РАЗВИТИЕ БРОНЕТЕХНИКИ И БОЕВЫХ МАШИН - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РАЗВИТИЕ БРОНЕТЕХНИКИ И БОЕВЫХ МАШИН

Глухих А.М. 1
1Курганский институт железнодорожного транспорта филиал Уральского государственного университета путей сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Анотация:

 

В этой статье рассказано об основных этапах развития бронетехники. Рассмотрены и такие темы, как особенности специальной бронетехники, вооружения бронемашин различных типов, а так же приложены иллюстрации самих машин. Ко всему прочему будет рассказано и о бронетехнике разработанной в городе Курган. Статья предназначена широкому кругу читателей.

Annotation:

This article describes the main stages in the development of armored vehicles. Such topics as features of special armored vehicles, armament of armored vehicles of various types, as well as illustrations of the machines themselves are also considered. Everything else will be told about armored vehicles developed in the city of Kurgan. The article will be interesting to a wide circle of readers.

История появления и развития бронетехники чрезвычайно интересна. Появление броневой техники было обусловлено рядом причин, прежде всего сложившейся исторической ситуацией.

В начале ХХ в. в армиях разных стран был широко распространён пулемёт. Появление его на полях сражений значительно увеличило огневую мощь противников. Были разработаны шрапнельные и осколочные снаряды для скорострельных пушек. Помимо этого, ряд пехотных частей был оснащён бомболётами - предвестниками современных миномётов. Потери войск быстро возросли. Эффективность же атаки значительно упала. Вследствие этого возникли идеи создания подвижных бронированных машин, способных противостоять огню противника и переломить ход сражения. Одним их факторов, способствовавших появлению бронетехники, стало создание грузовых автомобилей с мощными двигателями внутреннего сгорания. Броневые листы использовались на поле боя уже достаточно давно. Практически одновременно в ряде стран изобретатели приступили к созданию колёсных бронеавтомобилей, вооружённых пулемётами и пушками. [2]

Основную массу бронетехники составляли бронеавтомобили. Первые бронемашины были выпущены в России уже в 1906-1908гг. С началом войны в русскую армию стали поступать броенемашины производства Англии и Франции. Российские инженеры и офицеры разрабатывали различные виды бронеавтомобилей.


Рис.1. Бронемашины 1906 года.

Рис.2. Бронеавтомобиль «Гарфорд»

Уже в 1914 году бронеавтомобили заслужили уважение в армии. Они поддерживали действия пехоты в наступлении, прикрывали отход наших частей, участвовали в рейдах кавалерии.

Рис.3 «Остин-Кегресс»

Через некоторый период времени стало ясно, что в помощь лёгким машинам требуются более мощные тяжеловооруженные бронеавтомобили с повышенной проходимостью. В результате появилось несколько типов бронеавтомобилей. Генерал Филатов разработал на базе четырёхтонного грузовика полноприводный тяжёлый пушечный бронеавтомобиль «Гарфорд», проходимость которого была всё же ограничена. Тогда в России были разработаны полугусеничные и гусеничные боевые машины.

Наиболее известен бронеавтомобиль, в честь которого на западе появился термин «русский тип танка».

Прогресс не стоял на месте, и уже через некоторое время была разработана гусенично-колёсная БМП «Объект 911» в Волгограде в 1963 году конструкторским бюро ВгТЗ под руководством И. В. Гавалова в инициативном порядке. При разработке машины основное внимание уделялось повышению подвижности частей и соединений укомплектованных БМП. Ходовой макет был единственным и после испытаний проведённых в 1963, получил положительную оценку.

«Объект 911» представляла собой плавающую кусенично- колёсную машину с кормовым расположением МТО и передним размещением части боевого расчёта, с обеспечением выхода десанта на корму. Экипаж машины состоял из двух человек. Механик- водитель размещался в носовой части корпуса вдоль продольной оси машины.[1]

Рис.4. «Объект 911»

Командир машины (он же наводчик и заряжающий) был расположен в боевом отделении. Среднюю часть корпуса занимали боевое и десантное отделение. В десантном отделении находились шесть пехотинцев. Так же эта машина могла передвигаться по воде.

Рис.5. Опытная БМП- «Объект 19»

Достаточно необычная гусенично-колёсная БМП имеет довольно не обычный вид. Шасси был представлен КБ Алтайского тракторного завода в 1964 году. Машине присвоили наименование «Объект 19» Машина, который присвоили наименования «Объект 19», обладала сварным корпусом из катаных бронелистов и имела некоторое сходство с БРДМ-2. Конструкция ее ходовой части представляла собой колесной шасси (с формулой 4Х4), а также вспомогательным гусеничным движителем, который находился между осями передних и задних колес. БМП «Объект 19» был выполнен на Алтайском тракторном заводе в 1965 году. Позднее данный образец уникальной колесно-гусеничной бронетехники был передан в специализированный музей, расположенный в Кубинке.

Сейчас же мы рассмотрим на каком уровне бронетехника на данный момент.

Специальный бронированный автомобиль СБА-60-К2 «Булат» (6x6) — инициативная разработка от ЗАО Корпорация «Защита» (г. Фрязино Московской обл.), которое получило известность благодаря своим бронированным машинам серии «Скорпион», и бронированием отечественных и зарубежных автомобилей гражданского сектора. Главный конструктор «Булата» Дмитрий Митряев разработал автомобиль с использованием узлов и агрегатов серийного грузовика КамАЗ-5350 «Мустанг» (6x6), а также наработок по теме «Выстрел» в свою бытность конструктором на «КамАЗе». Первый образец «Булата» был построен к концу 2011 года.

Рис.6. СБА-60-К2 «Булат»

Бронированный автомобиль «Булат» предназначен для перевозки и защиты личного состава, а также для монтажа различного вооружения или оборудования. Пригоден к эксплуатации по дорогам всех категорий в любых климатических условиях в диапазоне температур от -45 до +50 °С.

СБА-60-К2 «Булат» бронирован по ГОСТ Р 50963-96: периметр салона (класс «6» — пуля с термоупрочненным сердечником калибра 7,62 мм, винтовка СВД), крыша и днище (класс «3»), моторный отсек (класс «5»). В окнах используется бронестекло защитное многослойное СЗМ. По словам создателей, V-образное днище бронекапсулы десантного отделения, служащей для размещения личного состава и экипажа, способно выдержать подрыв на мине весом 4 кг в тротиловом эквиваленте благодаря многослойной конструкции, особой форме кузова и специальным креслам оригинальной конструкции, подвешенным к крыше салона.[3]

Рис.7. План машины «Булат»

В базовую комплектацию бронеавтомобиля СБА-60-К2 «Булат» входят: лебёдка; аварийно–эвакуационные люки; дополнительные механические запоры дверей; усиленные петли дверей; фара-искатель; система видеонаблюдения; кондиционер; дополнительный отопитель; кронштейны для крепления оружия; комплект безопасности (огнетушитель, аптечка, знак аварийной остановки, буксировочный трос). В качестве дополнительных опций предусмотрены: система спутниковой навигации GLONASS/GPS; тепло- и шумоизоляция; радиостанция; ФВУ; электромеханические запоры дверей; переговорное устройство «автомобиль-улица»; колёсные вставки безопасности RunFlat; светосигнальное громкоговорящее устройство (СГУ); сигнализация; аудиосистема; цветографическое оформление. По согласованию может быть установлено иное дополнительное оборудование.

Боевая машина пехоты 1-й разработки стала первенцем бронетехники нового типа. После Второй Мировой Войны бронетранспортёры прочно обосновались в армиях всего мира. Однако их массовое применение показало, что БТРам свойственны специфические недостатки. Мотострелки тряслись в душной тёмной коробке, не имея ни представления о происходящем вокруг, ни возможности участвовать в бою до спешивания. И это ещё не рассматривая перспективу возможного применения средств массового поражения.

Так родилась идея боевой машины, которая позволила бы пехотинцам воевать, не выходя из неё, и вооружённой достаточно мощно, чтобы вести бой самостоятельно.

Технические данные: экипаж состоял из 3 человек + 8 человек десанта; масса равна-13 тоннам; длинна-6,7м; высота-2,0 и максимальная скорость- 65км/ч.

Рис.8. БМП-1

Для защиты от оружия массового поражения БМП-1 оснащалась противорадиационным подбоем, фильтровентиляционной установкой и средствами герметизации. Система срабатывала автоматически, но можно было задействовать её и вручную. Для тушения пожаров в силовом отделении предусматривалась автоматическая система пожаротушения.

Двигатель при её срабатывании останавливался. Тушить огонь в боевом отделении следовало вручную, при помощи углекислотного огнетушителя. Изначально БМП-1 могла ставить дымовую завесу, впрыскивая топливо в выпускной тракт.

Рис. 9. Конструкция машины БМП-1

Рис.10. БМП-2

Боевая машина пехоты 2-й разработки (вооружённые силы СССР/России и ряд других стран), сконструирована была с целью замены БМП-1. Причина создания новой машины – необходимость смены комплекса вооружения, особенно гладкоствольной 73-мм пушки 2А28, которая оказалась не эффективна в борьбе против пехоты и низколетящих воздушных целей. В результате установили новую 30-мм автоматическую пушку, изготавливающиеся на Тульском машиностроительном заводе, и противотанковый ракетный комплекс «Фагот» или «Конкурс».

Новая боевая машина пехоты принята на вооружение в 1977 году, эксплуатация началась в восьмидесятые годы ХХ века.

БМП-2 – это боевая машина пехоты, которая имеет идентичную компоновку с БМП-1. Главным различием между ними является наличие разного вооружения. Экипаж состоит из трех человек. Также машина вмещает до семи человек десанта, которые могут вести стрельбу через бойницы.

Корпус и башня машины сварены из стальных катаных листов, толщина которых от 5 до 19 миллиметров. Толщина лобовой брони башни до 23 мм. Башня имеет форму усеченного конуса.

БМП-2 после поступления на вооружение стала одной из лучших образцов боевых машин пехоты мира, но со временем любая техника устаревает, поэтому требуется модернизация.

В ходе модернизации машины были улучшены её характеристики, что приблизило машину до международных стандартов.

Созданая Курганским Специальным конструкторским бюро машиностроения боевая машина пехоты БМП-3 выпускается на ОАО «Курганмашзавод». Впервые была публично показана в 1990 году на Параде в честь 45-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Рис.11. БМП-3

Советская и российская боевая бронированная гусеничная машина, предназначенна для транспортировки личного состава к передовой, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя в условиях применения ядерного оружия и совместных действий с танками в бою.

Лобовая броня гарантировано выдерживает попадания снарядов калибром 30 мм с дистанции 200 метров. Крыша и борта выдерживают пулю Б-3 калибром 12,7 мм с дистанции 100-200 метров. При установленных модулях накладной брони с учётом модулей и динамической защиты масса возрастает до 22,4 тонн, что никак не сказывается на надёжности ходовой части, но уменьшает её ресурс. При быстром десантировании дополнительной защитой служит открываемая в вертикальное положение крыша, возможен выход и без раскрытия частей корпуса только через двери. Имеются противорадиационные накладки, топливо спереди имеет защиту от пожаров в виде присадок. Топливные баки играют роль фальшборта для целого ряда средств поражения.

Экипаж боевой машины состоит из 3 человек и 7 человек десанта; максимально развиваемая скорость 70 км/ч.

Рис.12. БМП-4

Вариант новой машины предложил Курганский Машиностроительный – они модернизировали уже имеющуюся БМП-3 и получили новую БМП-4. Рабочее название машины было БМП-3М, но по заверениям конструкторов изменений было так много, что это уже другая боевая единица.

Основное отличие машины – наличие более современного СУО. Какое оно, это новое СУО пока не раскрывается, и информации в открытых источниках мало. Как утверждается, новая СУО сможет сопровождать цели, а так же повысит дальность эффективного огня башенной установки. Переработали и механизм заряжания – теперь он единый, с помощью него происходит как заряжание стандартных снарядов, так и управляемых ракет к 100 мм. орудию. Кроме того, АГС-30 был заменен на АГС-40 «Балкан».

Защиту машину усилили: установили экраны и комплексы активной защиты ШТОРА и АРЕНА-Э. В связи с тем, что машина «пополнела», в новую машину установили 660 сильный дизельный двигатель. Компоновка же машины осталось от БМД-3.

Исходя из предоставленной информации можно сделать вывод о том, что развитие бронетехники и боевых машин не стоит на месте и требует постоянного улучшения.

Список литературы:

Большая военная энциклопедия.- Режим доступа: свободный.- URL: http://zonwar.ru/index.html. - Текст: электронный

Холявский, Г.Л. Энциклопедия бронетехники. Гусеничные боевые машины/ Г.Л. Холявский .- Москва, 2001. - 763 с. - Режим доступа: свободный.- URL: http://zonwar.ru/biblioteka/tehnika/Enciklop_bronetehniki.html.- Текст: электронный

Шумилин, Сергей Новое противостояние Востока и Запада в мировом танкостроении / С.Шумилин.- Текст: непосредственный // Наука и техника.- 2019.- №8.- С.41-47.

Просмотров работы: 66