ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Соломина М.В. 1, Карпечина Е.Н. 2, Вершинская А.А. 2
1ЛПИ - филиал СФУ
2ЛПИ - филиал СФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях, приоритетным для начальной школы является - формирование учебной деятельности, как желания и умения учиться, а так же развитие познавательных интересов и ответственное отношение учащегося к своей деятельности, её результатам. Стоит отметить, что достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, которые представлены в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - ФГОС НОО). Данный нормативный документ включает в себя требования, к результатам освоения основных образовательных программ, в результате которых, педагог должен сформировать у ребенка ряд метопредметных универсальных учебных действий (далее - УУД): познавательных, регулятивных и коммуникативных.

А. Г. Асмолов указывает, что «уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это побуждает считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования» тем самым, перед начальной школой встает задача – формирование коммуникативных способностей, формирования навыков общения, расширения опыта конструктивного взаимодействия каждого младшего школьника . Поэтому именно проблеме формирования коммуникативных УУД необходимо уделить достаточное внимание, на этом и остановимся в рамках данной статьи [1].

В своих трудах А. Г. Асмолов рассматривает особенности формирования коммуникативных УУД, у детей младшего школьного возраста. Автор пишет, что центральным аспектом социального взаимодействия и общения, является, прежде всего, установка контакта между детьми, а затем уже следуют более сложные виды кооперации, такие как организация и осуществление совместных видов деятельности. И только после этого, следует налаживание между детьми межличностных отношений [1].

Так как коммуникативные УУД предполагают: «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» [2], а также умение ребенка «осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах» [2]. Целесообразно рассматривать формирование данного вида УУД на уроках литературного чтения, так как именно при изучении данного предмета начинается активное овладение устной и письменной речью, т.е. происходит процесс формирования коммуникативных умений.

Уроки литературного чтения в начальной школе обеспечивают ученикам возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласовано выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, умение договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнёра и самого себя. Все это и является результатом сформированных коммуникативных УУД.

В процессе формирования коммуникативных УУД значимую роль играет умение учителя должным образом скорректировать учебное сотрудничество, создание благоприятного эмоционального фона в коллективе. Стоит отметить, что педагогу также необходимо «развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности» [3]. Проводя уроки литературного чтения, учителю необходимо ответственно подходить к подбору предлагаемого ученикам материала, выбирать ту информацию, которая соответствует их возрасту [4]. Все это осуществляется в рамках учебного взаимодействия – это педагогическое общение учителя и учеников, целью которого является создание комфортных условий для развития мотивации обучающихся, а также творческого характера учебной деятельности, в процессе такого общения создается наиболее благоприятный климат для обучения и воспитания [5].

Для создания ситуаций активного взаимодействия на уроках литературного чтения, педагогу нужно создать необходимые условия, способствующие:

Включению всех участников учебного процесса в активное обсуждение и выполнение действия.

Способствовать развитию познавательной активности и исследовательской позиции учащихся.

Поддержание непрерывной обратной связи.

Способствовать формированию партнерских отношений, что приведёт к признанию ценностей каждого, а также принятию чужого мнения, интересов, особенностей и стремлений. Благодаря чему, начнут формироваться перспективы личностного роста.

Стоит заметить, что для развития коммуникативных УУД педагог, на уроках литературного чтения, должен использовать различные методы и приемы. Включать в учебный процесс игровые, коммуникативно-речевые ситуации, иллюстрации, эпизоды из литературно-художественных произведений, загадки. Все это помогает ребенку овладевать устной речью, которая так важна для успешной его социализации в коллективе сверстников.

Для вовлечения детей в совместную деятельность, на уроке литературного чтения рекомендуется использовать средства театрализации, такие как инсценировка, чтение по ролям, придумывание продолжения произведения, образное фантазирование по описанию, изменение сюжетной линии, словесное рисование, создание устных диафильмов, изготовление костюмов и реквизитов и т.д.

Знания, которые ребенок получил на практике, при изучении предмета «литературное чтение» становится для него своего рода образцом, для построения общения и коммуникации среди учащихся. Герои литературных произведений взаимодействуют друг с другом, ребенок знакомясь с литературным творчеством начинает подражать какому-либо герою, пытаясь взять себе все лучшие его качества. Это постепенно и приводит к тому, что ребенок начинает взаимодействовать с окружающими, что и есть своего рода коммуникативность.

Подводя итог всему вышесказанному, можем заключить, что для наиболее активного формирования у ребенка коммуникативных универсальных учебных действий, учителю необходимо применять на уроках обучения грамоте различные приемы и средства. Так, при работе на уроках, педагогу необходимо чередовать различные формы общения как устную, так и письменную. Для наиболее глубокого вовлечения детей в процесс коммуникации на уроках можно использовать средства театрализации, а так же включать в учебный процесс игровые, коммуникативно-речевые ситуации, иллюстрации, эпизоды из литературно-художественных произведений, загадки.

Список литературы:

Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская/ Москва: Просвещение.– 2008. – 151 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 – Режим доступа: https://fgos.ru

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (редакция от 06.05.2019) – Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru

Федеральный закон РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ (последняя редакция) – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/

Авдеева, Е.И. Формирование коммуникативных УУД: от учебного взаимодействия к сотрудничеству/ Е.И. Авдеева, Л.Р. Саубанова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2016. – №4. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/formirovaniekommunikativnyhuud-ot-uchebnogo-vzaimodeystviya-k-sotrudnichestvu

Просмотров работы: 137