РОЛЬ КУЛЬТУРЫ И ЭВОЛЮЦИИ В РАЗВИТИИ И СТАНОВЛЕНИИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РОЛЬ КУЛЬТУРЫ И ЭВОЛЮЦИИ В РАЗВИТИИ И СТАНОВЛЕНИИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Минова Д.А. 1, Костинекова Ю.Н. 1
1Ставропольский филиал МПГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция территориального объединения народностей, усиливается стремление людей к знакомству и общению с представителями различных культур. Несмотря на глобализацию инновационных технологий и средств коммуникации, живое общение не теряет своей актуальности, приобретая в то же время особую специфику. Основные компоненты межкультурного общения – это уважение к представителям различных культур, толерантность и преемственность между традициями, присущими тому или иному обществу. В связи с этим возрастает потребность в изучении языковых особенностей, черт поведения и невербального общения. Так как изучение устной речи как правило занимает какое-то время и связано с трудностями, невербальное общение заслуживает более подробного рассмотрения.

Невербальная коммуникация – это общение между индивидуумами без использования слов и иных речевых средств. В случае такого общения, инструментом сторон становится собственное тело. На данный момент становление и развитие навыка невербальной коммуникации рассматривается с двух позиций: эволюционной и культурной. Оба компонента играют важнейшую роль в процессе освоения человеком навыка невербальной коммуникации. Эволюционный аспект её зарождения вступил в силу задолго до появления письменности и привычной нам речи. С древнейших времен первые представители Homo sapiens использовали для общения простейшие слоги и звуки, подкрепленные жестами, мимикой, изменением положением тела. В те времена подобные инструменты коммуникации имели в основном эмоциональную окраску, присущую всем представителям вида. Именно этим можно объяснить схожесть многих элементов невербальной речи у народов, живущих на отдаленных друг от друга территориях. Однако, вместе с развитием центральной нервной системы, расширением круга деятельности человека развивался и его речевой аппарат, который задействовался повсеместно. Появлялась потребность в использовании более сложных речевых конструкций, умении выражать абстрактные понятия. Невербальная речь не отставала от словесной и вскоре разделилась вместе с появлением различных языковых групп [3].

В то время активно начинают развиваться национальные культуры поведения и традиции различных народов, которые находят свое отражение в их невербальной речи. Так, типичный в России и во Франции жест «палец у виска», указывает на глупость или неуместность сказанного собеседником, в то время как в Голландии его применяют, чтобы указать на исключительный ум говорящего. Известный всем жест сложенных колечком пальцев в большинстве стран означает: «о’кей», «отлично» или «всё в порядке», однако в Японии этот жест применяется в разговоре о деньгах, во Франции означает «ноль», а мальтийцы могут воспринять его как оскорбление. Даже незначительные изменения в жестах могут привести к их разночтению, как, например, сложилось в Англии с жестом из двух пальцев, указательного и среднего, разведенных и поднятых вверх. Если при этом ладонь повернута к собеседнику, это - оскорбление. Если ладонь повернута к себе, то это выражение радости (первая буква английского слова «victory» - победа) [1].

Особого внимания также заслуживает и организация свободного пространства между собеседниками. Исследованиями в данной области занимается раздел социальной психологии – проксемика. Впервые особенности пространственного и знакового общения начал исследовать американский ученый – антрополог и психолог Эдвард Холл. По его словам, каждый человек стремится обладать своим личным физическим пространством, а также самостоятельно его организовывать [2]. Самое близкое к человеку пространство он обозначил как «интимная зона». В неё, как правило, человек допускает только близких людей, так как она позволяет людям беспрепятственно прикасаться друг к другу. Вторжение в нее малознакомых персон вызывает стресс и может даже спровоцировать враждебность. Этот механизм также сложился в результате эволюции, так как человек инстинктивно стремится к безопасности, и самое ближайшее к нему пространство он всегда может держать под контролем.

Однако, даже в этой области велико влияние культуры. У жителей многих арабских стран, Средиземноморья и Латинской Америки размеры пространства общения меньше, чем у жителей Западной Европы, Австралии и Северной Америки. В Бразилии, например, считается совершенно нормальным беседовать в личной и интимной зоне, а арабы через прикосновения к собеседнику выражают свое уважение и доброжелательность, но это доставляет немалый дискомфорт приезжим американцам или западноевропейцам. А социальная дистанция русских меньше, чем у американцев, которые несмотря на дружелюбную улыбку, всегда стараются сохранять дистанцию, но больше, чем у латиноамериканцев [4, 3].

Немало различий может наблюдаться у представителей различных культур и к использованию правой или левой руки. Японцы и арабы, например, считают левую руку нечистой, и могут воспринять как оскорбление жест левой рукой по отношению к себе. Интересно, что во многих культурах левая рука издавна ассоциировалась с воровством и неискренностью. [4]

Совсем иное отношение людей к мимике. Ни смотря на то, что излишняя эмоциональность или ее отсутствие при разговоре по-разному воспринимаются в различных культурах, сами жесты интерпретируются собеседниками в основном одинаково. Это объясняется участием эволюции в формировании мимических единиц общения, зачастую их неосознанности и тем, что людям в принципе присущ один и тот же спектр чувств и эмоций. Так, искренняя улыбка во всех уголках земного шара означает доброжелательность и позитивный настрой собеседника, однако слишком частое ее использование может насторожить, например, русского человека, который привык улыбаться хорошо знакомым людям или только в подходящей ситуации. В США подобную особенность поведения могут воспринять как невоспитанность, в то время как в России повсеместная улыбка может ассоциироваться с неискренностью и даже скрытой враждебностью [6].

Также при общении человек очень чутко воспринимает позу говорящего, скорость и резкость его жестов, стиль и опрятность одежды. Во всех странах и обществах людей встречают «по одежке». Аккуратность и хорошо подобранные цвета производят хорошее впечатление на собеседника и вызывают расположение. Походка человека может многое рассказать о распорядке его дня, состоянии здоровья и даже о принадлежности к тому или иному темпераменту. А закрытость или открытость позы указывает на отношение собеседника к говорящему [5].

Таким образом, можно сказать, что невербальное общение с момента его зарождения пережило огромное количество изменений, сохраняя в то же время, черты, присущие каждому человеку. Ни смотря на разночтение многих жестов и черт поведения, оно помогает нам понять друг друга, вне зависимости от культурных традиций и языка. В настоящее время язык жестов стал не просто неотъемлемой частью культур всех народов, но и приобрел свою собственную область разработки и применения в сурдокоммуникации. Также многие исследователи в области социальной психологии пришли к выводу, что устная речь используется нами лишь для выражения 20-40% информации, а остальные 60-80% собеседник способен считать с нашей мимики, позы и других неосознанных движений тела. Невербальная коммуникация прочно внедрилась в информационный обмен глобального социума, она постоянно развивается и меняется вместе с нами, и потому исследования в данной области заслуживают особого внимания.

Список источников:

https://mylektsii.ru/5-112402.html

https://www.aum.news/psikhologiya/4792-lichnoe-prostranstvo

https://students-library.com/library/read/2061-kulturnye-razlicia-neverbalnyh-sredstv-obsenia

https://ozlib.com/800645/literatura/nekotorye_tipichno_rossiyskie_sredstva_neverbalnogo_obscheniya#871

Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А.: Социальная психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. М: Аспект Пресс, 2003.

Багдасарова Н. А.: Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМОМИД РФ, 2006. — МГИМО-Университет, 2006.

Просмотров работы: 319