Мотивационные аспекты здорового образа жизни студента - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Мотивационные аспекты здорового образа жизни студента

Пришко О.В. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Здоровый образ жизни - это образ жизни, обращенный на поддержание и улучшение здоровья индивидуума. Гигиенический режим труда и отдыха позволяет здоровому образу жизни, но препятствуют такие вредные привычки, как курение, алкоголь и наркотики.

Согласно представлениям на сегодняшний день, здоровый образ жизни - это характерные формы и методы повседневной жизни человека, укрепляющие и улучшающие адаптивные и резервные возможности организма, обеспечивающие благополучную реализацию социальной и профессиональной деятельности.

В основе любого образа жизни лежат принципы, то есть правила поведения, которым следует человек. Существуют биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни. Биологические принципы: образ жизни должен быть связан с возрастом, обеспечен энергичным, подтягивающим, ритмичным, умеренным. Социальные принципы: образ жизни должен быть эстетическим, нравственным, волевым, самоограниченным.

Мотив это идеальный или материальный объект, достижением которого является смысл деятельности. Он является человеку в форме конкретных тревог, характеризующихся положительными эмоциями от достижения этого предмета или негативными эмоциями, связанными с неудовлетворенностью в данной ситуации. Для реализации мотива требуется серьезная когнитивная работа.

По этой причине, формирование мотивации к здоровому образу жизни для молодых требует усилий. Потому что влияние этих усилий прогнозируется на будущее, и не каждый может решить эту проблему самостоятельно, необходимо ориентировать систему воспитания и образования на организацию культуры здоровья для молодого поколения. Вы должны начать с формирования взаимоотношения к здоровому образу жизни, что означает желание человека к определенному действию или к определенному понимаю, а также оценке окружающей действительности. Отношение основано на мотивации и напрямую регулируется системой ценностей, поэтому одни и те же причины у разных людей могут порождать разные отношения вне зависимости от системы ценностей индивида.

Здоровый образ жизни (здоровый образ жизни) является структурным элементом в системе духовного и физического развития личности, позволяет проявить общественную активность и проявляется в целенаправленное развитие человеческого сознания и поведения, отвечающее критериям здоровья. Поддержание здорового образа жизни ежедневно является неотъемлемой частью культурного развития человека способствует обогащению его духовного мира и коррекции ценностных ориентаций.

Прежде всего, это необходимо сформировать у молодежи мировоззрение о тесной взаимосвязи профилактических показателей культуры с другими мировоззренческими ценностями (успешная карьера, любовь, самореализация и т. д.) и определение влияния образа жизни на здоровье и достижение жизненных целей.

Развитие активности, умение выбирать правильное решение, лидерские качества в системе других жизненных ценностей особенно важны в молодом возрасте, когда человек должен быстро адаптироваться к меняющимся экономическим и социальным условиям. Студенческая молодежь заслуживает первостепенного внимания в этом вопросе, так как является не только производительной силой, но и самой активной частью общества, которая в дальнейшем направлена на развитие российского государства. От степени успешности решения этой проблемы в высшем образовании зависит дальнейшая трудовая и социальная молодежная адаптация.

Современная социальная политика в области поддержания и улучшения здоровья ориентирована, на поиске путей улучшения качества медицинской помощи. По данным исследования Чесебиева С.Т. большинство студентов убеждены, что здоровье человека и культура являются первостепенными ценностями, от которых зависит дальнейшее развитие и процветание цивилизации. Но универсальные ценности масштабируются за счет накопленных социально-экономических проблем.

В связи с этим респондентам было предложено ответить на вопрос, что в жизни для них это главная ценность и рейтинг ответов сформировать в последующие значения. Как следует из вышеизложенного основными ценностями были: семья (29%), здоровье (26%) и образование (12%). Заключительные звенья в системе ценностей студентов: духовное развитие, интерес к работе и творчеству. А именно, эти значения являются основными инструментами для полноценной реализации здорового образа жизни, способствующая формированию мотивации к сознательному самосохранному поведению.

В процессе исследования так же был проведен опрос по проблемам оценки собственного здоровья студентов. Плохое состояние здоровья является результатом самооценки здоровья учащихся. Недостаток физического здоровья и социального самочувствия. Различия в ответах девушек и юношей заключаются в том, что девушки оценивают выше состояние здоровья, чем у молодые мужчины. Но наличие заболеваний сильно влияет на их социальное благополучие: ограничения на состояние здоровья ежедневно девушки отмечают чаще, чем молодые люди.

В молодом сознании формируется следующий стандарт здорового человека: человек, который не жалуется на здоровье, не имеет хронических заболеваний, всегда выглядит на 100%. Среди сверстников здоровый человек должен быть успешным и всегда готовым эффективно действовать. Таким образом, социальная сторона здоровья и ЗОЖ имеет первостепенное значение. Значимые факторы в формировании социальных понятий о здоровье и здоровом человеке выступает пол и возраст респондента. Студенты первого курса отдают предпочтение таким составляющим здорового образа жизни, как «успех»,«Благосостояние», а старшие курсы респонденты отдают приоритет биологической природе здоровья, то есть такие показатели, как отсутствие болезней и отличное здоровье.

Объективными факторами, влияющими на здоровье подрастающего поколения, являются: неблагоприятная экологическая ситуация в регионе (54%); отсутствие дохода (36,3%); плохое медицинское обслуживание (33,4%); наследственные заболевания (29,8%).

Также студентам было предложено ответить на вопрос: «Используете ли вы факторы здорового образа жизни в своей жизни?». Ответы были следующие: 66% респондентов считают посещения занятий по физической культуре; 49% - самостоятельный спорт; 45% - правильное и регулярное питание; 42% - искоренение вредных привычек; 26% - желание духовное развиваться и ежедневная работа по самосовершенствованию; 12% - рациональная организация работы и отдыха; 8% - изучение литературы по здоровому образу жизни; 5% - использование оздоровительных методик. Различия в ответах учеников показывают, что больше заботятся о собственном здоровье девушки, чем юноши. 71% девушек и 47% парней регулярно посещают занятия по физическому воспитанию, 48% девушек питаются рационально, 44% девушек и 34% юношей пытаются избавиться от вредных привычек, 9% девочек и 3% мальчиков заинтересованы различными источниками информации о здоровом образе жизни.

Анализ цифрового материала позволяет сделать вывод, что для поддержания и улучшения здоровья студентов использует очень скудный список факторов ЗОЖ. Выстроенная система отсутствует и регулярное использование факторов здорового образа жизни, что не приводит к положительному результату сохранению здоровья. Основная профилактическая мера по улучшению здоровья, молодежь считает посещение занятий по физическому воспитанию, а также самостоятельные упражнения и устранение вредных привычек.

Все исследования были проведены студентами высших учебных заведений в республике Адыгея.

Также возьмем статью Молодцова К.В., а именно анкетирование студентов из города Орла. В опросе фигурировали студенты от 17 -22 лет. При помощи первого вопроса «Что для вас здоровый образ жизни?», Мы обнаружили, что большая часть студентов спят по 8–9 часов, на втором месте - спорт, третье отсутствие вредных привычек. Последние места: ежедневный рацион и правильный распорядок дня.

На следующий вопрос: «Что вы делаете для улучшения своего здоровья?», были получены следующие ответы: 28% стараются проводить как можно больше времени на свежем воздухе, 21% занимаются спортом, 14% принимать витамины и питаться правильно, 10% соблюдают режим сна и употребления пищи, 7% заниматься аэробикой и фитнесом, 3% - ничем не занимаются. Когда был задан вопрос, занимаются ли они спортом, студенты поделились на две равные группы (50% занимаются спортом, 50% не делают ничего). Большинство студентов мотивируют себя на улучшение здоровья (45%), 22% респондентов мотивированы хорошим телосложением и друзьями, семьей, 11% социальной рекламой. Что мешает другим заниматься спортом? Лень является лидером опрошенных 46%, нехватка времени у 29% опрошенных, по 14% отсутствие условий и интереса, а у 7% материальные трудности. На мой взгляд последнее это обычная лень. потому что занятия спортом не означают покупку абонемента в фитнес-центры. Вы можете заниматься спортом самостоятельно, выполняя каждодневные упражнения, делая иногда пробежки вокруг дома.

К следующему вопросу «Что, по вашему мнению, является наиболее важным в мотивации здорового образа жизни человека?» 44% считают, что только их собственное понимание необходимости поможет человеку сделать это, и они правы. Побудить людей к здоровому образу жизни -трудная, можно сказать, непреодолимая задача. Можно объяснить человеку необходимость каких-то действий, но очень трудно заставить его действовать.
Как видно на примере анализа анкет и источников по теме изучения было известно, что формирование побуждения к здоровому образу жизни для молодежи требует значительных усилий и является важной социально-педагогической задачей.

Интерес к своему здоровью, а также его укрепление может стать ценностным мотивом, формирующим, управляющим и контролирующим образ жизни человека. Образ жизни человека является его представлением о смысле жизни, его взаимоотношении к миру, к себе, к своему здоровью. Благодаря надлежащему образованию будут сформированы определенные ценности, которые будут играть позитивную роль в будущем. Действительно, ничего иного как желание, а именно наказания не могут вынудить человека вести здоровый образ жизни, защищать и способствовать укреплению собственного здоровья, если все это не контролируется сознательной мотивацией здоровья.

Список литературы:

1. Чесебиева С.Т. Здоровый образ жизни как приоритетная ценность в современном

российском обществе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия

Регионоведение: Философия, социология, культурология. 2011. Вып 2. С. 212-217.

2. Чесебиева С.Т. Здоровый образ жизни как категория социологии культуры: автореф. дис. канд. социолог. наук. Майкоп: МГТУ, 2011. 17 с.

3. НогалесК. Урок 4. Мотивация деятельности человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://4brain.ru/psy/psihologija-motivacii.php – [Дата обращения: 31.10.2019].

4. Культура здорового образа жизни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru /college/medicina/kultura-zozh.htm – [Дата обращения: 31.10.2019]

Просмотров работы: 58