Одной из важнейших задач командира является формирование в воинском коллективе благоприятного морально-психологического климата, который способствует улучшению социально-психологических условий службы, раскрытию потенциала личности военнослужащего, повышению эффективности служебной деятельности. Морально-психологический климат является важным показателем готовности воинского подразделения к выполнению боевых задач. В отечественной педагогике и психологии понятию «морально-психологический климат», его формированию в воинском коллективе уделяется достаточно большое внимание.
Обобщая различные подходы к определению сущности и содержания данного понятия, под морально-психологическим климатом мы будем понимать сложившуюся систему отношений в коллективе. Морально-психологический климат создается благодаря тем межличностным связям, отношениям, которые складываются в процессе формирования воинского коллектива.
В понятии «морально-психологический климат» можно выделить два уровня: морально-нравственный и социально-психологический.
Составляющими морально-нравственного уровня выступают ценностные ориентации коллектива, моральные нормы, принципы, идеалы, нравственные отношения, характер нравственных поступков командира и военнослужащих, доминирующих в воинском коллективе.
Социально-психологический уровень характеризуется такими компонентами, как коллективные настроения, чувства, переживания, коллективное мнение, традиции, авторитет командира, направленность неформального лидерства, характер межличностных отношений и отношения к выполнению служебных и боевых задач.
Характер морально-психологического климата проявляется на трех уровнях.
Первый уровень ‒ личностный, показывает степень удовлетворённости военнослужащих принадлежностью к коллективу, желание проходить службу в этом подразделении, интерес к жизни подразделения, информированность военнослужащих о задачах коллектива и состоянии дел при их выполнении.
На втором ‒ межличностном уровне, проявляется отношение военнослужащих друг к другу и командиру; раскрывается характер нравственных отношений, проявляющихся в доверии членов группы друг к другу и преобладании симпатий между ними, принятии на себя ответственности за состояние дел в группе. Кроме того, этот уровень включает высокую степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в случаях личностных трудностей, требовательность друг к другу, наличие доброжелательной деловой критики, свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, интенсивность конфликтности в коллективе.
На третьем уровне - функциональном, проявляется добросовестное и ответственное отношение военнослужащих к выполнению своих служебных обязанностей, воинского долга [1].
Высоконравственная атмосфера, хорошее физическое и психологическое здоровье военнослужащих, степень мотивирующего и стимулирующего влияния морально-психологического климата на их личность являются важнейшими критериями деятельности воинского коллектива, а также показывают насколько эффективна деятельность офицера-командира воинского коллектива, как велика сила его психолого-педагогического влияния на военнослужащих и его роль в создании морально-психологического климата в коллективе.
На наш взгляд, необходимыми предпосылками и условиями создания благоприятного морально-психологического климата должны быть слаженность и согласованность общей деятельности военнослужащих, хороший психологический настрой в подразделении, взаимопонимание, уважение друг друга, доброжелательность, взаимная требовательность. Создание высокоразвитого воинского коллектива, обладающего высоким уровнем готовности к бою, дисциплины, сплоченности является важной задачей воспитательной и организаторской работы командира.
Командир не только военный специалист, но руководитель воинского коллектива, педагог и воспитатель. Он является профессиональным и нравственным примером для своих подчиненных в обеспечении высокой боевой готовности и воинской дисциплины.
Морально-психологический климат воинского коллектива во многом зависит от поведения командира. Личный пример командира, всегда и во всем поступающего по совести, выполняющего требования служебного этикета, является сильным фактором в создании в коллективе здорового нравственно-психологического климата.
Ведущими факторами, определяющими морально-психологический климат, являются условия жизнедеятельности и стиль руководства.Стиль руководства как совокупность применяемых командиром правил, приемов и средств воздействия на коллектив, оказывает большое влияние на подчиненных, стимулирует их к выполнению поставленных задач идолжностных обязанностей. Стиль управления командира проявляется в характере поведения руководителя с подчиненными в совместной деятельности по достижению ее целей, его умение сочетать властные полномочия и заботу о подчиненных.
В зависимости от стиля управления и характера морально-психологического климата воздействие командира на личность военнослужащих может быть разным. Он может стимулировать военнослужащих к активной деятельности, ратному труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность или, наоборот, действовать угнетающе, снижать активность, энергию и работоспособность, приводить к ошибкам и психологическим срывам.
Одной из первоначальных задач командира является работа по изучению, формированию и поддержанию здорового морально-психологического климата в воинском коллективе. Дл я изучения и оценки работы по формированию морально-психологического климата подразделения необходимо учитывать внешние и внутренние факторы, оказывающие на него непосредственное влияние.
К внутренним факторам относятся:
1) личностные качества военнослужащих, составляющих коллектив;
2) элементы психологии воинского коллектива – взаимоотношения, коллективное мнение, настроения, традиции;
3) развитость психологических характеристик морально-психологического климата (сплоченности, психологической совместимости, сработанности и т.д.).
К внешним факторам, оказывающим влияние на морально-психологический климат, следует отнести следующие факторы:
авторитет и стиль руководства командира, его психолого-педагогическое мастерство;
организация боевой подготовки, поддержание уставного внутреннего порядка;
социальная и правовая защищенность, организация быта военнослужащих;
взаимоотношения с другими коллективами.
По мнению А.В. Шестерикова и И.А. Хациевой И.А., при оценке морально-психологического климата воинского коллектива следует учитывать:
глубокое понимание коллективных цел ей воинской деятельности каждым военнослужащим, совпадение личных и коллективных целей;
качество учебно-боевой подготовки военнослужащих, уровень их полевой выучки, включающий знания, навыки и умения, согласованность действий на тактических учениях, при выполнении практических задач боевой подготовки и др.;
организация деятельности военнослужащих, их дисциплинированность, а также согласованность в деятельности командиров и начальников всех степеней и актива подразделения, выполнение требований уставов, инструкций, распорядка дня и др.;
отношение к общественной работе, охват членов коллектива общественными поручениями, периодичность и качество их выполнения;
психологическая коммуникативность и сплоченность, эмоциональная устойчивость в хо де решения сложных задач, общность взглядов, взаимопомощь, совпадение официальной и неофициальной структуры коллектива;
преобладание мнений и настроений, которые зависят о т реакции военнослужащих на основные события внешней и внутренней жизни страны, Вооруженных Сил, удовлетворенности воинов службой и бытом, характера взаимоотношений в воинском коллективе [6].
Таким образом, морально-психологический климат в коллективе характеризует уровень нравственной зрелости, психологической устойчивости членов коллектива, их взаимопонимание в процессе совместной деятельности, отношение к устав ному порядку, традициям, моральным нор мам. Его создание обеспечивает чувство комфортности, удовлетворенности сложившимися межличностными отношениями, условиями служебной и боевой деятельности и оказывает большое влияние на эффективность воспитания военнослужащих и развитие воинского коллектива.
Литература
Психология и педагогика. Военная психология /под ред. А.Г. Маклакова – СПб. 2007.
Шестериков А.В., Хациева И.А. Психология и педагогика: основы психологии личности военнослужащего и воинского коллектива. – Вольск: ВВИМО. 2016.