Понятие «налоговое преступление» отсутствует как в НК РФ, так и в УК РФ. Учитывая положения НК РФ и УК РФ, такое понятие было сформулировано. Общественная опасность налоговых преступлений заключается в том, что они влекут непоступление денежных средств в бюджетную систему РФ, а это неизбежно приводит к потере способности государства финансировать субъекты публичной власти .
Признаками налогового преступления являются:
1) вина субъекта преступления, т.е. лица, совершившего деяние;
2) общественная опасность деяния;
3) нарушение норм законодательства о налогах и сборах;
4) наличие запрета уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за совершение деяния.
Субъект налогового преступления– вменяемое физическое лицо (ст. 19 УК РФ). Для привлечения к уголовной ответственности должна быть доказана его виновность в совершении противоправного деяния.
Порог уголовной ответственности за налоговые преступления в действующем УК РФ связан с крупным размером суммы налогов и (или) сборов. Более значимый с количественной точки зрения вред закреплен посредством указания на «особо крупный размер». Этот размер устанавливается тремя статьями: ст. 198, ст. 199 и ст. 199.1 УК РФ.
Такой признак налогового преступления, как размер (крупный или особо крупный), помимо суммы неуплаченного налога, содержит еще и долю неуплаченного налога по отношению к имеющейся по нему обязанности.
В соответствии с примечанием к ст. 198 УК РФ крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,8 млн. руб. Особо крупный размер для данного преступления – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9 млн. руб.
В ст. 199 и 199.1 УК РФ крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн. руб. Особо крупный размер – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 млн. руб.
Основным объектом налоговых преступлений выступают общественные отношения по поводу сбора и уплаты налогов и сборов. Поэтому суммы налогов и сборов, указанные в примечании к ст. 198 УК РФ и примечании к ст. 199 УК РФ, характеризуют объект.
Объективную сторону налоговых преступлений характеризуют обязательные такие признаки, как само противоправное деяние, выражающееся в действии или бездействии, общественно опасное последствие, причинная связь между деянием и наступившими последствиями. К числу же необязательных признаков, которые имеют значение для правильной квалификации, относятся время и способ совершения преступления.
Сущность общественной опасности преступления связана с характеристиками общественных отношений, охраняемых уголовным законом, и одновременно – с характеристиками вреда, причиненного фактически или могущего быть причиненным данным общественным отношениям.
Налоговое преступление считается оконченным с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налоговый период в срок, установленный налоговым законодательством для уплаты налога. Моментом совершения налогового преступления является дата истечения срока, отведенного специальными нормами НК РФ для уплаты конкретного налога.
К ответственности за совершение налогового преступления лицо может быть привлечено только в судебном порядке. В суде должен быть доказан полный состав преступления (все его признаки). В качестве доказательств по налоговому преступлению могут быть признаны первичные документы, документы налогового учета, налоговые декларации, а также актами документальных проверок исполнения налогового законодательства и ревизии финансово-хозяйственной деятельности.
Виновность подразумевает умысел в совершении деяния. Составообразующим может быть признано только такое деяние, которое совершается с умыслом и направлено на избежание уплаты налога в нарушение установленных налоговым законодательством правил. Это обязывает органы, осуществляющие уголовное преследование, не только установить в ходе расследования и судебного рассмотрения конкретного уголовного дела сам факт неуплаты налога, но и доказать противозаконность соответствующих действий (бездействия) налогоплательщика и наличие умысла на уклонение от уплаты налога.
При доказывании обвинителем наличия в действиях (бездействии) лица всех признаков налогового преступления сложнее всего доказать именно субъективную сторону, т.е. наличие умысла прямого или косвенного.
В настоящее время налоговые преступления представляют особую группу преступлений в сфере экономической деятельности и регламентируются главой 22 УК РФ.
В УК РФ содержатся четыре специальные статьи, предусматривающие ответственность за нарушения налогового законодательства, являющиеся собственно налоговыми преступлениями:
Рассмотрим ответственность за каждое из этих налоговых преступлений.
Статья 198. «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица».
Преступление, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
Преступление, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.
Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций.
Преступление, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Преступление, совершенное в особо крупном размере, а также группой лиц по предварительному сговору, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента.
Преступление, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Преступление, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статья 199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счёт которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.
Преступление, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Особой разновидностью юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах выступает административная ответственность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками). – Информационно-правовой портал «Гарант». URL:http://base.garant.ru/10103000/, (дата обращения: 19.04.2019, 13:30).
Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ, с изменениями на 1 января 2011 года. – Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/10900200/, (дата обращения: 19.04.2019, 14:45).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, с изменениями на 1 апреля 2019 года. – Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/12125267/, (дата обращения: 19.04.2019, 17:00).
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ, с изменениями на 1 апреля 2019 года. – Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/10108000/, (дата обращения: 21.04.2019, 11:00).
Бортников С.П. Государственное принуждение в доктрине налогового права и налоговом законодательстве // Федеральный научно-практический журнал «Налоги» №2/2010. – М.: ИГ «ЮРИСТ», 2016. – С. 18 – 21
Елизарова Н. В. Налоговое право: учебный курс (учебно-методический комплекс). Центр дистанционных образовательных технологий МИЭМП. URL: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook149/book/index/index.html/, (дата обращения: 20.04.2019, 16:30).