оператор-технолог непосредственно включен в технологический процесс. Он работает в основном в режиме немедленного обслуживания. Преобладающими в его деятельности являются управляющие действия. Выполнение действий регламентируется обычно инструкциями, которые содержат, как правило, почти полный набор ситуаций и решений. К этому виду относятся операторы технологических процессов, автоматических линий, операторы по приему и переработке информации и т. п.

Оператор-наблюдатель (контролер) является классическим типом оператора, с изучения деятельности которого и началась инженерная психология. Важное значение для деятельности такого оператора имеют информационные и концептуальные модели, а также процессы принятия решения. Управляющие действия контролера (по сравнению с оператором первого типа) несколько упрощены. Оператор-наблюдатель может работать в режиме отстроченного обслуживания. Такой тип деятельности является массовым для систем, работающих в реальном масштабе времени (операторы радиолокационной станции, диспетчеры на различных видах транспорта и т.д.).

Оператор-исследователь в значительно большей степени использует аппарат понятийного мышления и опыт, заложенные в концептуальную модель. Органы управления играют для него еще меньшую роль, а «вес» информационных моделей, наоборот, существенно увеличивается. К таким операторам относятся пользователи вычислительных систем, дешифровщики различных объектов (образов) и т. д.

Оператор-руководитель в принципе мало отличается от предыдущего типа, но для него механизмы интеллектуальной деятельности играют главенствующую роль. К таким операторам относятся организаторы, руководители различных уровней, лица, принимающие ответственные решения в человеко-машинных комплексах и обладающие интуицией, знанием и опытом.

Для деятельности оператора-манипулятора большое значение имеет сенсомоторная координация (например, непрерывное слежение за движущимся объектом) и моторные (двигательные) навыки. Хотя механизмы моторной деятельности имеют для него главенствующее значение, в деятельности используется также аппарат понятийного и образного мышления. В функции оператора-манипулятора входит управление роботами, манипуляторами, машинами- усилителями мышечной энергии человека (станки, экскаваторы, транспортные средства и т. п.).

Рассмотренные ранее общие психологические качества операторов и степень их проявления могут теперь быть дифференцированы в зависимости от вида деятельности оператора. Так, оператору-руководителю в первую очередь необходимы: высокая помехоустойчивость при восприятии слуховой и зрительной информации; способность к абстрактному мышлению, обобщению, конкретизации, мышлению вероятностными категориями; критичность мышления. Обязательным условием успешной работы руководителя в условиях функционирования АСУ является его непрерывный творческий рост, освоение методов формализации и оптимального решения задач управления. Этому в немалой степени способствует мониторинг АСУ предприятия, позволяющий вести целенаправленное накопление и обработку данных в ЭВМ, характеризующих процессы управленческой работы. Выявленные закономерности и зависимости используются для организации обучения принятию рациональных управленческих решений в различных производственно-хозяйственных ситуациях.

Проблема распределения и согласования функций между человеком и машиной

Эффективное распределение функций базируется на максимальном учете возможностей человека и машины. Общего решения эта проблема не имеет, поскольку каждой системе присущи свои особенности управления и для каждого раза надо по-новому оценивать возможности человека и технических средств ее деятельности. Сравним возможности человека и машины в системах управления.[5]

При разработке АСУ рациональное разделение труда между человеком и машиной позволяет наилучшим образом исполь­зовать сильные их стороны, а именно:

- на машины передаются формализуемые процедуры управ­ления, в том числе регистрация, сбор, передача, переработка, хранение информации и выработка вариантов, в том числе близких к оптимальным решениям;

- человек (руководитель, работник аппарата управления) творчески анализирует подготовленные машиной варианты решений, выбирает и утверждает один из них, направляет усилия коллектива на реализацию принятого решения, несет всю пол­ноту ответственности за последствия реализации решения.[2]

Функционирование с учетом всех вариантов ее работы может обеспечить только человек. Она способна лучше оценить работу системы, учитывая различные факторы и предыдущий опыт деятельности оператора.

- Полимодальность в восприятии различной информации, ее сопоставления при формировании образа объекта присущи только человеку.

- По скорости восприятия и алгоритмической переработки информации машина превосходит человека.

- Благодаря константности восприятия и способности распознавать сигналы на фоне шумов человек работает надежнее, чем машина, которая может находить информацию только по определенным признакам.

- По разнообразию способов переработки информации и выполнения управляющих действий человек опережает машину.

- Под скоростью и точностью выполнения действий человек уступает машине.

- Машина лучше работает в ситуациях перегрузки, поскольку на нее не влияют различные субъективные факторы. Понятно, что в непредвиденных ситуациях, в условиях индуктивного, прогностического мышления человек действует лучше чем машина.

Согласно предварительному сравнению возможностей, можно предложить следующий вариант распределения функций. Человек должен выполнять следующие функции:

индуктивного мышления, т.е. принятие решения на базе неполной информации, обобщения различных фактов, дополняя информацию из собственного опыта;

распознавания ситуации в целом по ее отдельными характеристиками, а также неполной информацией о нем;

решения задач, относительно которых отсутствуют правила или алгоритмы;

решения задач большой ответственности;

выбор средств решения задач в быстро меняющихся условиях, предполагает выявление гибкости и адаптивности

Машине целесообразно передать следующие функции:

дедуктивного мышления, т.е. нахождения решения для отдельных случаев на базе общих принципов и правил;

выполнения громоздких математических расчетов и выбор известных вариантов решений;

охранение большого количества информации;

осуществления однообразных операций по известному алгоритму действий;

выполнение быстрых действий в ответ на определенную команду

Эти рекомендации имеют обобщающий характер, в каждом же конкретном случае определяющим является эксперимент с моделированием конкретной системы, условий ее функционирования, а также применением определенных принципов.

Следует заметить, что сейчас проблема распределения функций между человеком и машиной проявляется как проблема распределения функций между человеком и электронно-вычислительной техникой, которая очень быстро развивается. Кроме этого нужно дифференцировать проблемы, решаемые в реальных масштабах времени, и проблемы, при решении которых ЭВМ используют для научных расчетов и целей управления. В последнем случае разделение функций между человеком и машиной очень простой, потому что машины используются в тех случаях, когда нужно выполнить работу быстрее, надежнее и эффективнее, чем это удается человеку. Использование же машин в реальном времени управления требует распределения функций между составными частями. Это деление было разным в течение исторического развития трудовых процессов. Сначала от человека к машине переходили двигательные функции, затем функции передачи информации, а теперь и ее приема, переработки и принятия решений. Но это уже проблема "искусственного интеллекта", которая связана с приближением машинных средств решения задач к человеческим.[7]

Социально—психологические вопросы автоматизации управления.

При проектировании и внедрении методов автоматизированного управления должны быть учтены социально-психологические последствия, вызываемые изменениями характера деятельности человека в сфере управления.

Опыт внедрения АСУ показал, что социально-психологическое обеспечение создания и функционирования человеко-машинной системы должно предусматривать формирование устойчивых отношений между людьми в системе управления в целом и ее частях (немашиной и человеко-машинной), между человеком и машиной и между разработчиками и персоналом, обслуживающим систему управления.[4]

Процесс разработки и внедрения ИАСУ сопровождается психологическим барьером, преодоление которого во многом зависит от решения проблемы надёжности ИАСУ.

Для нормального функционирования ИАСУ необходимы устойчивые отношения: между людьми и машинными компонентами системы, между людьми в системе управления в целом и её частях, между проектировщиками и персоналом автоматизированной системы. Эти отношения затрагивают область инженерной психологии, проблемы человеческого фактора в социально-психологическом объекте.

Деятельность человека в ИАСУ – это новый вид трудовой деятельности, характеризующийся тем, что в процессе управления человек имеет дело не с реальным объектом, а с его моделями, сохраняющими все свойства реальной системы с точки зрения управления.

Человек может непроизвольно оказывать искажающее воздействие на информацию в результате влияния эмоционально-психологических факторов. Поэтому функционирование ИАСУ должно предусматривать разработку комплексных мер, направленных на повышение надёжности и ответственности работников, на их нравственное психологическое состояние.

Функция оперативно-диспетчерской службой предприятия (ОДС).Согласованная работа и оперативная координация подразделений (цеx, производство). С помощью ОДС реализуются связи между оперативным персоналом цехов или производств и отдельными функциональными отделами управления предприятием. Связи ОДС с производственным и плановым отделами – оперативное планирование и управление производственной деятельностью, связи ОДС с цехами и производствами – оперативно-диспетчерское управление и оперативный учет.

Уровень управления в организационной структуре предприятия - должностные лица или группы лиц, которые: образуют принятые в пределах утвержденной структуры организационные формы (цеx, производство, отдел, службы и т.п.); выполняют регламентированные инструкциями функции по контролю и управлению объектом; обладают самостоятельностью, правами и обязанностями для выполнения этих функций; имеют необходимую информацию для принятия и реализации различных решений..

Классификация взаимодействия системы «человек - машина»

Взаимодействие человека и техники может быть организовано по-разному в зависимости от задач, поставленных перед системой, возможностей выбранных аппаратурных средств и роли, возложенной на человека в данной системе управления. По последнему признаку все АСУ ТП условно можно разделить следующим образом:

1) системы, в которых человек, осуществляя функции управления, является в то же время исполнительным элементом и даже источником энергии, непосредственно воздействующим на технологическое оборудование объекта;

2) системы, в которых человек управляет внешними источниками энергии, добиваясь оптимального функционирования объекта; здесь существенна зависимость интенсивности

результирующего воздействия источника энергии на процесс от степени управляющего воздействия человека;

3) системы автоматического управления, выполняющие функции управления в соответствии с некоторым наперед заданным законом функционирования; человеку отводится роль звена, осуществляющего наблюдения за ходом процесса и вводящего корректирующие воздействия;

4) системы, в которых человек, кроме выполнения функций наблюдения за поведением системы, вводит в нее необходимую информацию.

Человека в АСУ ТП чаще всего называют оператором или диспетчером. Определения понятий «оператор» и «диспетчер» не имеют четких границ. Рассмотрев иерархическую структуру управления, отметим, что человек может быть диспетчером по отношению к подчиненному ему оператору и в свою очередь оператором по отношению к вышестоящему диспетчеру. Обычно считают, что оператор управляет технологическим процессом непосредственно или с помощью специальных средств, прямо участвуя в производстве предметов, веществ или энергии. В то же время диспетчер с помощью своих технических средств и через других людей направляет ход такого производства, влияя на него косвенно, например, путем оперативного перераспределения ресурсов, заданий и т. п.[6]

По способу представления информации для восприятия ее человеком системы условно делятся следующим образом:

в которых информация выдается человеку в абстрактной форме (в виде цифр, формул, показаний стрелочных контрольно-измерительных приборов и т. п.);

в которых информация воспроизводится в графической форме (в виде графических функциональных зависимостей, диаграмм на регистрирующих приборах и т. п.);

с представлением информации в изобразительной форме (в виде мнемосхем, схем территориального расположения и т. п.);

в которых информация выдается в виде буквенно- цифровых обозначений, текстов (на световых табло, экранах мониторов, лентах автоматических печатающих устройств и т. д.).

Заключение

Успешное функционирование автоматизированных систем во многом определяется человеческим фактором. В организационных АСУ в которых человек входит в контур управления и без него оно невозможно, требуется активизировать людей, чтобы они работали, проявляя максимум полезной инициативы. Человек здесь является главным звеном системы управления, его способности и собственно цели в значительной степени влияют на поведение системы, его инициатива и старание определяют объем полезной управляющей информации, вырабатываемой системой. Для стимулирования инициативы работника аппарата управления и интереса его к повышению квалификации очень важно при создании автоматизированных систем управления правильно выбрать критерии оценки труда.Поэтому проектирование ИАСУ помимо разработки информационного, математического, программного, а также технического обеспечения должно включать «машинную» и «человеческую» составляющую ИАСУ в инженерном, социально-психологическом , социологическом и юридическом аспектах.

Список литературы

Роль и место человека в АСУ [Электронный ресурс]. URL: http://5fan.ru/wievjob.php?id=91624 (дата обращения - 21.09.2019).

Человек главное звено в контуре [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.ru/1735096/informatika/glavnoe_zveno_konture (дата обращения - 24.09.2019).

Антамошин, А.Н. Интеллектуальные системы управления организационно-техническими системами / А.Н. Антамошин, О.В. Близнова, А.В. Бобов, Большак . - М.: РиС, 2016. - 160 c.

Евменов, В.П. Интеллектуальные системы управления: превосходство искусственного интеллекта над естественным интеллектом? / В.П. Евменов. - М.: КД Либроком, 2016. - 304 c.

Проблема распределения и согласования функций между человеком и машиной [Электронный ресурс]. URL: https://poisk-ru.ru/s1917t4.html (дата обращения - 01.10.2019).

Малафеев, С.И. Основы автоматики и системы автоматического управления / С.И. Малафеев, А.А. Малафеева. - Вологда: Инфра-Инженерия, 2010. - 384 c

Распределение функций между машиной и человеком [Электронный ресурс]. URL: https://infopedia.su/12x3805.html (дата обращения - 30.09.2019).

Иерархия ступеней АСУ ТП [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.ru/4_69384_ierarhiya-urovney-asu-tp.html (дата обращения - 22.09.2019).

Просмотров работы: 841