РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

Сафронова Е.В. 1
1Шуйский филиал ИвГу
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема коммуникации является одной из самых сложных и важных. В данной работе был проведен теоретический анализ психологической и педагогической научной литературы и исследований, посвященных теме межличностного общения и коммуникации студенческой молодежи.

Развитие коммуникативных умений у студентов является сегодня актуальным процессом в их социализации, так как степень развития данных умений влияет на результативность обучения учащихся, на процесс их самореализации, жизненного самоопределения и на социализацию в целом. Коммуникативная деятельность является в студенческом возрасте ведущей, отсутствие коммуникативных умений существенно затрудняет развитие личности студента и его успешность в учебной деятельности, приводит к трудностям в общении студентов и появлению отклонений в его социализации и развитии личности. У студента формируется внешняя социальная позиция, и на ее основе сознательное отношение к себе как члену общества, и внутренняя личностная позиция, с независимым и более свободолюбивым поведением.

Мы предположили, что развитие коммуникативных умений у студентов - будущих менеджеров будет эффективной при следующих условиях:

- составлена и реализуется программа психолого-педагогической работы по развития коммуникативных умений, основанная на принципах системности и деятельности, комплексности методов психологического воздействия, гуманизма во взаимоотношениях, рефлексивности;

- направлениями по развитию коммуникативных умений студентов являются: организация самопознания себя подростком; работа с коммуникационной сферой студента (развитие коммуникативных знаний, коммуникативных умений и навыков), рефлексия достижений студентов в развитии коммуникативных умений;

- организация психолого-педагогической работы с подростками проходит в групповых формах (игры, упражнения, диалоговые формы, психогимнастика, и др.).

Проведенное исследование развития коммуникативных умений на констатирующем этапе экспериментальной работы показало низкий уровень развития коммуникации студентов, не сформированные межличностные отношений в группе, психологическая атмосфера в группах в целом, доброжелательная, но не стабильная.

На формирующем этапе мы стремились решить две основные задачи: развитие коммуникативных умений у студентов экспериментальной группы и так как, работа проходит в коллективе, то мы стремились сплотить этот коллектив. Нами выбраны три направления работы: организация самопознания себя подростком, работа с коммуникативной сферой студента (коммуникативные знания, коммуникативные умения и навыки), рефлексия достижений студентов в развитии коммуникативных умений.

Организация психолого-педагогической работы с подростками проходит преимущественно в групповых формах (игры, упражнения, диалоговые формы, психогимнастика, и др.), которые позволяют подросткам: репетировать взаимоотношения в группе как микросоциуме; экспериментировать с различными стилями отношений и параллельно осваивать новые социальные умения; подросток может получить обратную связь и поддержку сверстников; группа становится условием самораскрытия и самопознания подростка.

На последнем контрольном этапе нами проведен сравнительный анализ результатов эксперимента и выявлена положительная динамика в развитии коммуникативных умений экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой. Таким образом, в экспериментальной группе мы констатировали увеличение социально желаемых статусов, и как показало повторное тестирование с использованием методики КОС, число студентов с низким уровнем проявления коммуникативных склонностей снизилось в экспериментальной группе, а с высоким повысилось.

Список литературы:

1. Баркунова О.В., Коврыгина К.А.Развитие мотивации достижения успеха у подростков: В сборнике: Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых «Университет - новой школе»: материалы IХ Международной научной конференции. Ответственный редактор А.А. Червова. 2016. С. 157.

2. Коротаева В.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение /В.В. Коротаева. - М.: КСП, Институт психологии РАН, 1997. – 70с.

3. Надобнова М.Л., Пшеничнова И.В. Ценностно-смысловое саморазвитие подростка // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3 (часть 6). - 870-873 с.

Просмотров работы: 14