Договор международной купли-продажи является одним из наиболее широко используемых гражданско-правовых инструментов. В научной литературе для определения документа, который является основанием возникновения международных торговых отношений, встречается несколько терминов: «внешнеэкономический договор (контракт)», «внешнеторговая сделка», «международный торговый договор», «договор международной купли-продажи», «международный коммерческий контракт». Безусловно можно утверждать, что термин «внешнеэкономический договор (контракт)» является широким по объему, поскольку включает в себя не только торговые, но и любые другие виды сделок с участием иностранного элемента (например, международные строительные контракты, кредитные, лизинговые договоры и т.п.). Что же касается остальных сроков, то они - синонимы и используются в том же контексте.
Эффективность ведения международной торговли в полной мере зависит от совершенства и исчерпаемости ее правового регулирования. Все источники правового регулирования международной купли-продажи можно разделить на группы:
Национальное законодательство, куда мы относим внутренние государственные нормативно-правовые акты;
Международные договоры - источник, имеет преимущество перед национальным законодательством;
Торговые обычаи.
К первой группе источников в Российской Федерации можно отнести Федеральный закон от 08 декабря 2003 г. " Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности. В соответствии со ст. 10 Закона, правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Иностранные лица осуществляют внешнеторговую деятельность в РФ в соответствии с законодательством РФ. Особо оговорено, что Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность непосредственно только в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными актами субъектов РФ (ст. 11).
В соответствии со ст. 13 названного Закона, государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применение импортного и экспортного таможенного тарифа) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности в соответствии с данным Законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами РФ. В законе установлено, что не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и/или импорту товаров. Действуют принципы недискриминации и добросовестности в коммерческой практике. Установлено, что сделки по экспорту и/или импорту отдельных видов товаров, совершенные в нарушение государственной монополии, являются ничтожными.
Соблюдать при заключении и исполнении договора международной купли-продажи товаров необходимо не только общие предписания отечественного права, применимые к имущественному обороту, но и специальные нормы внутригосударственного законодательства, в частности, валютного, таможенного, финансового, контроля за экспортом и импортом и др. К отношениям, возникшим на основании такого договора, может применяться как российское, так и зарубежное право, поэтому имеющийся у российских предпринимателей опыт заключения и исполнения контрактов на внутреннем рынке далеко не всегда может восполнить отсутствие специальных знаний.
Согласно господствующей в отечественной доктрине точке зрения международно-правовая норма применяется к соответствующим отношениям только в результате ее трансформации, т. е. преобразования в норму внутригосударственного права. Такая трансформация осуществляется путем ратификации, издания актов о применении международного договора или издания иного внутригосударственного акта. Следует отметить, что после трансформации эти нормы сохраняют автономный характер по отношению ко всей системе права данной страны в целом.
В общем, права и обязанности сторон по внешнеэкономическим договором (контрактом) определяются правом страны, избранной сторонами при заключении договора (контракта) или вследствие дальнейшего согласования. При отсутствии такого согласования применяется право страны, где учреждена, имеет свое место жительства или основное место деятельности сторона, являющаяся продавцом в договоре купли-продажи.
Важнейшим актом второй группы источников и универсальным договором в области международного торгового права является Венская конвенция ООН 1980. О договорах международной купли-продажи товаров, проект которой был разработан ЮНИСТРАЛ. Конвенция является результатом универсальной унификации материально-правовых норм, регулирующих коммерческие сделки. Она вступило в законную силу 1 января 1988, а в мае 1990 г.. Присоединился к ней СССР. После распада Советского Союза, а именно с 1 февраля 1991, участницей Конвенции результате международного правопреемства стала Российская Федерация.
Третью группу источников правового регулирования отношений, вытекающих из договора международной купли-продажи составляют торговые обычаи. В теории международного частного права под ними понимаются сложившиеся в товарном обороте единые правила, включаются конкретные положения по вопросам, которых они касаются.
Практика делового оборота также отображается в виде различных типовых форм контрактов, проформ, общих условий и т.д., которые разрабатываются как самими участниками международного оборота, так и их объединениями или международными организациями. Все большее значение приобретает разработка документов, носящих рекомендательный характер и в силу этого характеризуются большей гибкостью и адаптированность. В отличие от международных конвенций, применение которых осуществляется в первую очередь, на основании волеизъявления государств, которые принимают в них участие, применение указанных документов происходит в результате их использования самими участниками делового оборота.
Активно применяемые в торговых отношениях между организациями различных государств, такие источники в литературе относят к негосударственного регулирования, поскольку они исходят не от государства, не выражают ее свободу, но допускаются ней.
При наличии большого массива нормативно-правовых актов, довольно часто возникает проблема в их надлежащем применении. Отсутствие унифицированной правовой базы или при наличии пробелов в унификации возникает проблема выбора между различными заинтересованными в урегулировании заключенного контракта правопорядками. Такой выбор часто бывает трудно осуществить, поскольку в привязке могут не указываться единственные, твердые и легко узнаваемые критерии, такие, например, как «оседлость» в международном праве компаний или «местонахождение» в международном вещном праве.
Благодаря унификации создается единое регулирование соответствующих, в частности - внешнеторговых отношений. При этом, учитываются особенности международных экономических связей, которые являются существенными, однако не всегда учитываются в процессе национального правового регулирования. В современных условиях с появлением новейших видов внешнеэкономических контрактов предсказуемые отношения могут вообще не регулироваться национальным правом. Именно тогда, благодаря унификации соответствующие отношения могут приобрести надлежащего правового регулирования.
Также в процессе унификации нередко удается должным образом учесть интересы продавца и покупателя внешнеторгового оборота, которые обычно имеют противоречивый характер. В результате - становится важным выработать более удачное регулирования указанных отношений, чем оно существует на том или ином национальном уровне.
Как видно, отношения купли-продажи приобретают стремительное развитие на фоне развития общественных отношений в целом. Международный товарообмен хотя и приобрел в некоторой степени повседневный характер, о том, заключение внешнеэкономических сделок (договоров) приводит острую необходимость четкого нормативного регулирования отношений, которые возникают. Разрозненность правовых норм государств, а также пребывания под воздействием различных правовых систем, еще больше обостряет проблему.
Список использованных источников:
1. Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / Е. Ф. Прокушев. — 10-е изд., испр. и доп. -— М.: Издательство Юрайт, 2017. -537 с.
2. Розенберг М.Г. Международная купля-продажа товаров: комментарий к правовому регулированию и практике разрешения споров / М.Г. Розенберг - [Изд.3-е, испр., Доп.] - М .: Статут, 2010. - 462с.
3. Зыкин И.С. Негосударственное регулирование. Международное частное право. Современные проблемы / И.С. Зыкин [отв. ред. Н.Н. Богуславский] - М .: Теис, 1994. - С.407-409.
4. Кох Х. Международное частное право и Сравнительное правоведение / Х. Кох, В. Магнус, П. Винклер фон Моренфельс; [Пер. с нем. д-ра юр. наук Ю.М. Юмашева]. - М .: Междунар. отношения, 2003. - 480 с.
5. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 N 164-ФЗ (последняя редакция)
6. Вологдин А.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры – 5-е изд., пер. и доп. Издательство Юрайт, Москва, 2017
5. Начало формы