ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАЩИТЫ ТАРИФОВ НА ПЕРЕДАЧУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАЩИТЫ ТАРИФОВ НА ПЕРЕДАЧУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

Новохацкая Р.А. 1, Северова М.О. 1
1СГУПС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный уровень развития технологий поставил перед человечеством задачу получения различных форм энергии, для того что бы следующим шагом ее истратить. Самой востребованной на сегодняшний день является электрическая энергия, сложно представить существование современного человека без нее. Доля расходов на покупку электрической энергии в себестоимости продукции колеблется от 3,1% и может достигать 54%. Безусловно, эта доля зависит не только от энергоемкости производства, но и цены.

Современная государственная политика Росси направлена на сдерживание роста тарифов на электрическую энергию, а предприятия генерации, распределения и сбыта электрической энергии, вынуждены реализовывать возможные мероприятия, направленные на оптимизацию собственных расходов, для выхода на безубыточный уровень, а также «отвоёвывать» необходимый объем доходов у государственных регулирующих органов и своих смежников. В таких условиях вопросы эффективной защиты тарифов становятся особенно актуальными.

Если говорить об истории вопроса регулирования тарифов в электроэнергетике в нашей стране, необходимо отметить, что его основы (принципы) были заложены еще в тридцатые годы прошлого столетия:

Содействие применению электрической энергии во всех областях народного хозяйства и в домашнем быту;

Обеспечение возможно полного использования оборудования электростанций, подстанций и электрических сетей в целях снижения стоимости энергии (полная загрузка);

Содействие размещению промышленных предприятий, в особенности энергоёмких, обеспечивающему снижение расходов на производство и передачу электроэнергии;

Учёт удельного веса электрической энергии в себестоимости продукции различных отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также в себестоимости услуг транспорта.

На основании постановления Совета народных комиссаров от 14 мая 1937 г. № 775 "О тарифах на электроэнергию коммунальных станций и коммунальных сетей" тарифы для потребителей электроэнергии включали в себя плановую себестоимость и нормативную прибыль по отношению к себестоимости. Последняя составляющая дифференцировалась в зависимости от направления использования электрической энергии.

В 90-е годы прошлого столетия произошел перелом экономических устоев в Советском Союзе. Изменение политической и экономической ситуации в стране оказало влияние и на тарифное регулирование электроэнергии. Скачкообразные инфляционные процессы в России в 1996 – 2000гг. внесли коррективы и в государственное тарифное регулирование. В данный период основной задачей регулирования цен было - их сдерживание.

В 1998 году началась разработка нормативной документации для реализации реформ в электроэнергетике, которые должны были обеспечить конкурентность и созданияе эффективных рыночных отношений в данном секторе рынка. Федеральным законом от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике» были установлены правовые отношения участников рынка электрической энергии и полномочия органов государственной власти. 2003 год стал стартовым в реформировании электроэнергетики.

Вопросы экономических взаимоотношений в электроэнергетике, а так же роль государственного регулирования в РФ на сегодняшний день четко регламентированы законодательством (Федеральный закон "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ). Законодательным актом установлены правовые основы экономических взаимоотношений между всеми субъектами рынка электроэнергии, их права и обязанности, регламентирована роль государственной власти как регулятора. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. №1184 утверждены критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, соответствие которым является основанием для установления (пересмотра) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Приведенные выше документы являются обязательными для исполнения всеми субъектами рынков электрической энергии. Таким образом, все участники рынка электрической энергии обязаны выстроить работу своего предприятия в соответствии с действующей нормативной базой РФ в части электроэнергетики. Невыполнение этих требований ведет к существенному снижению эффективности оказания услуг (снижение доходов, дополнительные расходы).

Сегодня ОАО «РЖД» присвоен статус территориальной сетевой организации в 75 регионах Российской Федерации. В соответствии с правилами недискриминационного доступа территориальная сетевая организация обязана оказывать услуги по присоединению потребителей к своим электрическим сетям и по передаче электрической энергии. В 2018 году доходы от передачи электрической энергии составят порядка 11,6 миллиардов рублей.

Необходимо обратить особое внимание, что неисполнение или несвоевременное (некачественное) исполнение требований рассмотренных выше документов предусматривает штрафные санкции по отношению к субъекту регулирования. Действие этих документов на практике можно проиллюстрировать на примере компании ОАО «РЖД». Неисполнение требований, установленных вышеперечисленными документами привело к следующим последствиям

1. Одним из критериев отнесения к сетевым организациям владельцев на праве собственности или на ином законном основании силовыми трансформаторами, является суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА. В 2016 году данным условиям не соответствовали некоторые региональные дирекции ОАО «РЖД». Последствием этого стало недополучение доходов в размере 11,9 млн. рублей;

2. Несвоевременное раскрытие информации о качестве предоставляемых услуг в 2016 году привело к снижению необходимой валовой выручки (НВВ) на содержание сетей на 20,3 млн. рублей.

3. Снижение качества предоставляемых услуг в 2016 году привело к недополучению доходов в следующем периоде регулирования в размере 17,8 млн. рублей.

Кроме соблюдения всех нормативов и условий рынка электроэнергетики, важным вопросом является эффективный механизм формирования тарифа на электроэнергию. Государственное тарифное регулирование ОАО «РЖД» в части оказания услуг по передаче электроэнергии осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на основе долгосрочных параметров регулирования, в соответствии с которым тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на срок не менее чем пять лет (не менее чем 3 года для первого долгосрочного периода регулирования).

Установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с принципами и методами, определенными Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии определяются на основе необходимой валовой выручки – экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности.

При использовании метода долгосрочной индексации основными составляющими необходимой валовой выручки являются подконтрольные и неподконтрольные расходы, включая расходы на амортизацию основных средств и расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли. Вследствие чего финансовый результат работы компании напрямую зависит от того, какие расходы она сможет обосновать. В таблице 1 представлены результаты защиты тарифов по региональной дирекции энергообеспечения.

Таблица 1 Анализ эффективности защиты тарифов на электрическую энергию на 2019 год Дальневосточной дирекцией по энергообеспечению

Регион

Заявлено в тариф, млн. р.

Утверждено в тарифе, млн. р.

Эффективность защиты, проц.

Амурская область

155, 985

117,872

75,6

Еврейская автономная область

46,479

41,983

90,3

Хабаровский край

435,964

406,630

93,3

Приморский край

178,384

101,412

56,9

Сахалинская область

85,637

53,592

62,6

Республика Саха (Якутия)

114,026

49,104

43,1

Итого

1016,475

770,593

75,8

Анализ показывает, что наиболее низкий уровень защиты тарифов в границах Республики Саха (Якутия) и Приморского края. При этом показатель эффективности защиты тарифов на передачу электрической энергии не всегда является характеристикой эффективной работы организации, в вопросах защиты тарифов. У «тарифников» есть негласный принцип: «проси больше», поэтому вопрос эффективности защиты тарифов необходимо рассматривать с двух позиций - эффективность защиты заявленных расходов и рост НВВ по отношению к прошлому периоду регулирования.

Для примера в таблице 2 приведена динамика необходимой валовой выручки на содержание сетей Дальневосточной дирекции по энергообеспечению за 2018 – 2019 годы. Для анализа исключаем расходы на покупку потерь (т.к. они в полном объеме компенсируются тарифом) и рассматриваем исключительно расходы на содержание сетей (т.к. именно они обеспечивают текущую и инвестиционную деятельность сетевой организации).

Таблица 2 Анализ динамики необходимой валовой выручки на содержание сетей Дальневосточной дирекции по энергообеспечению за 2018 – 2019 годы

Регион

НВВ на содержание сетей на 2018 год, млн. р.

НВВ на содержание сетей на 2019 год, млн. р.

Прирост НВВ,

проц

Амурская область

94,090

103,844

10,367

Еврейская автономная область

30,404

30,889

1,595

Хабаровский край

269,769

317,461

17,679

Приморский край

51,649

66,962

29,648

Сахалинская область

46,303

49,238

6,339

Республика Саха (Якутия)

42,778

47,617

11,312

Итого

534,993

616,011

15,144

Таким образом, по регионам с наиболее низким уровнем эффективности защиты тарифов, достигнуты высокие показатели роста необходимой валовой выручки, так по Приморскому краю рост НВВ составил более 29%, а по Республике Саха (Якутия) – 11,3%.

При рассмотрении вопроса эффективности защиты тарифов на передачу электрической энергии нельзя исключать момент заинтересованности сторон (государства, сетевой организации) в развитии электросетевой инфраструктуры в регионе. Данный фактор накладывает определенный отпечаток на результаты регулирования в каждом отдельно взятом регионе. Участие территориальной сетевой организации в процессе стабилизации социально-экономической обстановки в регионе дает значительные преференции при защите расходов на капитальные вложения из прибыли (12% от НВВ).

Подводя итоги необходимо отметить, что сегодня государством строго регламентированы обязанности территориальных сетевых организаций, что, казалось бы, ставит их в равные стартовые позиции при защите тарифов на свои услуги. Но при более детальном рассмотрении хозяйственной деятельности сетевых организаций, особенностей их функционирования, структуры сетей и территориального расположения возникает много нюансов, которые в значительной мере отражаются на величине тарифа.

Список литературы.

1. Постановление Совета народных комиссаров СССР от 13 января 1931 г. №45 "О тарифах отпуска электрической энергии".

2. Постановление Совета народных комиссаров СССР от 14 мая 1937 № 775 "О тарифах на электроэнергию коммунальных станций и коммунальных сетей".

3. Федеральный закон от 26 марта 2003 г № 35-ФЗ "Об электроэнергетике".

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".

5. Основы функционирования розничных рынков электрической энергии, были утвержденные постановлением от 04.05.2012 № 442 Правительства РФ.

6. Постановление Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 (ред. от 20.11.2018) "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии"

7. Иванов Владимир Александрович Анализ энергозатрат в различных отраслях промышленности/ Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http://naukovedenie.ru/

Просмотров работы: 130