ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ

Мамедова Д.Б. 1
1Дагестанский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Деятельность любого предприятия связана с производством материальных и интеллектуальных благ с целью удовлетворения потребностей потребителей и получения прибыли. Для получения стабильной прибыли, предприятие, в условиях современной экономической обстановки, должно функционировать как единая слаженная система. Взаимосвязь и управление структурными элементами предприятия обеспечивает организационная структура — упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящиеся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие, как единого целого 

Основными требованиями, предъявляемыми к структурам системы управления предприятиями, являются:

Минимальное число управленческих звеньев, рациональная их соподчиненность;

Устранение дублирования;

Четкое распределение функций;

Ответственность за принимаемые решения, оперативность и гибкость в работе.

В современных условиях основными видами организационных структур управления являются:

линейная,

линейно-штабная;

функциональная;

линейно-функциональная;

дивизиональная;

матричная (проектная).

Линейная организационная структура управления характеризуется тем, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, осуществляющий все функции управления и руководство подчиненными работниками. То есть в основе линейной организационной структуры предприятия лежит принцип единоначалия, в соответствии с которым каждый сотрудник имеет только одного непосредственного руководителя. Решение передается по цепочке сверху вниз, что формирует иерархию конкретного предприятия. Высший руководитель организации связан с каждым из нижестоящих сотрудников единственной цепочкой подчинения, проходящей через соответствующие промежуточные уровни управления.

Основные преимущества линейной организационной структуры управления:

оперативность управления;

четкая система взаимных связей функций и подразделений;

четкая система единоначалия — один руководитель сосредоточивает в своих руках руководство всеми процессами, имеющими общую цель.

Основные недостатки линейной организационной структуры управления:

отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования;

высокая централизация управления;

большое число руководителей;

Линейно-штабная организационная структура управления аналогична линейной, но управление сосредоточено в штабе. Штаб — это группа работников, которые осуществляют сбор информации, ее анализ, выполняют консультационные работы и по поручению руководителя разрабатывают проекты необходимых распорядительных документов.

Основные преимущества линейно-штабной организационной структуры управления:

возможность более глубокой, чем в линейной, разработки стратегических вопросов;

некоторая разгрузка высших руководителей;

возможность привлечения внешних консультантов и экспертов и т. п.

Основным недостатком линейно-штабной организационной структуры управления является отсутствие ответственности штабных специалистов за конечный результат.

Функциональная организационная структура управления предполагает формирование отдельных подразделений в аппарате управления по направлениям деятельности. Руководителями этих подразделений назначаются специалисты, наиболее квалифицированные в соответствующей области.

Основные преимущества функциональной организационной структуры управления:

прямое воздействие специалистов на производство;

высокий уровень специализации управления;

повышение качества принимаемых решений;

возможность управлять многоцелевой и многопрофильной деятельностью.

К основным недостаткам функциональной организационной структуры управления относятся:

сложность и неэкономичность, так как много подразделений, а следовательно, и каналов управления;

недостаточная гибкость;

плохая координация действий функциональных подразделений;

Линейно-функциональная организационная структура управления сочетает достоинства как линейной, так и функциональной структур управления.

К недостаткам линейно-функциональной организационной структуры управления относятся:

отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия между производственными подразделениями на горизонтальном уровне;

длительность прохождения и выполнения управленческих команд и процедур;

Дивизиональная организационная структура управления предполагает выделение относительно обособленных и наделенных большими правами в осуществлении своей деятельности структурных подразделений, называемых дивизионами.

Дивизион создается по одному из критериев:

• по выпускаемой продукции (услугам и работам);

• ориентации на определенные группы покупателей;

• обслуживаемым географическим регионам;

• нескольким рынкам или крупным группам потребителей;

• видам продукции и регионам, где они продаются;

Основные преимущества дивизиональной организационной структуры управления:

• обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с большой численностью сотрудников и территориально удаленными подразделениями;

более гибкая и быстрая реакция на изменения внешней среды;

дивизионы становятся «центрами получения прибыли»;

более тесная связь производства с потребителями.

Основные недостатки дивизиональной организационной

структуры управления:

большое количество «этажей» управленческой вертикали;

разобщенность дивизионов подразделений от дивизионов головного предприятия;

основные управленческие связи — вертикальные, поэтому остаются общие для иерархических структур недостатки: волокита, недостаточно четкое взаимодействие подразделений при решении вопросов, перегруженность управленцев и т. д.;

Матричная (проектная) организационная структура управления создается на основе совмещения двух видов структур: линейной и дивизиональной. Общие указания исполнителям даются линейными руководителями, а особые инструкции — руководителями дивизионов, осуществляющих определенный проект.

Основные преимущества матричной организационной структуры управления:

четкая ориентация на цели проекта;

более эффективное текущее управление проектом;

более эффективное использование квалификации персонала предприятия;

усиление контроля за выполнением отдельных задач и этапов проекта;

сокращение времени принятия управленческих решений, так как созданы горизонтальные коммуникации и единый центр принятия решений.

Основные недостатки матричной организационной структуры управления:

двойное подчинение исполнителей проектов;

сложность информационных связей;

высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам работников, участвующих в выполнении проекта;

возможность конфликтных ситуаций между руководителями подразделений и проектов.

Подводя итог, можно отметить, что совершенствование организационной структуры предприятия — это естественный, необходимый и постоянный процесс для всех предприятий, который определяется конкретной ситуацией, целями, ценностями, опытом и знаниями руководителей. Знакомство с теоретическими моделями даёт представление о системе выбора конкретной организационной структуры, при этом каждое предприятие находит наиболее удобную и выгодную для себя позицию.

Теоретические положения работы могут иметь практическую значимость для руководителей предприятий и фирм в вопросах выбора организационной системы управления.

Литература.

Лапин А.Н. Стратегическое управление современной организацией. М., 2006

Лютенс Ф. Организационное поведение. М.,

Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие/ Л.И. Лукичева. - М.: Омега - Л, 2006.

Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов.2005. 

 Балабанов В.С., Лясников Н.В., Шеметов В.В. Исследование систем управления: Учебное пособие.

Просмотров работы: 40