Мир, в котором мы живем, представляет собой сложную систему, состоящую в свою очередь из систем различных порядков. Система – это совокупность организованных, упорядоченных элементов, связанных между собой и направленных на достижение единой цели. Для гармоничного существования и устойчивого развития в этом мире человек должен обладать системным мышлением.
Роль системного мышления в современном мире велика, на практике оно реализуется применением системного подхода.
Системный подход к решению сложных задач сформировался давно, но в течение длительного времени он использовался лишь в научных исследованиях. Идеи системности, понятие и теории системы начали развиваться более полувека назад. За это время были созданы многочисленные системные концепции. Тем не менее, попытки создать одну универсальную, единую системную концепцию не закончились успехом. Выделяются две основные группы определений: философское осмысление (базируется на определении В.Н. Садовского) и практическое определение (У.Р. Эшби, Дж. Клир и другие). Появление понятия «синергетическая система», и сама синергетика в определенной мере указывает на структурную глубину систем и необходимость их систематизации. [6, с.54].
В конце XX века стало понятно, что усложнение современной действительности делает недостаточным не только обыденное, но и строгое логическое мышление, которое со времен античности считалось высшей формой мыслительной деятельности. Традиционный логический метод уже не работает, потому что, применяя его, каждый элемент системы рассматривается без учёта воздействия других элементов. Чтобы разобраться в существующей многомерной действительности и эффективно с ней взаимодействовать, нужно системное мышление. [3, с.12]
Аристотелю принадлежит высказывание: «Целое больше суммы своих частей». Эта мысль хорошо отражает сущность системного подхода.
Любой объект, в том числе мы сами, наша психика, организация нашей жизни, имеет свойства системы, то есть не просто состоит из отдельных элементов, а представляет собой системную организацию их связей. Взаимодействие структурных элементов делает систему жизнеспособной, а характер связей определяет ее свойства, качества, особенности, функции и возможности. Причем этими особенностями и функциями обладает именно целое, их нет у отдельных частей, даже если их просто сложить вместе.
Термин «системное мышление» вошёл в нашу жизнь и начал широко использоваться сравнительно недавно, с середины прошлого века. Системное мышление стало тем инструментом, который давал возможность управлять всё усложняющимися в современном мире системами самого разного рода, касающимися разных сфер деятельности человека.
Системное мышление – методика управления объектом, ситуацией, образом, основанная на восприятии предметов и явлений как системы, которую можно разбить на элементы, связанные между собой и взаимодействующие друг с другом.
Понятие системного мышления можно охарактеризовать следующим образом:
Каждый элемент обладает свойствами системы.
Взаимодействия системы многовариантны. При разработке плана достижения цели учитываются все возможные сценарии развития ситуации. Даже при самых запутанных вариантах стечения обстоятельств цель должна быть достигнута.
Признаки отдельных элементов должны совпадать с признаками системы. Если пытаться изменить один элемент вне системы, то последняя не сработает.
Каждые объект или ситуация должны восприниматься как система взаимосвязанных элементов.
Системное мышление имеет различные типы, которые помогут оценить, какие типы мышления в каждом конкретном случае развиты больше, и на развитии каких направлений стоит сделать акцент.
1. Предметно-действенное мышление. Оно свойственно людям дела: спортсменам, разнорабочим, артистам и т.д. Все, что создается при помощи человеческих рук – их заслуга. Данный тип мышления свойственен тем людям, кто усваивает информацию через действия и движения.
2. Абстрактно-символическое мышление. Тип мышления, которым отличаются ученые – это способность познавать мир и создавать новые гипотезы при помощи «неосязаемых» формул, кодов, правил и различных операций.
3. Словесно-логическое мышление. Позволяет в устной форме правильно излагать свои мысли и доносить их до других. Развитый вербальный интеллект наиболее важен для руководителей, общественных и политических деятелей.
4. Наглядно-образное мышление. Способность смотреть на ситуации во времени, замечая и то, что было, и то, что будет. Наглядно-образное мышление также дает возможность увидеть то, чего никогда не было и не будет. Наиболее развито у художников и режиссеров.
5. Креативность – способность находить нестандартные решения задачи.[1]
Способность к системному мышлению, к сожалению, не врождённая, её можно только развить. Существует много способов развить и овладеть этим искусством:
самостоятельно – с помощью книг, интернет-ресурсов (статей, обучающих роликов);
в группе; группы создаются на базе института или как самостоятельная организация с целью научить аудиторию навыкам системного мышления.
Для развития системного мышления, необходимо следующие шаги обучения для человека, который хочет достичь нового уровня:
наблюдение за аналогичными работающими системами; чтобы овладеть пониманием, как устроена та или иная система, какими признаками она обладает, как взаимосвязаны её элементы и в чём выражается это взаимодействие, понаблюдайте за ней, а результаты наблюдений применяйте к другим системам по аналогии;
постоянное расширение кругозора: накапливайте знания — так разовьётся способность мыслить системно;
отстранение от стереотипов: выходите за рамки стандартного мышления;
искусственное создание ситуаций неопределённости: для развития навыка поиска эффективных решений создавайте модели задач и пробуйте их решать; так развивается способность мыслить;
решение готовых творческих задач и головоломок.
Учиться системному мышлению – очень увлекательный и полезный процесс. Новый навык помогает расширить границы восприятия реальности, обучает решать бытовые, производственные, научные, исследовательские задачи [2]. Системное мышление позволяет повысить эффективность и качество нашей деятельности, что актуализирует необходимость дальнейшего развития в этом направлении.
Список использованной литературы:
Голубева М.В. Системное мышление – что это такое. Особенности формирования. - [Электронный ресурс] – URL: https://psychologist.tips/2260-sistemnoe-myshlenie-chto-eto-takoe-osobennosti-formirovaniya.html (дата обращения 26.12.2018)
Как развивать системное мышление? [Электронный ресурс] – URL: https://psychologist.tips/2260-sistemnoe-myshlenie-chto-eto-takoe-osobennosti-formirovaniya.html (дата обращения 26.12.2018)
Лившиц В.Н. Основы системного мышления и системного анализа. – М.: Институт экономики РАН, 2013. – 54 с.
Панов А.В. Формирование системного мышления // Омский научный вестник.2014. С. 162-165.
Системное мышление — что это и как его развить. - [Электронный ресурс] – URL: https://psychologist.tips/2260-sistemnoe-myshlenie-chto-eto-takoe-osobennosti-formirovaniya.html (дата обращения 26.12.2018).
Топилин Д.Н., Назаренко М.А. Системное мышление как успешный способ организации деятельности // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 12. С. 54-55.