УРОВЕНЬ ЗРЕЛОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

УРОВЕНЬ ЗРЕЛОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

Султанов Р.Б. 1
1Дагестанский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Данная тема очень актуальна, так как уровень зрелости компании показывает то, в какой мере она готова к изменениям и как выполняются ее ключевые процессы. В условиях рынка одним из ключевых показателей является то, в какой мере компания мобильна и поворотлива. К сожалению, российские компании показывают неудовлетворительные результаты в ходе этой оценки. Это может быть связано со многими взаимосвязанными между собой событиями в новейшей истории России.

Цель работы заключается в изучении проблем связанных с низким уровнем зрелости российских компаний и сравнение их с ведущими иностранными компаниями.

Согласно комплексной модели оценки уровня зрелости компаний CMMI различают пять уровней зрелости. Опишем ниже все уровни и приведем в пример предприятие:

Уровень 1 – Начальный. На этом уровне находятся организации, бизнес-процессы которых не идентифицированы и плохо контролируются. Отсутствуют внутренние регулирующие документы, регламенты, стандарты. Проблема компаний на данном уровне состоит в том, что нет должного управления знаниями. Знания уходят и приходят вместе с сотрудниками. В настоящий момент в России около 90% предприятий находятся на данном уровне.

Уровень 2 – Управляемый. На данном уровне у компании процессы уже определены на уровне проекта. Здесь начинается бюрократизация, большое количество записей и прочего.

Уровень 3 – Определенный. Здесь все ключевые бизнес-процессы уже определены, и руководство организации имеет целевую картину. На данном уровне можно выделить General Electrics в 70-80х годах. К третьему уровню относились почти все большие американские предприятия времен 70-80х годов прошлого столетия. Из российских компаний на сегодняшний день можно выделить, к примеру, АвтоВаз и то, необходимо отметить, что из пятнадцати членов совета директоров, восемь являются иностранцами, привлеченные на контрактной основе для оказания помощи и выходе из кризисной ситуации.

Уровень 4 – Управляемый на основе количественных данных. Здесь осуществляется мониторинг, контроль и анализ реализации процессов. Этот и следующий уровень являются высокими и поэтому в мире не так много компаний находящихся на данных позициях. На данном уровне нет ни одной российской компании. Из зарубежных можно выделить IBM, Coca Cola, P&G, General Electrics и т.д.

Уровень 5 – Оптимизируемый. Здесь компании умеют управлять своими бизнес-процессами, они бывают автоматизированные и очень хороши оптимизированы. Компании, находящиеся на данном уровне: Apple, Google, проекты Илона Маска и т.д.

Отметим, что на двух последних уровнях руководитель выполняет мотивирующую функцию для своих сотрудников. Нет жесткой вертикальной иерархии. Вся работа основана на горизонтальной иерархии, и все процессы нацелены на клиентов.

Так с чем же связан низкий уровень зрелости российских компаний? В нестабильной политический и экономической обстановке? В необразованности предпринимателей? В их нежелании или незнании о необходимости перевода организации на новый уровень с применением высоких технологий? Все эти причины имеют право на существование, и они обоснованы.

Отметим, что почти весь XX век в России было командно-административное управление экономикой, в то время как на западе уже в полной мере работали предприниматели в условиях рыночной конкуренции. И лишь только последние 28 лет, 14 из которых были неспокойными, Россия находится в условиях рыночной экономики. По сути говоря бизнес в России существует 10-14 лет, а это слишком мало для того чтобы нарастить те объемы и мощности, которые позволят вести конкуренцию с ведущими мировыми компаниями.

Что касаемо необразованности российских предпринимателей, то процитируем слова российско-американского бизнесмена, учредителя «Тинькофф-Банк» Олега Тинькова: «В России не было ни одного ВУЗа, способного дать должное бизнес образование». Поэтому можем склониться к мнению, что предприниматели больше не знают о необходимости перехода к новым уровням, чем не желают. Также это подтверждает тот факт, что при наступлении кризисной ситуации в компании «АвтоВаз» в совет директоров были приглашены не российские специалисты, а зарубежные в качестве антикризисных менеджеров.

Все же не стоит полностью соглашаться с высказыванием Олега Тинькова. В последнее время множество ВУЗов России дают хорошие бизнес знания молодым предпринимателям. Из них можно выделить: Высшая школа менеджмента СПбГУ; Институт бизнеса и администрирования РАНХиГС; Институт бизнеса и экономики и т.д. Все больше ВУЗов открывают направления «Бизнес-информатика» и готовит специалистов, основная задача которых является анализировать и оптимизировать бизнес-процессы предприятия.

Хочется отметить, что большинство крупных российских компаний (государственных или частных) принадлежит взрослым людям, выходцам из Советского Союза, получивших Советское образование. Как известно ни о каком бизнес образовании в Советском Союзе и речи быть не может. Так вот, есть мнение, что данные люди просто не смогли или не успели вовремя перестроиться под жесткие реалии рынка и сейчас пытаются гнуть свою палку, но ничего у них не выйдет. Таковы жесткие реалии рынка!

Список литературы

http://www.intuit.ru/studies/courses/497/353/lecture/8417

Стратегический менеджмент: учебник / П.А. Михненко, Т.А. Волкова, А.Л. Дрондин, А.В. Вегера - Москва : Университет «Синергия», 2017. - 305 с.

Просмотров работы: 253