ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В МАЛОМ БИЗНЕСЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В МАЛОМ БИЗНЕСЕ

Рамазанова А.Г. 1, Минаев А.М. 1
1Дагестанский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время проблемы в развитии малых предприятий являются стратегически важными вопросами для российской экономики. Актуальность данных вопросов объясняется следующими факторами: малые предприятия позволяют обеспечить высокий показатель экономического роста государственной экономики, позволяют осуществлять процедуры реструктуризации бизнеса, требуют меньших экономических затрат в сравнении с более крупными представителями, существенно обеспечивают занятость экономически активного населения и, более того, способны гибко и быстро реагировать на постоянно изменяющиеся условия рынка и на колебания потребительского спроса, что, в свою очередь, придает дополнительные условия стабильности для всей экономики. Развитие малого бизнеса, бесспорно, жизненно необходимый процесс для государства, но, к сожалению, на текущий момент доля малых предприятий в ВВП России составляет всего 21,9%, что практически в 3 раза меньше в сравнении с Европейскими странами, средний показатель равен 58%. Более того, в современных условиях кризисных тенденций и жесткой конкуренции малые предприятия должны адаптировать свою стратегию не только под процесс выживания на рынке, но и под выработку долгосрочных конкурентных преимуществ.

В современном мире компании все чаще обращаются к использованию методов и принципов проектного управления. Это связано с тем, что проектный менеджмент помогает предпринимателям с большей эффективностью разрабатывать, планировать и реализовывать проекты для достижения поставленных целей. 

Малый бизнес в настоящее время также начинает переход к проектным методам управления. Тем не менее, малый бизнес имеет свои особенности, которые делают невозможным полное применение стандартных проектных методов waterfall («водопадных»» методов), описанных в руководстве PMBOK (Своде знаний по управлению проектами, разработанного Институтом управления проектами США - Project Management Body of Knowledge).

К данным особенностям можно отнести: 

· Малый бизнес зачастую выступает в роли подрядной организации, тогда как в крупных компаниях управление проектами нередко осуществляется со стороны заказчика; 
· Высокая вероятность появления дополнительных работ, не предусмотренных планом; 
· Трудность в распределении сотрудников на разные проекты, вызванная узкой специализацией и небольшим количеством штата сотрудников; 
· Отсутствие временных ресурсов на детальное планирование работ в проектах; 
· Трудность в выделении проектов, требующих применения проектного подхода, из операционных задач; 

· Сжатые сроки большинства проектов требует полной концентрации труда сотрудников.

Несмотря на то, что управление проектами является детализированной и стандартизированной дисциплиной с тщательно изученными элементами, множество предприятий малого и крупного бизнеса часто не знакомы с данной дисциплиной, а крупномасштабные проекты в таких предприятиях, согласно исследованию аналитической компании «Standish Group» в 66% случаев так и не достигают запланированного успеха. Под успехом же проекта традиционно понимается его выполнение с соблюдением ограничений в области стоимости, сроках и качества (что также называется «проектным треугольником»).

Таким образом, проанализировав данные особенности, влияющие на проектную деятельность, следует отметить, что, прежде всего, малый бизнес должен определить, действительно ли специфика его деятельности требует применения проектного подхода. Так, работа салона красоты является в большей мере операционной деятельностью с изредка возникающими внутриорганизационными проектами. В данном случае деятельность в основном является операционной, а применение проектного подхода целесообразно для крупных или нестандартных проектов такой компании. В случае же агентства по веб-дизайну, которое выполняет работы подряда для компаний-заказчиков, проектный подход будет оптимальным вариантом ведения бизнеса, так как каждый заказ представляет собой проект, ограниченный по срокам и требующий выделения определенных ресурсов, осуществления поэтапного контроля, а также, возможно, привлечения к проекту третьих сторон. Следует отметить, что в малом бизнесе часто наблюдается дефицит во времени на планирование проекта. Так как проекты сами по себе являются относительно краткосрочными, а заказы на их выполнение поступают неравномерно и, в большинстве случаев, требуют практически немедленного начала осуществления, компании стремятся пропустить процесс планирования или по возможности максимально сократить его. Эта особенность является достаточно рискованной и может повлечь за собой негативные последствия. Таким образом, авторы полагают, что достаточно эффективной методикой, применяемой в данном случае небольшими компаниями, является создание фиксированного каталога цен на оказываемые услуги, включающего в себя временные трудозатраты. Так, при получении заказа компании могут достаточно быстро провести этап планирования, зная виды работ по проекту, которые необходимо выполнить, а также их стоимость и временные затраты. 

В малом бизнесе при осуществлении управления проектами чрезвычайно важными являются такие области знаний, как управление коммуникациями и управление заинтересованными сторонами. Данная особенность связана с тем, что выполнение проектов в малом бизнесе имеет сильную зависимость от решений и требований заказчика. Именно от того, насколько верно и в полной мере они будут определены, а также насколько быстро будет передаваться обновленная информация между сторонами, напрямую зависит успех проекта. 

В заключение следует отметить, что управление проектами в настоящее время активно находит применение в малом бизнесе, способствуя его развитию и расширению, однако для того, чтобы проектный менеджмент был действительно эффективен, необходимо детально анализировать деятельность компании, отличать операционную деятельность от проектной и адаптировать методы проектного управления с учетом особенностей, характерных для малого бизнеса.

Просмотров работы: 230