Разработка новых видов услуг ИТ-комплекса транспортной компании для отраслевых ВУЗов - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Разработка новых видов услуг ИТ-комплекса транспортной компании для отраслевых ВУЗов

Маракова Е.Е. 1, Аршба Л.Н. 1
1Сибирский Государственный Университет Путей Сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

По словам немецкого экономист, президента Всемирного экономического форума в Давосе Клауса Шваба, «мы стоим у истоков четвертой промышленной революции. Она началась на рубеже нового тысячелетия и опирается на цифровую революцию. Ее основные черты – это «вездесущий» и мобильный интернет, миниатюрные производственные устройства (которые постоянно дешевеют), искусственный интеллект и обучающие машины» [6, с.16].

Постиндустриальное общество XXI века находится сейчас на таком этапе развития, когда цифровые технологии буквально пронизывают экономические и социальные процессы в обществе (Рисунок 1). Поскольку интерес вокруг цифрового преобразования продолжает сохраняться, термины «информатизация», «компьютеризация» и «цифровизация» часто подвергаются неверной трактовке.

Рисунок 1 – Развитие процесса цифровизации.

На самом деле эти три термина имеют отчетливые, конкретные значения – или, по крайней мере, мы можем по-разному определить их в зависимости от того, какой аспект их применения мы рассматриваем. Зачастую, термин «цифровизация» определяется в узком смысле как способ преобразования информации в цифровую форму. Однако, это не совсем так. Всестороннее раскрытие понятия «цифровизация» помогает подчеркнуть ее силу и важность на данном этапе развития общества.

«Информатизация» и «цифровизация» – это два концептуальных термина, которые тесно связаны между собой и часто используются взаимозаменяемо в литературе», - объясняют Дж. Скотт Бреннен, доктор наук в области коммуникации, и Дэниел Крайсс, доцент, Школы СМИ и журналистики университета Северной Каролины. «Мы говорим о цифровизации как о способе реструктуризации многих областей социальной жизни вокруг цифровой коммуникации и медиа-инфраструктур».

Цифровая трансформация, как понятие, которое мы используем сегодня, шире, чем цифровизация, и может рассматриваться как способ перехода к цифровой экономике, обеспечивающий сокращение издержек производства и повышения производительности труда. Это общемировой современный тренд развития экономических и социальных систем.

В XXI веке изменения технологий не имеет границ. Мы вступаем в фазу радикального развития технологий. Смартфоны, ноутбуки и планшеты больше не являются неизвестными словами. Мир вступил в цифровую эпоху, и технологии затронули каждую часть человеческой жизни, будь это бизнес, общение, путешествия, здравоохранение или образование. Несомненно, что цифровая трансформация затрагивает и сферу образования, изменения в которой приведут к трансформации страны, путем развития человеческих ресурсов.

Традиционно выделяемые ключевые факторы производства – земля, труд и капитал в эпоху цифровой трансформации экономики претерпевают радикальные изменения. Основным активом становиться человеческий капитал, т.е. люди, обладающие компетенциями в области новых технологий, умеющие исследовать, внедрять новое и совершенствовать старое. Можно предположить, что основными факторами производства в грядущей экономике станут человеческий и информационный капиталы, при этом роль ключевого фактора закрепится за человеческим капиталом. Эту позицию конкретизирует К.Шваб, который утверждает, что дефицит компетентных кадров станет сдерживающим фактором для инноваций, конкурентоспособности и роста [6, с.31].

На данном этапе система высшего образования также активно развивается, поскольку современное поколение студентов не может ограничиваться рамками традиционного обучения; их любопытство не может быть удовлетворено с помощью образовательных приемов и методов, которые были разработаны ранее. Поэтому в индустрии образования происходят глобальные изменения, высшие учебные заведения внедряют различные передовые методы и новые идеи.

Для студентов, приезжающими из разных регионов, ВУЗы находят комплексные решения для удовлетворения их образовательных потребностей. Преобразование всей системы обучения в цифровую форму, использование различных передовых методов, таких как онлайн-курсы, онлайн-экзамены в режиме реального времени, цифровые учебники, электронные образовательные платформы, улучшают качество образования для студентов.

Процессы цифровизации, аналогичные тем, что начаты в образовании, пронизывают и большинство крупных российских компаний.

В частности, проект «Цифровая железная дорога» реализуется крупнейшей транспортной компанией мира – ОАО «РЖД». Его цель – повышение качества предоставляемых транспортных и логистических услуг за счёт применения цифровых технологий.

Цифровизации и информационным технологиям в Долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» посвящён отдельный раздел, в котором поставлены цели создания единого информационного пространства для грузовых и пассажирских перевозок и сквозных информационных технологий для автоматизации перевозочного процесса. А «Стратегия цифровой трансформации компании до 2025 года» ОАО "РЖД" определяет концептуальные основы и принципы трансформации компании в условиях цифровой экономики, задает приоритетные направления цифровизации, включая вопросы импортозамещения в области ИТ, также необходимые для изменений ресурсы и технологии. Реализация стратегии будет способствовать не только внедрению в холдинге "РЖД" инноваций и прорывных технологий, но и изменению корпоративной культуры, повышению эффективности и формированию новых бизнес-процессов, а также расширению набора предлагаемых рынку услуг.

Одним из основных принципов реализации стратегии станет формирование восьми цифровых платформ – комплексов взаимосвязанных технологических решений для взаимодействия участников транспортного рынка. В их числе – платформы мультимодальных пассажирских перевозок, мультимодальных грузовых перевозок транспортно-логистических узлов, оператора линейной инфраструктуры, логистического оператора электронной коммерции, управления перевозочным процессом тягового подвижного состава и платформа непроизводственных процессов. Стратегией предусмотрена реализация свыше 50 проектов в этих сферах, а также применение передовых отечественных инновационных разработок на базе таки цифровых технологий, как хранение и управление "большими" данными, распределенные реестры, промышленный интернет вещей, квантовые вычисления. Цифровая трансформация ОАО "РЖД" будет способствовать выполнению задач, определенных в "Долгосрочной программе развития компании", и станет одной из движущих сил развития транспортной отрасли Российской Федерации.

К 2025 году ОАО «РЖД» планирует внедрить платформенные решения, интегрированные с производственными системами компании. И если на начальных этапах они выполняли информационно-вычислительные функции, то сейчас это уже информационно-управляющие системы, которые постепенно трансформируются в интеллектуальные системы. Интеллектуальные системы на основе обработки и анализа информации выдают набор управленческих решений либо вообще включают автоматизированный процесс управления, при этом человек нужен только на случай внештатных ситуаций. За этими системами будущее.

Многие крупные российские компании уже встали на путь цифровой трансформации. Предпосылкой к этому, в частности, стали снижение стоимости технологий и вычислительных мощностей, а также развитие сетей передачи данных. Переход к обновлению информационных технологий создает инновационную базу для новых сервисов и услуг, основанных на использовании цифровых технологий.

Одновременно с изменениями технологий и цифровизацией процессов возникает потребность в новых профессиональных квалификациях, профессиях и должностях, а также необходимость актуализации и пересмотра трудовых функций. Для достижения поставленных целей мероприятия по развитию информационных технологий ИТ-комплекса транспортных компаниях должны включать в себя разработку новых продуктов и услуг, основанных на платформенных решениях, представляющих собой прототипы внутренних информационно-управляющих систем компании, которые могут быть использованы в обучении студентов отраслевых ВУЗов.

На сегодняшний момент в компании эксплуатируется порядка 1500 различных автоматизированных и информационных систем, обслуживающих различные бизнес-сегменты. Наиболее сложные из них – это системы, обеспечивающие перевозочный процесс и предполагающие наличие специальных навыков и умений для работы в них.

В целях оказания содействия в развития учебной базы и повышения уровня подготовки выпускников отраслевых учебных заведений предлагается рассмотреть варианты создания специальных учебных комплексов, имитирующих тот или иной производственный процесс. Для этого создаются специальные платформенные решения, позволяющие получить доступ к реальным информационным продуктам компании с обезличиванием информации для соблюдения режима коммерческой тайны. Такие обучающие платформы могут работать на реальных производственных данных, таких как объем, род, характеристики перевозимых грузов, станции отправления и назначения вагона, маршрут, обработка грузов в пути следования и т.д. Студенты, обучающиеся на профильных специальностях, могут не только начать тестировать свои теоретические знания в реальных производственных условиях, но и практически закреплять пройденный материал. Одновременно с этим, компания ОАО «РЖД» как крупнейший работодатель, равно как и любая транспортная компания, имплементируя свои информационные системы в процесс обучения, имеет возможность привлекать более квалифицированных выпускников ВУЗов и снижать расходы на адаптацию вновь принятых работников.

Реализация мероприятий и программ развития информационных технологий обеспечит цифровую трансформацию холдинга и укрепит позицию ОАО «РЖД» как отраслевого технологического лидера в использовании информационных систем, цифровых технологий и инновационных решений, даст возможность ОАО «РЖД» стать партнером государства в вопросах построения цифровой экономики, модификации и развития цифровых технологий и соответствующей нормативной базы транспортной отрасли России.

Список литературы

Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р // Сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/docs/28653/ (дата обращения 08.11.2019)

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 // Сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919(дата обращения 08.11.2019)

Brennen, J.S., Kreiss, D.: Digitalization. In: The International Encyclopedia of Communication Theory and Philosophy, pp. 1–11 (2016)

Гвоздикова Д.В., Уличкина И.А. «Цифровизация экономики: перспективы и вызовы бизнеса России» // Проблемы экономики, финансов и управления производством. 2018. №42.

Современное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования: материалы международной конференции (г. Москва, МПГУ, 24– 25 апреля 2018 г.). Избранные статьи / под общ. ред. М.М. Мусарского, Е.А. Омельченко, А.А. Шевцовой; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и др. – Москва: МПГУ, 2018. – 376 с.

Шваб, К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2017.

Что нужно знать о цифровой экономике и ее перспективах // Коммерсант. 2016. 26.08. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3063024 (дата обращения 10.11.2019).

Цифровая Россия: новая реальность // McKinsey Digital. URL: https://www.mckinsey.com/ru/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/Our%20Insights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx (дата обращения 10.11.2019).

Просмотров работы: 2