Стратегическое развитие образовательных учреждений - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Стратегическое развитие образовательных учреждений

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Система образования - это модель, которая объединяет различные институциональные структуры, такие как школы, университеты, дошкольные образовательные учреждения и колледжи, для одной общей цели - дать образование обучающимся в них людям. В каждой стране система образования имеет ряд своих особенностей, но, в целом, она гарантирует возможность качественного своевременного, а иногда и бесплатного образования.

Основные составляющие системы образования представлены на рисунке 1.11.

Рисунок 1.1 – Составляющие системы образования в РФ

​Для достижения этой цели разрабатываются и вводятся в действие федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и профессиональные стандарты. Стандарты – это некий эталон, общепонятный образец, с которым должно что-то сравниваться и к которому нужно стремиться.

Субъектами образовательной системы являются организации, осуществляющие выполнение стандарта, работники (воспитатели, учителя, преподаватели и прочий вспомогательный персонал), родители обучающихся (или их законные представители) и непосредственно сам конечный «продукт» – обучающиеся.

Образовательные учреждения представляют собой структуры, осуществляющие образовательные процессы учеба и воспитание на основании научных программ, методов и стандартов, принятых для той или иной системы образования.

Согласно последним изменениям, внесенным в закон об образовании в нашей стране существуют следующие уровни образования, представленные на рисунке 1.22.

Рисунок 1.2 - Уровни образования в РФ

В настоящее время в РФ идет становление новой системы образования – совокупности образовательных программ и стандартов, сети образовательных организаций и органов управления, а также комплекса принципов, определяющих функционирование системы, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса3.

На рисунке 1.3 представлены основные направления изменений, происходящих в системе образования4.

Рисунок 1.3 - Содержание основных реформ в системе образования РФ образования

Основные уровни системы образования в РФ представлены на рисунке 1.45. Особенностью управления системой образования является ее децентрализация – делегирование полномочий и функций от высших органов управления низшим, то есть федеральные органы управления разрабатывают основные стратегические направления развития системы , а решение конкретных задач развития этой системы осуществляют региональные и местные органы власти.

Рисунок 1.4 - Уровни системы образования в РФ

Основными органами государственного управления системой образования являются Министерство просвещения, Министерство науки и высшего образования, а так же управления образованием в краях, областях, автономных округах.

Основные элементы управления системой образования представлены на рисунке 1.5. [45].

Рисунок 1.5 - Основные элементы управления системой образования

Отношения в области образования Российской Федерации регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в РФ»6, законы об образовании субъектов РФ, а также иными законами, содержащими нормы, регулирующие отношения в области образования.

Основным законодательным актом, регулирующим российскую систему образования, ее функционирование и развитие является Федеральный закон «Об образовании в РФ», который выполняет интегрирующую функцию, т. е. объединяет в общую отрасль законодательства все разнообразие нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в области образования.

Закон «Об образовании» в РФ 273-ФЗ, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, заменил два действовавших на тот момент закона: «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ. В нем на момент принятия было множество нововведений. Он разрабатывался с 2009 года - в этот период проводились комплексные проверки и мониторинги деятельности образовательных учреждений для выявления проблем и мест, неучтенных законами.

Базой для ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 273-ФЗ (с изменениями на 2017-2018 год) стала государственная гарантия общедоступного и бесплатного образования, предоставляемого на основе ФГОСов (федеральных образовательных стандартов). Это правило распространяется на дошкольное, начальное, основное, среднее общее и среднее профессиональное образование в силу ст. 5 № 273-ФЗ. Бесплатно и высшее образование, но при одном условии – оно предоставляется на конкурсной основе тем, кто получает его впервые.

Органы власти субъектов обладают полномочиями обеспечивать соблюдение нормы через предоставление субвенций бюджетам муниципального уровня. Так финансируется оплата труда преподавателей, приобретение учебников, учебных пособий и т.д. в соответствии с нормативами (п. 3 ч. 1 ст. 8 № 273-ФЗ).

Новый закон «Об образовании» закрепил такие явления, как дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение.

Последняя редакция закона «Об образовании в РФ», актуальная в 2017-2018 годах, предусматривает такие важные изменения, как:

- в отношении приема на обучение (бакалавриат, специалитет) за счет бюджета в пределах квот детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, детства, вследствие военной травмы или заболевания, исключено особое условие о противопоказании медэкспертизы.

- касающиеся выплат социальных стипендий. Часть 5 статьи 63 предусматривает, что они назначаются на 1 год студентам сиротам, оставшимся без попечения родителей, инвалидам, чернобыльцам, ветеранам боевых действий, «контрактникам», прочим лицам, получившим госпомощь. Это право надо доказать – представить подтверждающий документ.

Масштабные корректировки прошли в феврале текущего года, они затронули положения о независимой оценке качества условий осуществления образовательной деятельности.

Когда существует твердое убеждение в своих действиях, как правило, удается добиться очень высоких результатов. Именно в этом и состоит роль стратегии: с ее принятием снимаются основные проблемы, и люди, определившись в главном, вместо дискуссий о выборе наилучшего предложения обращают внимание на детали — выбор конкретных целей.

Отсутствие стратегии далеко не всегда является отрицательным фактором. Продуманные действия способствуют повышению гибкости организации и в отсутствие единой стратегии. Организации, характеризующиеся жесткой системой контроля, приверженностью к формальным процедурам и стремлением к постоянству, утрачивают способность к инновациям и экспериментам.

1 Образование в России [Электронный ресурс].URL: http://www.rosforce.ru/

2 Кирилловых А.А. "Комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ (постатейный)". М.: Книжный мир, 2018.

3 Кондракова, И.Э. Образовательная политика: содержание понятия / И.Э. Кондракова // Известия Российского государственного педагогического университета. - 2017. - № 128. - С. 116-124.

4 Система образования в РФ в 2018 году [Электронный ресурс].URL: http://edu.glavsprav.ru/

5 Изменения в законе рф об образовании в 2018 году // http://mlegal.ru/izmenenija-v-zakone-rf-ob-obrazovanii-v-2/

6 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации" // http://www.consultant.ru/

Просмотров работы: 15