Вопрос профессионального самоопределения осознается старшими подростками, но большинство из них не имеют профессиональные интересы и устойчивые профессиональные намерения. Школьники сталкиваются с трудностями с определением профессии и сферы труда, сомневаются в своем выборе, достаточное большое количество старшеклассников не задумываются о своих профессиональных планах и будущих профессиональных образовательных маршрутах. Это стало серьезной проблемой, которую, необходимо решать.
Мы предположили, что процесс профессионального самоопределения школьников будет успешным при следующих условиях:
-учете в психолого-педагогической работе с подростками особенностей развития, индивидуальных способностей и склонностей обучающихся;
-использовании комплекса направлений профориентационной работы: профессиональная диагностика, консультирование, информационно-просветительская работа, профилактика неправильного выбора профессии, развитие интереса к профессиям;
- создании системы профориентационной работы, в которую включены все педагоги школы и специалисты профессиональных заведений, Центра занятости населения, производственных предприятий;
- использовании разнообразных форм и методов работы со школьниками; профориентационных экскурсий, встреч со специалистами различных профессий, индивидуальных и групповых консультаций и информационных бесед.
Нами определены этапы экспериментальной работы и на констатирующем этапе эксперимента была изучена готовность школьников к профессиональному самоопределению. В исследовании приняли участие 2 девятых класса гимназии.
Применив удовлетворяющий цели комплекс диагностических методик, мы получили следующие результаты: высокий уровень готовности к выбору профессии отсутствует в обоих классах, среднюю готовность в 9 «А» классе имеют 4 чел. – 20% учащихся, в 9 «Б» классе у 5 чел. – 21,7%; низкая готовность в обоих классах у 13 чел. в 9 «А» - 65%, в 9 «Б» - 56,6% учащихся; не готовы к выбору профессии в 9 «А» классе 3 чел. – 15%, в 9 «Б» классе 5 чел. – 21,7% учащихся.
Изучив профессиональные намерения старшеклассников мы определили, что 7% школьников 9 «А» класса имеют высокий уровень, в 9 «Б» класса 7,8%; выше среднего - 11% учащихся 9 «А» класса, в 9 «Б» классе 12,2%; средний уровень в 9 «А» классе у 50% учащихся, в 9 «Б» классе у 53% школьников, ниже среднего в 9 «А» классе присутствует у 15% подростков, в 9 «Б» классе у 12,2% школьников, и низкий уровень в 9 «А» классе имеют 17% учащихся, в 9 «Б» классе у 14,8%.
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников основывается на принципах сознательности в выборе профессии, связи профориентационной работы с жизнью, трудом, практикой, взаимосвязи школы и социальных партнеров, оптимального сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы, индивидуализации.
Основной формой профессионального просвещения старшеклассников стали классные часы, на которых мы совместно с классным руководителем старались в доступной форме познакомить школьников с определёнными востребованными в современном обществе профессиями, объясняли их социальную значимостью и перспективы трудоустройств. Нами проведены следующие классные часы: «Мир профессий. Человек-техника», «Мир профессий. На страже закона», «Мир профессий. Электронные помощники», «Профессии с большой перспективой», «Твоя профессиональная карьера», «В мире профессий», «Слагаемые выбора профессии» и др..
Важной формой работы психолого-педагогического сопровождения стала проектно-исследовательская деятельность. Именно она позволила сформировать у старшеклассников готовность к самостоятельной познавательной деятельности, умение гибко планировать собственную жизненную и профессиональную стратегию, способность к рефлексии своей деятельности. Школьники посещали и участвовали в учебно-исследовательская деятельности: семинары; практические занятия; тематические проекты; выполняли реферативную работу; проектную работу по интересам; интеллектуальные марафоны; олимпиады; конференции.
Другое важно направление организации работы по сотрудничеству с другими образовательными учреждениями и социальными партнерами. Школьникам удалось наблюдать за деятельностью войсковой части, многие ребята начали учиться вождению автомобиля, посетили несколько образовательных организаций и познакомились с работой – воспитателей, педагогов дополнительного образования.
В результате реализации программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников, мы можем констатировать: сформированы профессиональные интересы и мотивы осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии; появилась уверенность в выборе профессии; сформированы навыки нахождения и использования информации о выборе профессии для обучения; девятиклассники собрали «профессиональное портфолио», с родителями расширена работа по профессиональному самоопределению детей и оказана методическая помощь педагогам, в особенности классным руководителям.
Для проверки эффективности сопровождения на контрольном этапе исследования нами были проведены те же методики диагностики, что и на констатирующем этапе. Результаты экспериментальной группы оказались значительно выше результатов контрольной группы. Для примера приведем следующие: высокая готовность к выбору профессии в контрольном классе стала у 1 чел. – 5% (на констатирующем этапе показатель отсутствовал), в экспериментальном классе стало у 6 чел. – 26,1% (на констатирующем этапе показатель отсутствовал); изменения в экспериментальном классе стали значительны на высоком уровне общих профессиональных намерений стал у 26,1% (было у 7,8%).
Список литературы:
Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. М.: МГППИ, 1999. 108 с
Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками. Ярославль, 1990. - 83 с.