К ВОПРОСУ О РОЛИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

К ВОПРОСУ О РОЛИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

 

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.

Значение финансового планирования заключается в следующем:

- намеченные стратегические цели предприятия преломляются в финансово-экономических показателях – объеме реализации, себестоимости, прибыли, инвестициях, денежных потоках и др.;

- устанавливаются стандарты для упорядочения финансовой информации в виде финансовых планов и отчетов об их исполнении;

- определяются приемлемые объемы финансовых ресурсов, необходимые для реализации долгосрочных и оперативных планов предприятия;

- оперативные финансовые планы создают базу для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии.

Результаты исследования.

Разработка финансовых планов занимает важное место в системе мер по стабилизации денежного хозяйства предприятия.

Методология финансового планирования на современном этапе предполагает решение предприятием ряда проблем:

– обоснование цели (системы целей) финансового плана, адекватной основным направлениям деятельности предприятия в перспективном периоде;

– определение системы актуальных для предприятия внутренних и внешних финансовых ограничений. В настоящее время одним из наиболее важных ограничений для большинства предприятий является критерий банкротства;

– определение горизонта финансового планирования;

– выбор методов планирования финансовых показателей и разработки финансовых планов;

– разработка процедуры финансового планирования: определение круга участвующих должностных лиц, меры их ответственности, оптимизация информационных связей и документооборота.

Цель финансового планирования предприятия конкретизируется в зависимости от длительности планируемого периода, результатов анализа его финансового состояния на момент разработки финансового плана, динамики основных финансовых показателей в ретроспективе, результатов маркетинговых исследований, а также внешних условий (таких, как уровень инфляции, ставка рефинансирования Банка России, курс рубля по отношению к твердым валютам, стабильность правового поля).

Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.

Выделяют следующие этапы разработки системы планирования в корпорации:

1 этап. Анализ эффективности действующей системы управления [1]. Процесс совершенствования действующей системы управления целесообразно начинать с анализа существующей. На данном этапе происходит самое подробное изучение теории и практики бюджетного управления, предварительная оценка эффективности его применения в условиях данной строительной организации.

Анализ существующей системы управления необходимо производить по основным функциям управления с целью выявления сильных и слабых сторон менеджмента фирмы.

2 этап. Целеполагание.

На данном этапе руководитель предприятия совместно с руководителями служб формирует генеральную цель данного типа управления с целью координации всех решений на каждой ступени руководства. Основная цель управления в условиях финансового планирования - информационное обеспечение процесса принятия решений на каждой стадии процесса управления.

3 этап. Организационная и финансовая структуризация предприятия.

Функция организации в условиях финансового планирования подразумевает совершенствование формата существующей организационной структуры с целью четкого выделения в структурных звеньях перечня функций обеспечения основных направлений деятельности фирмы.

Кроме того, исходя их определения бюджетного типа управления, в составе фирмы необходимо выделение центров финансовой ответственности.

Основой для их построения станет наличие четкого перечня финансовых и производственных показателей, подлежащих контролю и регулированию, включенных в состав бюджета фирмы. Название центра ответственности зависит от показателя, за планирование, достижение и контроль которого менеджеры несут персональную ответственность.

4 этап. Планирование основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Данная функция имеет доминирующее значение для управления по методу планирования.

Генеральный бюджет должен состоять из:

- консолидированного операционного бюджета:

- консолидированного инвестиционного бюджета;

- консолидированного финансового бюджета.

При этом формирование генерального бюджета должно пройти следующие основные процедуры:

1. Диагностика предыдущей деятельности фирмы. При расчете любой бюджетной статьи основным источником информации служат показатели финансово-хозяйственной деятельности фирмы за прошедший период, В качестве наиболее оптимального предлагается использовать трехлетний период диагностики. Более длительный отрезок времени в условиях рыночной экономики не позволит обеспечить сопоставимость показателей, так как возможна кардинальная смена стратегии, вида деятельности, технологии производства;

2. Расчет бюджетных показателей [2]. На данном этапе происходит формирование так называемых первичных смет по подразделениям предприятия и центрам финансового учета;

3. Оценка и сбор данных для формирования консолидированного бюджета [3]. На данном этапе в штабе бюджетирования происходит оценка представленных бюджетов из подразделений. Осуществляется аудит сметных расчетов, их корректировка в соответствии с общей принятой стратегией предприятия, а также обеспечение сопоставимости расчетов по структурным подразделениям. Результатом данной процедуры должны стать бюджеты, характеризующие основные элементы инвестиционной, операционной и финансовой деятельности фирмы;

4. Консолидация бюджетов по видам деятельности [4]. Здесь окончательно формируется бюджет строительного предприятия на текущий год для утверждения его руководителем.

Процессом утверждения генерального бюджета предприятия заканчивается реализация функции планирования. Бюджет передается в подразделения предприятия с целью осуществления управленческого контроля [5];

5 этап. Контроль системы бюджетного планирования.

Бюджетное управление на предприятии процесс непрерывный и завершение этапа контроля служит начальной стадией этапа формирования бюджета.

Показателями оценки выполнения бюджета можно считать показатели приведенные в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели оценки выполнения бюджета

Наименование отчета

Показатель

Отчет о прибылях и убытках

Доходы

Прибыль до налогов, процентов и амортизации

Операционная прибыль

Чистая прибыль

Отчет о движении денежных средств

Чистые поступления/выплаты от операционной деятельности

Чистые поступления/выплаты от финансовой деятельности

Баланс

Дебиторская задолженность

Кредиторская задолженность

Анализ исполнения в рамках системы бюджетирования осуществляется посредством сравнения планируемых и фактических показателей, а также путем нормирования показателей [6].

При этом следует различать процесс контроля исполнения бюджета и начальный этап формирования бюджета предприятия - диагностику. Главное отличие данных процессов - их задачи. Основной задачей диагностики является обеспечение центров ответственности информацией для планирования и составления бюджета; основная задача контроля - разработка и проведение мероприятий по устранению причин отклонений от бюджетных норм. Таким образом, процесс контроля гораздо шире по масштабу и значению для деятельности предприятия.

Заключение.

Таким образом, реализация финансового планирования – это необходимая составляющая системы финансового менеджмента корпорации, а системности возможно добиться, посредством составления финансового плана, которое предполагает включение в бюджет комплекса расчетов доходов и поступлений средств, расходов и отчислений, платежей в бюджет; а также разработку проверочной таблицы к финансовому плану для увязки между собой доходов, расходов и проверку самого финансового плана как сводного документа.

Библиографический список:

Бубновская Т.В., Левкина Е.В., Якимова М.Д. Анализ относительных показателей финансовой устойчивости предприятия // Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21). С. 312-314.

Виноградская, Н.А. Диагностика и оптимизация финансово-экономического состояния предприятия: финансовый анализ: Практикум / Н.А. Виноградская. - М.: МИСиС, 2018. - 118 c.

Рожков, И.М. Финансовый менеджмент: анализ финансово-экономического состояния и расчет денежных потоков предприятия: Практикум. № 1352 / И.М. Рожков. - М.: МИСиС, 2016. - 38 c.

Чараева М.В. Методические аспекты инвестиционного бизнес-планирования в условиях реализации инвестиционной политики корпорации // Финансовые исследования. – 2015. - №4.

Charaeva, M.V. Formation of structural and logical model of company’s financial standing analysis (Формированиеструктурно-логическоймоделианализафинансовогосостоянияпредприятия) / M.V. Charaeva // 2nd International Conference on Social, economic, and academic leadership (ICSEAL 2018), 16th-18th June 2018, Prague, Czech Republic , с. 127-133, (https://apps.webofknowledge.com/full_record.do?product=WOS&search_mode=OneClickSearch&qid=7&SID=D4BW3tdlgkfALz9Qi7w&page=2&doc=19)

Аналитические решения для разработки бизнес-плана, анализа инвестиционного проекта и финансового состояния предприятия, управления продажами / Режим доступа: http://www.expert-systems.com (дата обращения: 15.04 2017)

7

Просмотров работы: 6