Сегодня применение сети Интернет в различных секторах экономики является незаменимым составляющим экономического развития любой страны. Интернет все активней используется в бизнесе, в частности в его маркетинговой деятельности и в существенной степени способствует повышению его эффективности.
Появление Интернета повлияло на работу как отдельных компаний в России, так и на развитие некоторых отраслей и экономику в целом – как компании, так и целые индустрии меняются под влиянием Интернета. Отдельные отрасли экономики России (розничная торговля, сектор государственных услуг, интернет-туризм, интернет-банкинг) получают определенные преимущества от Интернета: появление и развитие новых каналов продаж, внедрение современных инновационных и эффективных бизнес моделей и изменение структуры операционных процессов.
Началом развития интернет-экономики можно считать 1983 г., когда закончился процесс интеграции отдельных локальных сетей и установления единой объединенной сети передачи данных «Интернет», названием для которой послужило имя протокола передачи данных. Таким образом, интернет-экономика является следствием развития электронной экономики, соответственно, и элементы интернет-экономики продолжают и дополняют развитие всей системы электронной экономики, образуя единое целое, формируя, таким образом, инновационно-информационную экономику как следующий этап развития в концепции постиндустриализма.
Первым процессом, который создает технические условия для формирования и расширения масштабов сетевой экономики, является развитие и распространение Интернет - технологий. Наиболее применяемые в настоящее время виды Интернет - технологии, состоят из средств оперативного обмена и распространения информации (текстовая, звуковая, видео и т.п. электронная почта и основанные на ней групповые дискуссионные форумы), а также средств создания и поддержания информационных ресурсов (веб -страниц) в сети Интернет . Эти базовые технические средства постоянно развиваются, а постоянное снижение цен на их приобретение и использование повышает доступность Интернет - технологий.
Вторым процессом формирования сетевой экономики является перенос в электронную среду сети Интернет различных видов социально-экономической деятельности.
Третьим процессом формирования сетевой экономики является процесс превращения традиционных организаций в сетевые структуры. Эти процессы захватывают всю иерархическую вертикаль в экономике (т.е. сетевая модернизация в той или иной степени затрагивает как нижний уровень, состоящий из отдельных фирм, так и образуемые ими финансово-промышленные группы, международные объединения, целые рынки).
Четвертый процесс формирования сетевой экономики - создание сетевых вариантов "горизонтальных" экономических структур, которые обслуживают все разнообразие организаций в экономике. К таким структурам относятся: торговая и финансовая инфраструктуры, система трудовых отношений, юридическая система и т.п.
Интернет-экономика возникла благодаря не только так называемым интернет-компаниям, но и многим крупным, средним и малым компаниям из разных индустрий. Эти компании создают инфраструктуру, обеспечивают доступ в Интернет, создают интернет-сервисы и предлагают товары, услуги и контент в Интернете. Интернет потенциально способен повлиять на любую индустрию в экономике, главным образом на основные рычаги воздействия на отрасли традиционной экономики:
– доступ и охват более широкой клиентской аудитории, а также эффективное взаимодействие с потребителями, не требующее непосредственного физического присутствия;
– повышение прозрачности и ограничение возможностей использования информационного преимущества в своих интересах посредниками и брокерами;
– появление новых бизнес-моделей, основанных на более эффективном взаимодействии с поставщиками, потребителями и партнерами;
– оптимизация продаж за счет доступа к целевой аудитории при низких издержках;
– повышение эффективности и производительности за счет автоматизации ряда бизнес-процессов и оперативного обмена информацией с различными поставщиками.
Некоторые из перечисленных факторов уже оказывают влияние на крупные и малые компании в разных секторах российской экономики. Например, в Альфа-Банке, запустив систему интернет-банкинга Альфа-Клик, подсчитали, что таким образом затраты на обслуживание клиентов снижаются до 10 раз. Если учесть, что интернет-банком пользуется более 1,1 млн человек, то получается значительная экономия. Подобные изменения не могли не отразиться в значительной мере на некоторых отраслях. С проникновением Интернета в повседневную жизнь людей меняются привычки потребления товаров и услуг, что, в свою очередь, меняет бизнес-модели компаний, использующих технологии и ресурсы Интернета. Рассмотрим влияние Интернета на индустрию туризма.
Индустрия интернет-туризма в России относительно молода и существенно отличается от развитых стран:
- большинство россиян предпочитают покупать готовые туры, а не планировать собственную поездку, из-за отсутствия опыта путешествий, низкого уровня владения иностранными языками и ограниченного предложения самостоятельного отдыха;
- рынок интернет-туризма фрагментирован и непрозрачен по отношению к сегменту продаж: в России насчитывается более 11 тысяч агентов, большинство из которых являются посредниками с практически одинаковым набором продуктов и услуг, недостаточно эффективными в своей деятельности;
- средний офис турфирмы в России приносит около 4 тысяч долларов. в сутки, что более чем в два раза меньше, чем в Дании и Финляндии, и в четыре раза меньше, чем в Великобритании.
Из-за небольших размеров такие офисы зачастую не имеют глубоких знаний о рынке интернет-туризма и его возможностях. Таким образом, под влиянием интернет-бизнес-процессов по продаже билетов, бронированию гостиниц, выбор путешествий резко меняется и постепенно переходит в онлайн-среду. Интернет меняет способ работы туристической отрасли, так как снижает значимость традиционного офлайн-посредника для путешественника и дает возможность человеку сделать выбор на основе большей осведомленности путем ознакомления с отзывами пользователей Интернета о своих путешествиях и турагентствах, а также спланировать поездку.
Интернет позволяет клиенту сравнивать отели, выбирать вид транспорта, дату и время вылета (поездки), исключая из процесса офлайн посредника.
Например, компания «Аэрофлот» создал новую услугу для своих клиентов и снизил собственные операционные расходы за счет открытия интернет-представительства в сети Интернет (Aeroflot.ru), где можно осуществить онлайн-покупку авиабилетов.
На каждом билете, продаваемом через интернет, компания экономит около 12 долларов. за счет отказа от печати и таможенного оформления импортных бланков билетов, а также продажи около 500 тыс. билетов экономия может составить до 6,2 млн долларов. в год.
Под влиянием интернета меняются процессы продажи готовых туров. Решение купить авиабилет в Интернете зависит от отзывов других путешественников, которые оставляют свои мнения в Интернете, наличия информации о туре и направлении.
Таким образом, Интернет имеет значительное конкурентное преимущество перед офлайн турагентствами в поиске лучшего тура:
экономия времени;
расширение выбора;
стимулирование конкуренции.
Однако рынок интернет-туризма в России недостаточно развит из-за слабой инфраструктуры, низкой вовлеченности участников в формирование интернет-предложений и недоверия населения к крупным покупкам через Интернет. Преодоление этих препятствий будет способствовать развитию индустрии интернет-туризма в России в будущем.
К специфическим особенностям интернет-экономики, приводящим к таким изменениям, относятся:
– структура затрат интернет-экономики (практически нулевые предельные затраты на расширение выпуска), которая не позволяет выживать многим конкурентам в одном сегменте рынка. Остаются только сильнейшие, так как затраты потребителя на смену поставщика близки к нулю;
– информационная составляющая, которая занимает большую долю в стоимости товара или услуги;
– использование электронных платежных систем при расчетах, особенно электронных денег, которые увеличивают как скорость оборота оборотных средств предприятий, так и всей денежной массы, что в масштабах экономики страны приводит к увеличению совокупного дохода;
– ценность продуктов труда, происходящая из их множественности
Косвенными факторами, оказывающими опосредованное воздействие на развитие интернет-экономики, выступают:
– платежеспособность населения;
– компьютерная грамотность населения;
– природные условия;
– политические катаклизмы, инновационные разработки в сфере информационно-коммуникационных технологий.
К прямым факторам, непосредственно воздействующим на интернет-экономику, можно отнести:
– активность интернет-пользователей;
– деятельность государства в области разработки законодательства в сфере интернет-экономики;
– уровень развития средних и малых предприятий в сфере информационно-коммуникационных технологий;
– развитие интернет-инфраструктуры, что поможет сократить дистанцию в интернет-среде между частными пользователями и бизнес-организациями, начинающими активно использовать Интернет.
Таким образом, в настоящее время закладываются основы нового направления в экономической науке – интернет-экономики, кардинально меняющей сложившиеся стереотипы в поиске, обработке и применении информации. XXI век – век мировой информатизации, компьютеризации стран. Сегодня применение сети Интернет в различных секторах экономики является незаменимым составляющим экономического развития любой страны. Интернет все активней используется в бизнесе, в частности в его маркетинговой деятельности и в существенной степени способствует повышению его эффективности.Появляются новые факторы экономического роста, формируется информационно-инновационный тип воспроизводства, что становится возможным благодаря стремительному развитию интернет-технологий.
Список литературы
Алехина Г.В. Основы Интернет-экономики и электронного бизнеса / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М. 2004. - 99 с.
Ахметова И.А. Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами: монография. Книга 27 / И.А. Ахметова, А.Г. Баширова, М.М. Брутян и др. / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. – 216 с. ISBN 978-5-00068-294-4
Банке Б., Бутенко В., Коцур О. Россия онлайн: влияние интернета на российскую экономику / BCG.com. - 2011. - 44 с. - Режим доступа: http://gtmarket. ru/files/news/boston-consulting-group-russia-online-may-2011.pdf. Жилина И.Ю. Стр. 118 — 122.
Барановская Т. П. Информационные системы и технологии в экономике: учебник для вузов / Т. П. Барановская, В. И. Лойко, М. И. Семенов, А. И. Трубилин; под ред. В. И. Лойко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2003.
Малышев С.Л. Основы интернет-экономики [Электронный ресурс] : учебное пособие / С.Л. Малышев. — Электрон. текстовые данные. — М. : Евразийский открытый институт, 2011. — 118 c. — 978-5-374-00556-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10745.html
Медведева М.А. Электронный бизнес. Часть 1 [Электронный ресурс] : учебное пособие / М.А. Медведева, М.А. Медведев. — Электрон. текстовые данные. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 108 c. — 978-5-7996-1793-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69764.html