Особенности использования плавания в учебном процессе САФУ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Особенности использования плавания в учебном процессе САФУ

Борисова Н.В. 1, Лебедева М.П. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В последнее время проблема здоровья становится все более актуальной среди молодых людей. Наибольшую опасность представляет снижение двигательной активности. Сегодня студенты высших учебных заведений имеют возможность заниматься выбранным видом спорта в рамках учебной программы. Одним из наиболее популярных методов физического воспитания в ВУЗе является плавание на занятиях по физической культуре. Плавание - универсальный вид спорта, полезный как для физического, так и для психологического здоровья [4]. Материально-техническая база спортивных сооружений САФУ, то есть наличие плавательного бассейна, позволяет использовать плавание на занятиях по прикладной физической культуре в учебном процессе. Студенты спортивного, базового и оздоровительного отделения имеют возможность заниматься плаванием.

Целью данной работы является изучение особенностей и возможностей использования плавания в учебном процессе САФУ.

Для установления цели были определены следующие задачи:

Раскрыть положительное влияние плавания на организм занимающихся; изучить данные исследований динамики уровня показателей деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и субъективной оценки здоровья студентов, занимающихся плаванием;

Раскрыть возможности использования различных видов плавания на занятиях по физической культуре в ВУЗе;

Провести анкетирование студентов 1-2 курсов САФУ об использовании плавания в учебном процессе.

Материалы и методы исследования. В своей работе мы использовали информацию научной и научно-методической литературы по данной теме, а также провели исследование среди студентов 1-2 курсов САФУ. Был разработан онлайн-опрос, состоящий из 12 вопросов, в котором приняли участие 105 учащихся первого курса и 105 учащихся второго курса.

Результаты исследования и их обсуждение. Во время тренировок по плаванию все мышцы работают с одинаковой нагрузкой, благодаря этому сжигается довольно много калорий [4]. Регулярное посещение бассейна положительно влияет на нервную систему, повышая жизненный тонус и умственную работоспособность студентов [7, 10]. Плавание оказывает благоприятное воздействие на опорно-двигательный аппарат, освобождая позвоночник от значительной нагрузки за счет уменьшения веса тела человека в воде [6].

Цели организации занятий по плаванию в ВУЗе:

1. Приобщить студентов к регулярным занятиям плаванием, повышая интерес к здоровому образу жизни;

2. Обеспечить двигательную активность для повышения умственной и физической работоспособности студента;

3. Реализовать возможность для обучения, совершенствования техники плавания для достижения высоких спортивных результатов.

По результатам исследования, проводимого в Тернопольском национальном техническом университете имена Ивана Пулюя среди мужчин в возрасте 18-25 лет, установлено, что оздоровительное плавание положительно влияет на объективное и на субъективное здоровье занимающихся. Было зафиксировано, что показатели объективного здоровья, а именно показатели деятельности сердечно-сосудистой системы приходят в норму. Одновременно нормализуются и субъективные показатели здоровья: снижается количество жалоб, самооценка своего состояния здоровья становится более адекватной [5].

При проведении занятий по плаванию следует принимать во внимание разный уровень плавательной подготовки студентов. Как правило преподавателю следует провести пробные испытания, по результатам которых студенты будут разделены на три группы. Для каждой из них составляется специальная программа обучения [8]. К первой группе относятся студенты, не умеющие держаться на воде, ко второй – умеющие держаться на воде и плыть, к третьей – умеющие плавать техникой спортивного плавания [1]. Программа обучения первой группы ориентирована на систематичное изучение подготовительных упражнений и на освоение самым простым способом плавания. Суть программы подготовки для второй группы состоит в исправлении техники стилей плавания. Наконец, программа обучения для третьей группы нацелена на улучшение техники плавания [8]. Распределение такого рода определенно влияет на качество обучения.

Андрианов А.К. разработал методику обучения спортивному плаванию способами «баттерфляй» и «дельфино-образный брасс», которая позволяет обучать студентов с разным уровнем плавательной подготовки. Суть методики состоит в том, что обучение навыкам спортивного плавания происходит для всех групп обучающихся последовательно одно за другим, после освоения баттерфляя начинается освоение «дельфинообразного брасса» [1].

Большую роль при обучении студентов плаванию играет правильное дыхание. В своей статье «Умение дышать в непривычной среде как фактор успешности обучения плаванию» Скирене В.В. и Скирюс Э.Р. предлагают проводить акцентированное обучение дыханию в непривычной среде, что позволяет студентам быстрее освоить технику спортивных способов плавания и увереннее чувствовать себя в воде. При обучении контрольной (по обычной методике) и экспериментальной (до 40% времени занятий отводя дыхательным упражнениям) групп за предусмотренное учебной программой время техникой плавания брассом и кролем на груди в первой группе овладели 52%, во второй – 72% студентов. До начала обучения выполнить выдохи в воду были в состоянии лишь чуть больше половины испытуемых (52,4%). При данной методике необходимо принимать во внимание самочувствие студентов [9, 11].

При использовании разных стилей плавания достигается максимально возможный эффект пользы от занятий. Общеизвестными и наиболее продуктивными стилями, используемыми на занятиях по физической культуре в бассейне являются кроль, брасс и баттерфляй.

Стиль плавания кролем предполагает выполнение движений с разной скоростью на животе или на спине. Руки совершают вращательные движения, ноги имитируют ножницы [3].

Техника плавания брассом подразумевает одновременные и симметричные движения рук и ног. Пловец раскидывает руки и возвращает их в первоначальное положение, выполняя круговые движения к груди, а согнутыми в коленях ногами отталкивается от воды [2].

Используя стиль баттерфляй, пловец совершает одновременные движения руками и ногами, исключая попеременные движения [2].

Мы провели анкетирование студентов 1-2 курсов САФУ о использовании плавания в учебном процессе.

С тем, что плавание положительно влияет на организм человека, согласились 98,1% студентов 1 курса и 98,1% студентов 2 курса.

На вопрос «Посещаете ли вы бассейн во время занятий по физической культуре?» 87,6% опрошенных первого курса и 67,6% второго курса ответили «нет», из них 50% студентов первого курса и 45,1% студентов второго курса хотели бы заниматься плаванием на занятиях. Более того, студенты, которые посещают бассейн в учебном процессе, хотели бы увеличить количество занятий.

Посещение занятий по физической культуре положительно влияет на работоспособность 11 (84,6%) обучающихся 1 курса и 31 (91,2%) обучающегося 2 курса.

Принявшие участие в опросе студенты 1 курса, посещающие бассейн во время занятий по физической культуре в САФУ, уверяют, что плавание имеет оздоровительный эффект и способствует повышению иммунитета, 97,1% обучающихся 2 курса согласны с этим.

Все опрошенные учащиеся первого курса и 91,2% учащихся второго курса, утверждают, что занятия в бассейне помогают совершенствовать их навыки и умения по плаванию.

При оценке своего уровня навыков по плаванию 74 студента 1 курса (70,5 %) и 61 студент 2 курса (58,1 %) из опрошенных считают, что хорошо владеют техникой плавания. Остальные студенты, участвующие в опросе (29,5% 1 курса и 49,1% 2 курса), либо владеют в совершенстве разными стилями плавания и имеют спортивные результаты, либо не умеют плавать вообще, но хотели бы научиться.

Выводы. Плавание положительно влияет на организм занимающихся, в том числе на показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также на их субъективную оценку здоровья. Занятия плаванием обеспечивают поддержание умственной и физической работоспособности студентов. Индивидуальный подход к обучению плаванию влияет на качество результата. САФУ предоставляет возможность использовать бассейн в учебном процессе, повышая интерес студентов к здоровому образу жизни. Однако возможности материально-технической базы не способны полностью удовлетворить потребность студентов в занятиях плаванием.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

Андрианов Александр Константинович Инновационные методы дифференциации спортивного обучения плаванию студентов в вузах // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-metody-differentsiatsii-sportivnogo-obucheniya-plavaniyu-studentov-v-vuzah (дата обращения: 02.10.2019). 

Викулов А.Д. В43 Плавание : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Д. Викулов.— М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. —367 с.

Давыдов В.Ю., Манкевич А.Н., Морозова О.В. История происхождения техники плавания в XIX веке // Здоровье для всех. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-proishozhdeniya-tehniki-plavaniya-v-xix-veke (дата обращения: 08.10.2019). 

Жиркова В.Н., Корельская И.Е. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href="https://scienceforum.ru/2019/article/2018011897">https://scienceforum.ru/2019/article/2018011897</a> (дата обращения: 30.09.2019).

Курко Я.В. Федчишин О.Я. Показатели здоровья студентов, занимающихся оздоровительным плаванием // Физическое воспитание студентов. – 2012. – № 1. – С. – 59 – 62.

Латышева Ольга Александровна Оздоровительное плавание // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ozdorovitelnoe-plavanie (дата обращения: 30.09.2019).

Оздоровительное плавание в вузе: теория и практика: учебное пособие / сост. И. В. Переверзева, О. В. Арбузова. – Ульяновск : УлГТУ, 2012. – 143 с.

Пушкарева Инна Николаевна, Смецкая Кристина Анатольевна Обучение основам плавания студентов вузов для сдачи норм комплекса ВФСК ГТО // Педагогическое образование в России. 2014. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-osnovam-plavaniya-studentov-vuzov-dlya-sdachi-norm-kompleksa-vfsk-gto (дата обращения: 02.10.2019). 

Скирене В.В., Скирюс Э.Р. Умение дышать в непривычной среде как фактор успешности обучения плаванию // Физическое воспитание студентов. – 2012. – № 6. – С. – 104 – 107. doi:10.6084/ m9.figshare.96578.

Хорьков Вадим Владимирович Изучение влияния занятий плаванием на физическую подготовленность студентов-первокурсников // Проблемы педагогики. 2016. №10 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-vliyaniya-zanyatiy-plavaniem-na-fizicheskuyu-podgotovlennost-studentov-pervokursnikov (дата обращения: 30.09.2019).

Цеслицка Мирослава Зигмунтовна Занятия плаванием в повышении уровня здоровья студентов // ППМБПФВС. 2013. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zanyatiya-plavaniem-v-povyshenii-urovnya-zdorovya-studentov (дата обращения: 30.09.2019).

 

Просмотров работы: 45