УПРАВЛЕНИЕ КОНТРАКТНОЙ РАБОТОЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

УПРАВЛЕНИЕ КОНТРАКТНОЙ РАБОТОЙ

Максубова Д.М. 1, Рамазанова А.Г. 1
1Дагестанский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной экономике используются различные формы контрактов. В контрактах оговари­вают различные условия поставок, имущественных отношений, форм производства и т. д. Для некоторых организаций работа по контракту является основной формой деятельности.

В рыночной экономике работа по контрактам идет с самого начала. Отношения между двумя компаниями, всегда строились на основе договоров. Например, крупные компании заключили контракты с государственными органами по созданию различных систем (например, ПВО для Министерства обороны и т.д.). И всегда было много разговоров о том, как получить такой заказ, на лоббирование, проведение тендеров и т.д. Тем не менее, сама система под сомнение никто не наводила. В последнее время в зарубежных СМИ все чаще стали появляться фразы «контрактные проекты». Это означает, что существует «новая» бизнес-модель, которая является чем-то отличительной от классической модели [5, с. 9].

Итак, управление контрактными работами – довольно новое понятие в экономике России и недостаточно исследованный материал, что и обусловливает актуальность темы данной статьи.

Впервые об управлении контрактами заговорили в Соединенных Штатах в начале Второй мировой войны, когда надо было срочно восстановить автомобильные заводы Детройта на выпуск военной продукции. Собирать штат стабильных работников под этот короткий срок, но достаточно емкий проект было просто нецелесообразно по экономическим соображениям. Не ясно было, что делать со специалистами после завершения.

Тогда руководство компании приняло решение о подборе сотрудников на временную работу по краткосрочным контрактам. И с тех пор система краткосрочных контрактов стала быстро развиваться в экономике ведущих промышленно развитых стран, тем самым достигла высокой степени совершенства. Например, в Америке до 40% всех разработок делаются на временной основе, так называемыми контрактными разработчиками. Аналогичная картина также наблюдалась и в Европейском Союзе, и в Юго-Восточной Азии [5, с. 9].

Разработчики контракта - это небольшие компании, и часто отдельные знатоки, которые готовы в любое время начать работу над проектом.

В любом случае разработки, связанны с развитием проекта фирмы заказчика. Чем больше проектов, осуществляемых на рынке, тем выше спрос на контрактной основе, тем обширнее спектр услуг, которые они предложат, и качественность выполняемой работы.

При выборе компании, работающей по контракту, основными являются три фактора: себестоимость производства и полный набор услуг, качество продукции и строгое соблюдение сроков.

Для завершения возможны два подхода: оборудование приобретаются заказчиком, либо договор купли-продажи заказчик доверяет контрактному производителю. Первый вариант выявляет достаточно много хлопот, поэтому, кроме как в исключительных случаях, как правило, идут по второму пути. В то же время компания должна следить за изменением цен на электронные компоненты, которые помогают контролировать стоимость производства.

Стоимость производства услуг будет определяться технологическим оборудованием компании, размером заказанной партии, технологической сложности продукции, необходимого уровня контроля качества. Должное внимание следует уделить эффективному производителю контракта на управление, потому что, в конце концов, все зависит от нее [4, с. 107].

Точное соблюдение времени сроков производства зависит от правильного выбора качественных контрактных производителей и поставщиков.

От текущего взаимодействия различных предприятий на основе договоров зависит эффектив­ности работы предприятий и экономики в целом.

Контрактная система – это совокупность взаимосвязанных соглашений двух или более лиц на определение, видоизменение или завершение своих гражданских прав и обязанностей [4, с. 108].

Как показывает практика, многие компании и менеджеры не знают, и поэтому не применяют научные методы для улучшения управления контрактами. Как и в любой форме взаимодействия в контрактной системе есть свои трудности, которые появляются на различных этапах заключения договоров. В общем, их можно структурировать в виде таблицы (табл. 1). Видно, что в ходе работы по контракту возникает множество про­блем, которые несут в себе риски для обеих сторон (потеря прибыли, невыполнение условий контракта, несвоевременная оплата и т. д.). Чтобы избежать большинства из них, необходимо разработать эффективную модель для определения необходимости и рациональности заклю­чения договора с тем или иным агентом.

Таблица 1

Проблемы контрактной деятельности

Стадия контракта

Проблема

 

Поиск партнера (агента)

Предконтрактный оппортунизм

Форма проявления: сокрытие агентом сво­его типа (качество товара и т. д.) Результат: моральный риск

Разработка оптимального контракта, направленного на определение типа метода агента: фильтрация (совместное представление меню контрак­тов), сигнализирование

Асимметричность информации

Форма проявления: скрытая информация

Экономическая неэффективность (неблагоприятный отбор)

Заключение

контракта

Постконтрактный оппортунизм Форма: сокрытие информации о своих действиях после заключения контрактов Результат: моральный риск (влияет на систему стимулов агента и ожидаемая по­лезность принципала падает)

Разработка оптимального контракта, направленная на настройку стимулов агента Метод: участие агента в прибыли и эффективная заработная плата

Асимметричность информации Форма: скрытые действия (принципал не знает, каковы усилия агента)

 

Экономическая неэффективность (моральный риск)

 

После

заключения

контракта

Трансакционные издержки и издержки контроля (финансовые риски, риски поте­ри контроля)

Разработка эффективной системы взаимодействия и контроля между принци­палом и агентом

Источник: Комаров В. Ф., Волкова Л. В., Пирогов В. И. Проблемно-ориентированная методика решения организационно-экономических задач // ЭКО. 2013. № 7. С. 97.

Такая модель может включать разнообразные подходы, в том числе следующие [4, с. 109]:

1. Использование теории игр. В данном подходе стороны рассматриваются как игроки на рынке с определенными стратегиями. На основании этих стратегий строится платежная матрица, после чего с применением минимаксного подхода определяется «седловая точка» и, следовательно, условия заключения контракта [1, с. 54].

Фирма определяется как «сеть контрактов», в этом случае решается проблема предпочтения наилучшей конфигурации договора, обеспечивающей наибольшую экономию агентских издержек.

Компания имеет множество внутренних и внешних контрактов, сталкиваются с проблемами, приведенными выше. Для решения этой проблемы фирма пытается заключить эффективный контракт, с обеих сторон, взаимодействуя друг с другом, пытаясь прийти к условиям, которые удовлетворяли бы в одинако­вой степени, как одну, так и другую сторону.

2. Эконометрическая модель для оценки методологии заключения гибридных контрактов. Она строится на основании увязки количества контрактов и показателей их эффективности (фондоотдача, себестоимость, чистая прибыль и т. д.).

В этой модели, гибридный контракт означает договор, заключенный на поставку любого вида сырья, с участием собственного капитала компании, чтобы обеспечить переработку сырья и регулирующих процедур; договоров, заключенных с целью реализации и поставки своей продукции. В этой ситуации поставщик является гарантом его реализации, тем самым он становится партнером компании [1, с. 56].

3. Техническое обслуживание по контракту - это деятельность, основанная на построении диаграмм бизнес-процессов. Каждый бизнес-процесс ставит себе цель. Достижение этой цели и есть критерий его эффективности. Достижение целей всех этих процессов являются целями нижнего уров­ня. Таким образом, путем реализации целей нижнего уровня достигаются цели верхнего уровня всей компании. Устойчивое управление этими процессами позволяет эффективно взаимодействовать как внутри компании, так и вне него. Это дает возможность уменьшить операционные издержки [5, с. 11].

4. Метод ранжирования Харрингтона. Его можно применить для ранжирования контрак­тов по их «желательности», в результате чего после проведения процедуры ранжирования можно выделить наилучший контракт из множества.

5. Следующий метод – это метод экспертных оценок, который определяется желательностью 5 выделенных характери­стик контракта. Это зависит от их возможных значений, рекомендованных экспертами. После чего с помощью таблицы желательности определяется желательность каждого показателя из условий контракта. С помощью этой функции становится возможным выбор оптимально­го контракта из общей массы предлагаемых контрактов.

Любой сотрудник в подготовке управленческого до­кумента начинает с аналогового поиска. Он начинает поиск подобного документа на своем или соседнем предприятии, тем самым начинает изучать то, что уже сделано по данному вопросу. Подобным методом, например, следует студент, когда он должен был написать курсовую или научно-исследовательскую работу, создать резюме или написать отчет о практике [6, с. 77].

Важное назначение прототипа управленческих нововведений - быть основой для конструктивного обмена мнениями между разработчиками проекта нововведения (ими зачастую являются внешние консультанты по вопросам управления) и будущими пользователями новшества (производственниками). Без четко сформулированных пунктов будущего решения обсуждения, как правило, сводятся к «пустопорожним разговорам».

Участники указанного процесса принятия решения стараются подвергать преимущественно критическому анализу заранее составленный вариант решения. На этом основании они переходят к иным путям, а не расходуют время на отыскивание решения как такового. Помимо этого, в рамках этого метода происходит диалог между участниками процесса для принятия решения по изучаемой проблеме.

Иными словами, согласно методу прототипа заблаговременно подготавливается все, что в любом случае войдет в окончательное решение. Тем самым, как бы выносится за скобки стабильная часть решения и поиск, наконец, сосредотачивается на переменной, творческой части [6, с. 79].

Таким образом, следует отметить, что применение метода прототипа позволяет решить важную психоло­гическую проблему. При использовании данного метода все участники процесса принятия ре­шения становятся как бы соавторами этого нововведения. Указанное обстоятельство уменьшает реакцию «отторжения» и содействует внедрению нововведения. Кроме того, указанный метод прототипа повышает коллегиальность принятия решений. Для того, чтобы обсудить управленческие нововведения на стро­го конструктивной основе можно привлечь широкий круг специалистов и экспертов, тем самым учесть все мнения и предложения.

К недостаткам относится отсутствие описания модели расчетов экономических показате­лей в ходе выполнения задач. Методика не позволяет получить экономические расчеты фи­нансовых показателей при выбранных приоритетных задачах и показателях. Ранее данная методика была в основном ориентирована на исследование общих экономических проблем, но пока нет опыта ее применения на предприятиях [4, с. 110].

Эти недостатки могут быть устранены с использованием методов в нескольких циклах (сессий) с помощью других методов, которые считаются в состоянии определения ориентиров контрактных работ по разработке, производству различных вариантов экономических расчетов, требуемых характеристик в результате выполнения этой задачи. Дополнительные экспертные сессии для выбора стратегии и утверждения проектов директивного документа по договорной деятельности могут включать в себя экспертов из руководителей предприятий, его структурных подразделений, членов администрации, представителей владельцев.

Все это в дальнейшем может позволить фирме выйти на уровень за­ключения государственных и муниципальных контрактов, а также на международный рынок [4, с. 112].

Активное использование в настоящее время различных методов и моделей могут быть попу­лярным инновационным подходом в управлении бизнес-процессов, направленных на сокращение потери от неэффективных контрактов. Благодаря описанным выше методам и приемам компания может избежать многих проблем, связанных с заключением неэф­фективных договоров. Все это в будущем может позволить компании достичь заключения государственных и муниципальных контрактов, а также выйти на международный рынок [4, с. 112].

Список литературы

Булгакова И. Н., Морозов А. Н. Использование «функции желательности» для формализации комплексного показателя конкурентоспособности промышленного предприятия // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Серия: Экономика и управление. 2014. № 2. С. 54-56.

Жуков Р. Ф. Как научиться учиться: Практикум по использованию активного социо­логического тестированного анализа и контроля для студентов младших курсов обучения в вузе (Начинающий студент). СПб.: СПбГИЭА, 2016. 62 с.

Комаров В. Ф., Волкова Л. В., Пирогов В. И. Проблемно-ориентированная методика решения организационно-экономических задач // ЭКО. 2013. № 7. С. 97-110.

Комаров В. Ф., Выжитович А. М. Методы анализа контрактной деятельности предприятия для принятия управленческих решений // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Социально-экономические науки. 2014. Т. 14, вып. 1. С. 107-116.

Манукайло И. А. Развитие организационно-экономического механизма контрактной деятельности промышленных предприятий. Ростов н/Д, 2013. 26 с.

Цезерани Д. От мозгового штурма к большим идеям: NLP и синектика в инновацион­ной деятельности / Пер. с англ. В. В. Егорова. М.: Фаир-пресс, 2011. 224 с.

Просмотров работы: 19