В сложной системе взаимодействия «автомобиль - транспортный поток – окружающая среда» ряд важнейших задач по оценке и планированию «поведения» автомобилей в транспортной инфраструктуре может быть решено с использованием математических моделей [1]. При этом соответствие технического состояния автомобиля требуемому уровню и скорости его реакции на вызов в процессе движения, связанный с необходимостью торможения или выполнения вспомогательного маневра, должно быть обеспечено качественным сервисным техническим обслуживанием транспортного средства, преимущественно в части технического устройства и функционирования тормозной системы автотранспортных средств.
Существуют рекомендации и требования для обеспечения развития улично-дорожной сети в процессе развития города [2]: создание требуемой пропускной способности магистралей и узлов, снижение количества транзитного потока через город и его дорожную сеть, создание удобных связей между дорожными направлениями и сокращение времени транспортного связывания участков и районов населенного пункта.
Расширение разнообразия условий и форм проявления транспортных потоков, которые определяют условия «поведения» каждого отдельного автомобиля и систему его технического содержания и обслуживания, требуют систематизированного подхода к решению проблемы повышения эффективности и безопасности автотранспортных средств, что должно быть реализованы на базе принципов организационно-технической типизации. Транспортным потоком называется перемещение транспортных средств (ТС) по транспортной сети [3].
Это представляет собой определенную часть инфраструктуры транспорта.
На рисунке 1 представлены уровни по временной стабильности транспортной системы с привязанными к ним объектами для управления транспортной системой по данным уровням.
Рисунок 1 – Схема взаимосвязи уровней управления стабильностью с объектами управления на транспорте [3]
Транспортный поток (ТП) имеет обобщенный и подчиненный уровень как элемент грузового потока (ГП). Данный подход представлен на рисунке 2 [4].
Рисунок 2 - Схемы моделей взаимосвязи между транспортными (ТП) и грузовыми (ГП) потоками [4].
Взаимосвязь уровней и элементов рассмотренных потоков создают как классические типы систем, так и новые.
На рисунке 3 представлена схема кластерной модели организации замкнутых транспортно-технологических потоков [5].
Рисунок 3 - Схема кластерной модели замкнутых транспортно-технологических потоков [5]
Как в традиционных моделях, так и в инновационных, использование автоматизированных систем управления работой городских светофоров в режиме on-line направлено на рост эффективности в системе транспортных потоков [6]. Однако, даже в случаях, когда отмечается малая плотность и автомашин на дороге относительно мало, тогда моменты сигналов светофора принудительно задерживают движение транспортных средств, формируя при этом определенную дополнительную плотность, затор и увеличение напряжения на дороге.
В рассмотренных условиях, факторы и параметры, которые приводят к общей скорости транспортного потока, становятся особенно важными [7].
Уткин А.В. Моделирование поведения водителя и оценка качества смешанного транспортного потока/ А.В. Уткин// Организация и безопасность движения в крупных городах: сборник докладов 7-ой Международной конференции. - С.-Петербург, 2006. – С. 84-86.
Буракова О.Д. Мероприятия по совершенствованию дорожного движения в центральной части города Тюмени / О.Д.Буракова // Материалы Международной научно-технической конференции «Транспортные и транспортно-технологические системы». – Тюмень : ТюмГНГУ, 2015. – С.43-47 с.
Горев, А. Э. Основы теории транспортных систем: учеб. пособие / А. Э. Горев // Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2010 – 214 с.
Багимов А.В. Классификация различных типов потоков и правовых связей в логистических системах доставки грузов / А.В.Багимов // Научно-аналитический журнал «Логистика и управление цепями поставок, 2013. - № 6 (59) . – Режим доступа http://www.lscm.ru/index.php/ru/avtoram/item/527 (Дата обращения 04.03.2018).
Иванов С.М., Лубенников Ю.Г., Аксёнкин В.И. Принципы оптимизации функционирования транспортной системы региона / С.М.Иванов, Ю.Г. Лубенников, В.И. Аксёнкин // Материалы Международной научно-технической конференции «Транспортные и транспортно-технологические системы». – Тюмень : ТюмГНГУ, 2015. – С.119-124 с.
Антониади Г.Д. Анализ проблем участков транспортной сети г.Краснодара и мероприятия для их разгрузки / Г.Д.Антониади // Научный журнал КубГАУ, 2015 - №112(08). – URL: http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/18.pdf.
Черунов П.В. Анализ безопасности транспортных потоков / П.В.Черунов // В сборнике: Современные автомобильные материалы и технологии (САМИТ - 2019) сборник статей XI Международной научно-технической конференции. Курск, 2019. С. 374-378.