ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ПСИХОЛОГИЮ ЧЕЛОВЕКА И КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ПСИХОЛОГИЮ ЧЕЛОВЕКА И КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Гребнев В.О. 1
1Алтайский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Занятия по физической культуре и спорту могут не только являться способами и вариантами укрепления формы, да и самого здоровья занимающегося, его физического совершенствования, но и одной из форм досуга, средством повышения социальной активности, но и существенно повлиять на другие аспекты человеческой жизни: трудоактивность, нравственные и интеллектуальные качества; к процессу самопознания и самосовершенствования, на формирование воли. В процессе физического образования, формирование психических свойств занимающегося происходит через моделирование жизненных ситуаций, которые могут быть «потеряны» благодаря физическим упражнениям, спортивным и особенно игровым моментам. Ясно, что когда обучающийся занимается любым видом спорта, он совершенствует укрепляет в первую очередь своё тело, двигательные качества и способность управлять своими движениями. Это очень важная составляющая.

Еще в 1927 году в первой отечественной монографии, в которой говорилось о психологии физической культуры и спора, профессор А.П. Нечаев писал: "Пора, наконец, признать, что нельзя говорить о полном воспитании там, где отсутствует воспитание движений. Ловкость, выносливость и настойчивость, в известном смысле, могут быть названы мускульными добродетелями, а утомляемость, апатия, капризное настроение, скука, беспокойство, рассеянность и неуравновешенность - мускульными пороками".

Без какого-либо сомнения, спорт является важнейшей часть здорового образа жизни, в частности укрепления, совершенствования своего тело, проработки движений. Но есть и другие важные аспекты. В процесс занятий спортом закаляется волю, характер, улучшается умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в различных сложных ситуациях, своевременные решения, умение разумно рисковать или воздерживаться от риска. Каждый из нас, кто тренируется в различных командных и не только, видах спорта, соревнуется с товарищами, обогащает себя опытом общения с окружающими людьми и умением понимать их. Как и благодаря чему у людей появляется мужество, сила, скорость, усмотрение, умение не сдаваться и радоваться чужой победе - все это лучшие волевые и физические качества, которыми спорт одаривает соразмерно, конечно, личному вкладу каждого?

И пусть мы все осознаем всю важность и ценность спорта в воспитании человека, мы бы хотели поделиться мыслями разных людей, которые потратили на изучение этой тематики всю свою жизнь. Как говорил известный на весь мир тренер и в прошлом фигурист Станислав Жук: «Для меня спорт- это радость, игра силы, совершенство человеческих достоинств, быстрая реакция, смекалка, фантазия, неожиданности и открытия». Постоянно преодолевая трудности, связанные с регулярным физическим воспитанием и спортом (например, борьба с растущей усталость, болевые ощущения) воспитывать волю, уверенность, умение чувствовать себя комфортно в команде.

Как мы уже и говорили, в процессе любого вида спорта закаляется характер, воля к победе, желание совершенствоваться, развивать умение управлять собой ,быстро и правильно ориентироваться в сложных ситуациях, не только связанных с спортом, но и ситуации из жизни. Любые спортивные мероприятия проводятся в соответствии со строгими правилами, которые определяют не только ход соревнований, но и подготовку. Сами правила могут действовать на психологическую подготовку спортсмена. Они требуют от него в каждом виде спорта конкретных проявлений физического качества, волевых усилий, определенные свойства мышления, допустимый уровень эмоционального возбуждения. Необходимость постоянно проявлять свои свойства и качества личности как раз и приводят к их развитию. Это всё работает для развития силы, гибкости, выносливости, ну и, конечно же, для формирования правильной техники выполнения упражнений. Сам спортсмен улучшает своё умение работать в полную силу, даже когда этого очень не хочется. Он учится работать над собой, своим характером и силой волей. Он учится управлять настроением, справляться с чрезмерным возбуждением, нервозностью, вызывать состояние энтузиазма к работе, вдохновением, то есть обладает способностью самоконтроля, самоконтроля с эмоциями. Всё это делается осознанно для того, чтобы достичь лучшего результата на разных выступлениях.

Таким образом, совершенствуясь в спорте, человек совершенствуется всесторонне. И все эти умения нужны далеко не только для спорта и спортивной составляющей. Большинство людей думает, что самообразование, самосовершенствование относится только к здоровью и спорту. Некоторые из них говорят, "Сила есть - ума не надо", но многие в этом суждении и ошибаются. Такой аргумент неоднократно сбивал с толку тех, кто действительно «Силушкой» был не обижен. Сегодня даже самые ярые сторонники этого крылатого суждения остерегаются применения общей формулы. Соответствуют ли они с некоторыми видами спорта? К примеру, баскетбол. Одними бросками непонятно как, без правильно поставленной техники и разных комбинаций, победу будет сложно заполучить. У самых знаменитых спортсменов этого направления очень развито спортивное iq. Нужно понимать поведение противников, нужно знать, как правильно ставить заслоны. В какой момент нужно отдать пас своему партнёру, и по какой комбинации в данной игре нужно играть. И даже если они не будут проходить, знать, как правильно и умело выйти из подобных ситуаций. Только великие игроки развили в себе такие качества.

Приведём ещё один пример, теннис. Одна сила, скорость, выносливость, умение отбить мяч и отбить его от отскока, от лета, это всего лишь полдела победы в теннисе, которое вы сможете достичь. Надо думать и решать, чтобы иметь возможность разгадать намерения противника, его тактика, нужно маскировать свои планы и идеи, уметь навязывать свою игру. Поэтому в разных университетах большое внимание уделяется развитию таких видов спорта: настольный теннис, волейбол, баскетбол, спорт аэробика, лыжи, пулевая стрельба, пауэрлифтинг, бокс, свет легкая атлетика. Это те виды спорта, в которых спортсмен сможет развить в себе не только физические качества, но ещё и волевые, нравственные. Студент тренируется рядом со своими друзьями, партнёрами по команде. Соревнуется с конкурентами и поэтому обогащает свой опыт и знания, благодаря человеческому общению, учится понимать других. Психологи, которые работали над этим вопросом, вычислили те самые качества, которые помогут развить в себе не только силовые, физические факторы:

Целеустремлённость. У каждого спортсмена перед собой должна стоять цель. Чего они хочет достигнуть? Каким путем он хочет до этого дойти? Без цели человек не сможет заполучить желаемого. Это очень важно.

Смелость и решительность - проявление воли, характеризующейся своевременность и продуманность действий, их реализация на практике, отсутствие страха брать на себя ответственность за решение и его реализацию даже в условиях риска и опасности. Не бояться принимать ответственность на разных важных мероприятиях, соревнованиях. Не бояться проиграть, потому что каждый из нас когда-либо проигрывал. Проигрыш-это тоже опыт, который нам даёт большие возможности, благодаря которым в следующий раз мы не будем допускать подобных ошибок.

Инициатива и независимость - проявление воли, характеризуется личным творчеством и быстрым мышлением в разных действиях, направленные на достижение цели, устойчивости по отношению к внушающим влиянием других людей и их действий. Нужно иметь волю к победе, желание заполучить те самые важные знания ,тот опыт. Без самого главного-инициативы, не будет первого шага к достижению желаемого. Если делать всё нехотя, то это ни к чему хорошему не приведёт, ну и сам результат будет желать лучшего.

Все эти нужные качества, которые мы начинаем заполучать ещё в школьные, университетские годы, помогут нам в будущей жизни. Многие должности, рабочие места требуют всех вышесказанных качеств, умений. Всё это пригодится в прокачке себя как профессионала своего дела. Многие рабочие должности требуют ответственности и рационального принятия решений.

Таким образом, хотелось бы отметить, что было бы неправильно излагать использование физического воспитания и спорта в университетах только как средство поддержания здоровья студента, улучшения уровня его индивидуальных физических качеств. Влияние такого обучения гораздо более многогранна, потому что в процессе развития своих физических качеств, ненавязчиво и естественно происходит воспитание и самообразование ряда необходимых для занимающегося, студента в жизни психологических качеств, черт характера и черт личности.

Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития студента, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности, но, несомненно, влияют на авторитет, трудовую деятельность, на структуру ценностных ориентаций и помогают воспитать хорошего специалиста, общительного и целеустремленного человека. Надо всё это не забывать, потому что многие считают, что спорт может развить в человеке только физические качества, но почему-то забывают про самое главное. То, что идёт изнутри-это наш характер и стержень. Без внутренней силы и желания, мы не сможем достичь каких-либо высот в спортивном направлении.

Занимайтесь спортом и развивайте себя всесторонне. На примере своего личного опыта, я могу сказать, что спорт помог мне во многих аспектах моей жизни. Помимо формы, хорошего самочувствия, он помог мне мыслить иначе. Я стал улучшать в себе разные качества, обозначил правильный режим дня. В связи с чем я начал чувствовать себя намного лучше и не опаздываю на разные мероприятия. Если бы все отдавали отчёт спортивной составляющей, то это бы могло помочь в формировании своего характера многим людям.

Список литературы:

Паначев В.Д. Спорт в системе физической культуры общества. - Пермь: Изд.-во

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Мастера психологии, 2002.

Пуни А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте //Психология и современный спорт. – М., 1973. – С. 173.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.: Питер, 2000.

Просмотров работы: 4