Привлечение покупателя и дальнейшее его удержание является довольно сложной задачей современных владельцев интернет-бизнеса. Она требует непрерывной работы над поддержанием сайта в актуальном состоянии. Прежде чем начать работу над увеличением числа посетителей, необходимо оптимизировать свой интернет-ресурс. Цель заключается в том, чтобы сайт мог привлекать бесплатный трафик из поисковых систем и как минимум не отпугивал тех читателей, кто на него уже попал. А в идеале сайт должен пробуждать у пользователей желание поделиться ссылкой на него с друзьями и товарищами. Ведь личные рекомендации до сих пор являются наиболее эффективным способом продвижения любого товара или услуги. Любой сайт можно условно представить как совокупность трех основных элементов: дизайна, контента и технической составляющей. Эти элементы имеют огромное значение с точки зрения привлекательности для посетителей. Рассмотрим каждый из элементов по отдельности [3, с.8].
1. Дизайн. Сюда входит все, что связано с внешним видом и юзабилити, расположение элементов управления, их размер, форма, цвет, все используемые шрифты. Чисто внешняя составляющая сайта - это дело личного вкуса и соответственно нельзя угодить всем посетителям.
Важную роль играет функциональность дизайна сайта. Располагаться элементы управления сайтом должны на самом видном месте. Существуют традиционные места размещения меню — вверху, под шапкой или сбоку, в левой части экрана. Кнопки желательно расположить а самом видном месте, шрифт целесообразно выбрать хорошо читаемый, вроде Times New Roman или Arial. Правильно оформленный и органичный дизайн стимулирует посетителя перейти дальше. Вторичный трафик для всех всегда более качественный, чем первичный. Уже знакомые с вашим сайтом посетители чаще совершают покупки.
2. Контент. Посетителей привлекают чаще сайты с интересным и полезным содержанием. Качественный контент может обеспечить большое количество посетителей ежедневно без дополнительных финансовых и других вложений. Для этого сайт должен отвечать двум обязательным правилам поисковой оптимизации: оригинальность, наличие правильных ключевых слов.
В случае отсутствия возможности создания сайта с нуля можно воспользоваться рерайтом образцов. Но при этом не стоит забывать, что избыточное использование ключевых слов не обеспечит вам высокую посещаемость сайта, скорее, напротив - приведет к блокировке ресурса как спамного. Постоянно меняются алгоритмы ранжирования сайтов в выдаче ПС. На сегодняшний день компьютеры умеют оценивать не только заголовки и ключи, но и окружающий текст.
3. Техническая составляющая. Кроме всех вышеперечисленных элементов важную роль в привлечении посетителей играет техническая составляющая сайта. Здесь речь идет, прежде всего, о CMS и хостинг-провайдере. И то, и другое должно обеспечивать быструю и надежную работу сайта. Даже самый лучший в мире дизайн и высококачественный контент не помогут привлечь посетителей, если сайт будет постоянно «глючить» или загружаться чересчур долго [3, с.11].
Существуют множество различных методов и из всех методов привлечения покупателей на сайты или конкретные интернет-магазины можно выделить наиболее важные из них.
SEO-оптимизация и продвижение сайта. Благодаря использованию поисковых систем можно привлечь огромное число посетителей, среди которых в результате могут оказаться наши будущие покупатели и это обусловлено глобальным распространением поисковых систем. Доверие к сайту интернет-пользователей сильно зависит от расположения сайта в поисковой строке. Расположение на верхних строках гарантирует высокий уровень посещений.
Контекстная реклама. Контекстная реклама действует избирательно и ее содержание зависит от целей и потребностей потребителя. И данный вид рекламы имеет существенное преимущество, которое заключается в том, что она является не навязанной. А также так же преимуществом данного вида рекламы является ее дешевизна относительно других видов рекламы и ее эффективность, которая состоит в сокращении промежутка времени между рекламой и покупкой.
3. Рассылки по базе клиентов. Как уже было сказано ранее задачей интернет-предпринимателей является не только привлечение клиентов на сайт, но и их удержание. С клиентами, в особенности с активными, необходимо постоянно поддерживать связь. Клиенты всегда должны быть информированы о различных акциях интернет-магазина, о ее скидках, о бесплатном послепродажном обслуживании, а также делать рассылку на праздники с поздравлениями. Существуют различное количество очень простых и быстрых способов информирования, к примеру это может быть электронная почтовая рассылка, обычные SMS и т.д.
4. Обмен трафиком. Принцип работы этой схемы несложен. Для начала создается рекламный блок и загружается на свой сайт, затем в систему загружаются объявления, через которые посетители будет переходить на наш сайт. Обмен трафиком происходит один к одному - сколько посетителей перейдет на сайт, столько кликов мы получаем обратно [5].
Данный способ является очень подходящим для новых сайтов. Далее целесообразнее будет покупка собственного трафика особенно, если мы собираемся развивать наш бизнес в интернете и совершенствовать наш сайт.
Доля интернет-пользователей в России - 81% граждан. В том числе 65% выходят в сеть ежедневно. Среди россиян от 18 до 24 лет этот показатель составляет 97%.
Также, среди наиболее активной аудитории (пользуются интернетом ежедневно) высокообразованные (78%) и материально обеспеченные (72%), москвичи и петербуржцы (76%).
По данным Фонда «Общественное мнение» (декабрь 2017 г. - февраль 2018 г.) всего пользователей (выходили в Сеть не реже 1 раза в месяц) - 83,8 млн. чел. (72%). Ежедневно пользуются интернетом - 74,7 млн. чел. (63,8%) ( см.табл. 1) [1].
Таблица 1
Месячная интернет - аудитория по федеральным округам, данные в млн. чел
Российский филиал исследовательского концерна GfK (Gesellschaft fur Konsum for schung) Group, 16.01.2018, опубликовал отчет «Проникновение Интернета в России: итоги 2017 года». Суммарный объем выборки Омнибуса GfK за 2017 год составил 12 000 респондента. GfK – надежный источник актуальной информации о рынках и потребителях более чем в 100 странах мира [4].
Аудитория интернет-пользователей в возрасте от 16 лет и старше составила 87 миллионов человек, что на 3 миллиона больше, чем год назад.
Проникновение интернета среди молодых россиян (16-29 лет) достигло предельных значений еще в предыдущие годы и, по данным GfK, составляет 98%.
Рост происходит в основном за счет людей старшего возраста. За последний год среди людей в возрасте от 55 лет и старше доля пользователей Интернета увеличилась на четверть.
67 миллионов пользуются интернетом на мобильных устройствах. Рост за год составил 20%. На начало 2018 года доступом в интернет со смартфонов пользовались больше половины россиян от 16 лет и старше (51,5%). Пользование планшетами в последние годы растет незначительно.
По данным Mediascope, за период март - август 2018 года, общая аудитория Интернета в России (пользователи в возрасте 12 - 64 лет) составила 90 млн человек или 73 % населения. Она продолжает расти, прибавив 4% за год [4].
В городах с населением свыше 100 тыс. чел. мобильным интернетом пользуется 61 % населения России, интернетом на стационарных компьютерах - 51 %. При этом десктопная аудитория сократилась на 2% в марте - августе этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а мобильная, напротив, выросла на 9%. Совсем не выходят в интернет 27% россиян [1].
По данным опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ), 87% россиян считают, что в целом изобретение интернета принесло людям больше хорошего, чем плохого, 10% затруднились ответить и только 3% считают, что в интернете больше плохого, чем хорошего.
По данным совместного исследования Google и Kantar TNS 61% россиян старше 16 лет выходят в сеть с мобильных устройств. Из них ищут разную информацию 53 % пользователей, смотрят видео - 42%, покупают товары и услуги - 15%.
53% онлайн - аудитории покидают мобильный сайт, если он загружается более трех секунд и 90 % если приходится ждать пять и более секунд.
2,4 устройства с подключением к интернету приходится в среднем на одного российского пользователя.
50% опрошенных знают о существовании таких «цифровых помощников», как Siri от Apple, Алиса от «Яндекса» и других роботов-алгоритмов, способных быстро найти магазин, поликлинику, нужного человека в социальных сетях, сообщить погоду и построить маршрут. Но только 4% пользователей рунета прибегают к их помощи [1].
Из тех, кто знает о таких сервисах, 39% воспринимают их как что-то уникальное, 27% выражают желание понять их ценность для жизни, 22% собираются начать ими пользоваться. В исследовании отмечается, что эта тенденция актуальна для всех возрастных аудиторий.
Еще один эффективный способ привлечения посетителей на сайты- участие в тизерных сетях. Принцип работы крайне прост - демонстрируется объявление, ведущее пользователей на наш сайт. Кликая по тизеру интернет-пользователи становятся нашими посетителями..Станет посетитель конкретнее просматривать наш сайт или сразу выйдет из него зависит только от содержания и функциональности нашего сайта. Данный метод привлечения посетителей имеет ряд преимуществ, одной из которых является доступная цена, простота использования, отсутствие необходимости специализированных знаний и т.д.
Для того чтобы сформировать круг постоянных потребителей сайта необходимо регулярно вводить различные обновления. Здесь может идти речь о контенте или же о рекламных объявлениях, с помощью которого контент продвигается. К примеру, временами менять тизеры и т.д. Следует продвигать не только самый популярный продукт, но и некоторые другие товары, которые могли бы заинтересовать интернет-потребителей.
Список использованных источников:
Количество пользователей интернета в России. http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151 (дата обращения: 05.01.2019)
Литовченко И. Л. Влияние поведения потребителей в интернет-среде на маркетинговую деятельность // Бизнесинформ. - 2017. - №5. - С. 61-63.
Макиенко И. И. Поведение потребителей в интернет-среде // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2015. - №4. - С. 8
Проникновение интернета в россии: итоги 2017 года. https://www.gfk.com/fileadmin/user_upload/dyna_content/RU/Documents/Reports/2018/GfK_Rus_Internet_Penetration_in_Russia_2017-2018.pdf
Сурков С. А. Модели потребительского поведения и интернет-маркетинг // Интернет-маркетинг. - 2014. - №5. - С. 11-20.