На современном этапе развития экономики, важным вопросом является сохранение и повышение конкурентоспособности компаний с похожими видами деятельности и производимыми этими компаниями аналогичными товарами. Понятие конкурентоспособности компании составляет основу экономического развития компании, и укрепления ее позиции на рынке сбыта. Однако существует и некоторые трудности, которые связанны со способами повышения конкурентоспособности компании. Увеличение интенсивности конкуренции в отрасли диктует необходимость внедрения компаниями в регионах эффективных технологий ведения бизнеса. В настоящее время компании стараются расширять ассортимент выпускаемой продукции, тем самым открывая для себя все новые и новые каналы сбыта. Однако, наличие одного или нескольких видов, в ассортименте компании, конкурентоспособной продукции, не гарантирует успех компании или постоянное укрепление ее позиций на определенном рынке. Успешность компании обусловлена способностью предложить товары и услуги, которые в наибольшей степени соответствуют нуждам рынка и потребителей. Поэтому так важно пристальное внимание уделять такому немаловажному аспекту компании, как конкурентоспособность.
В настоящее время в практике управления предприятием сложился перечень путей повышения уровня конкурентоспособности компании, которые включают снижение затрат, реорганизацию организационной структуры, оптимизацию численности занятых, стимулирование инвестиционной активности. Качественно новый уровень эффективности производства, достижение стабильности финансово-экономического положения субъектов предпринимательской деятельности, а также доведение качественно-стоимостных характеристик производимой продукции до уровня, конкурентоспособного в рамках единого рыночного пространства, могут быть обеспечены посредством внедрения в компаниях системы «Бережливое производство».
Система "Бережливое производство" разработана компанией "Тойота", лидером мирового автомобилестроения, являющейся одной из самых действенных концепций по проблеме повышения эффективности производства и уровня конкурентоспособности. Так, по мнению участника реализации целого ряда подобных проектов Майкла Л. Джорджа, экономический эффект от применения методов совершенствования организации производства и управления по Lean технологиям проявляется в:
росте операционной прибыли до 15%; – увеличении скорости оборачиваемости капитала на 30-40%;
увеличении рентабельности инвестированного капитала до 3-х раз;
увеличении оборачиваемости по незавершенному производству до 3-х раз; – сокращении запасов до 2,5-3 раз;
сокращении времени основного производственного цикла в 5-6 раз.
Идеи и методы «Бережливого производства» могут помочь повысить эффективность компании. Зачастую не приходится приобретать дорогостоящее оборудование, переходить на новые материалы и технологии, не стоит полностью компьютеризировать производство, внедрять дорогостоящие информационные системы и т. д. Достаточно только изменить культуру управления предприятием, схему взаимоотношений между различными его уровнями и подразделениями, систему ценностной ориентации сотрудников. Следуя принципам «Бережливого производства», можно систематически повышать производительность труда, снижать себестоимость продукции, планомерно сокращать все виды потерь.
Под бережливым производством нами понимается система управления, включающая в себя следующие аспекты (походы):
стратегический аспект (идеология бережливого производства, постоянное совершенствование);
интеллектуальный аспект (особенности - командная работа, рацпредложения);
производственный аспект (снижение потерь, интенсивный открытый обмен информацией);
ресурсный аспект (абсолютная концентрация на нуждах заказчика, эффективное управление ресурсами),
что в совокупности позволяет предприятию выйти на мировой уровень конкурентоспособности.
Внедрение системы «Бережливого производства» помогает без особо масштабных инвестиций повысить производительность труда и качество продукции. Освобождающиеся ресурсы быстро найдут эффективное применение: инвестиции в разработку новых продуктов, стимулирование продаж, выход на новые рынки обеспечат в результате рост бизнеса и конкурентоспособности.
Список литературы:
Акимова И.А. Правила конкурентной борьбы // Законодательство. - 2013. - № 6. - С. 9-11.
Антонов Г.Д., Иванова О.П., Тумин В.М. Управление конкурентоспособностью организации: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2014. – 300с.
Аристов О.В. Конкурентность и конкурентоспособность. – М.: Теис, 2015. – 203 с.
Баутмартян, Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукций // журнал, изд-во: Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 4 - С.73-85.
Бочарова Т. Как повысить конкурентоспособность организации? / Т. Бочарова / / Управление персоналом. - 2013. - N4. - С. 38-39.
Волков, О.И. Экономика предприятия / О.И. Волков. - М.: изд-во Инфра - М, 2014. - 286 с.