РОЛЬ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РОЛЬ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Бажукова О.А. 1, Шамсудинова З.А. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развития всего общества.

Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Изучением межличностных отношений в семьях развивающегося ребенка занималась большая группа ученых (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, М.И.Лисина, А.С. Спиваковская). Исследованию же проблем семьи, межличностных отношений в семьях, имеющих аномально развивающихся детей, посвящено сравнительно немного работ.

Анализ отдельных проблем семьи аномального ребенка изложен в трудах Т.Г. Богдановой, Н.В. Мазуровой, Т.А. Добровольской, В.В. Ткачевой, И.И. Мамайчук, В.Л. Мартынова, Е.М. Мастюковой, М.М. Семаго, В.В.Юртайкина, О.Г. Комаровой и др. Авторы обращают внимание на различные стороны сложных процессов взаимодействия аномального ребенка с окружающими, восприятия этого ребенка близкими для него людьми и развития самого ребенка как личности.

Целенаправленного изучения такого рода отношений в семьях, имеющих умственно отсталого ребенка, до настоящего времени не проводилось. Необходимо подчеркнуть один важный аспект, заключающийся в том, что семья играет важную роль в адаптации и интеграции ребенка в общество.

Своевременно полученная родителями информация о специалистах, учреждениях, знание положения Л.С.Выготского о наличии общих закономерностей нормального и аномального развития, формирование нормативного (социально-приемлемого) поведения у умственно отсталых школьников протекает по тем же законам, которые определяют развитие нормально развивающегося ребенка помогут родителям по другому взглянуть на своего ребенка с ограниченными возможностями развития.

Основываясь на все это, нами было проведено экспериментальное исследование, в основу которого легли следующие методы: метод изучения медицинской и психолого-педагогической документации; метод наблюдения; метод тестирования по батарее методик; методы математической обработки данных. Определено направление деятельности психологов и педагогов по формированию правильных моделей поведения у родителей по отношению к своему ребенку. Создан родительский клуб.

Анализ результатов исследования по изучение проблемы влияния семьи на развитие личности ребенка с интеллектуальным недоразвитием позволил нам прийти к следующим выводам.

В представленном исследовании первоначально были исследованы особенности эмоционального восприятия внутрисемейных отношений и степени социально-психологической защищенности умственно отсталого ребенка. По результатам выполнения методики «Кинетический рисунок семьи», испытуемые были распределены по четырем группам в соответствии с компонентом благополучия в особенностях эмоционального отношения внутри семьи.

Данные распределились следующим образом: высокий уровень эмоциональных связей в семье на фоне благополучной системы внутрисемейных отношений у 9% учащихся; высокий уровень эмоциональных связей в семье на фоне воспитания по типу «кумир семьи» – 4% данной выборки; средний уровень эмоциональных связей в семье - 53% выборки; низкий уровень эмоциональных связей в семье – 34% учащихся.

Данные, полученные по результатам ДДЧ демонстрируют средний уровень психологической защищенности, в своих рисунках отражают средний уровень эмоциональных связей в семье.

Учащиеся, которые по результатам ДДЧ демонстрируют низкий уровень психологической защищенности и ярко выраженную враждебность к окружающим, в своих рисунках отражают низкий уровень эмоциональных связей в семье.

Результаты методики «Тест - опросник родительского отношения Я. Варги и В. Столина» показали, что основной тенденцией родительского отношения является непринятие, неуважение и недоверие родителей к своему ребенку. Эмоциональная депривация, частые физические наказания приводят к агрессии детей против своих родителей. Субъективная оценка степени социально-психологической защищенности ребенка имеет прямую зависимость от уровня эмоциональных связей в семье. Чем выше уровень эмоциональных связей и принятие ребенка в семье, тем выше степень социально-психологической защищенности ребенка.

Таким образом, следующий этап исследования заключался непосредственно в работе с родителями, которая проводилась с использованием методов активного социально-педагогического обучения в группах. В ходе работы родительских групп им сообщались сведения об особенностях воспитания и развития их детей, обсуждались различные педагогические ситуации, как из литературных источников, так и из их личного опыта, анализировалось и моделировалось поведение родителей.

В ходе обсуждения различных проблем внимание родителей акцентировалось на имеющиеся ресурсы и возможности для позитивного взаимодействия с умственно отсталым подростком в семье. Им были предложены методические рекомендации для совершенствования процесса семейного воспитания. Многие приходили для индивидуальных бесед по поводу повышения эффективности воспитания ребенка в семье.

Формирование различных моделей поведения, как в обычных, так и во фрустрирующих ситуациях, позволило выработать у родителей умственно отсталых детей более адекватные способы реагирования. Это способствовало оптимизации процессов общения, снизило количество конфликтов в семье и позволило выработать более рациональные варианты поведения.

Литература:

Бажукова О.А. Коррекция дезадаптивного поведения умственно отсталых подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - СПб., 2007.

Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого ребенка.– М.: Просвещение, 1987.

Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М.,2002.

Маллаев Д.М. Психолого-педагогические предпосылки по восполнению дефицита нравственного и физического развития слепых и слабовидящих детей в игре// Дефектология, 1993. №4. С.56-61.

Специальная педагогика /Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб., 2006.

Омарова П.О., Салахбекова А.Н. Роль семьи в социализации личности ребенка с отклонениями в развитии // Вопросы гуманитарных наук, 2005. №4. С.67-70

Просмотров работы: 51