СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН) - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

Маллаев Д.М. 1, Джалакова Д.С. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В Дагестане насчитывается около 27 тысяч детей-инвалидов. Наличие безработицы, экстремальной и депрессивной обстановки влияет на рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Это предопределяет важность социально-психологической работы с такими детьми.

Ограниченные возможности здоровья у таких детей означают существенное ограничение жизнедеятельности, способствующее социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении и овладении в будущем профессиональными навыками.

Освоение особыми детьми социального опыта, включение их в систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Разработка и проведение мероприятий с целью повышения ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, а также усовершенствование социально-реабилитационной деятельности может внести большой вклад в развитие науки. Разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей и сущности процесса социальной реабилитации. Правильно подобранный комплекс мер реабилитационного характера обеспечит положительный процесс адаптации индивида в общество.

Таким образом, социально-психологическая работа с детьми с ограниченными возможностями — одна из наиболее важных и трудных задач современных систем психологической помощи и социального обслуживания в рамках образования.

Результаты проведенного нами теоретического анализа позволили нам прийти к выводу, что одним из самых актуальных направлений в психологии как в России, так и во всем мире, является психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии и формирование социальной компетентности.

Такое внимание объясняется рядом причин: увеличением удельного веса перинатальных повреждений нервной системы в структуре детской заболеваемости; патогенетической ролью ранних мозговых повреждений в биологической и социальной дезадаптации детей на последующих возрастных этапах; усилением гуманистических тенденций в обществе.

Разработка и апробация направлений психолого-педагогического сопровождения социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях в полиэтнической образовательной среды позволили нам выделить основные направления работы.

Психолого-педагогическое влияние, направленное на развитие конкретных социальных навыков у ребенка. В контексте этих проблем разработан целый ряд социальных навыков, которые позволяют ребенку понять сложное искусство - успешно жить в мире и согласии с самим собой и с другими. Это прежде всего позитивные навыки взаимодействия, разрешение конфликтов, совершенствование методов успешной коммуникации, формирование социальной адекватности, социальной чувствительности, саморегулирующиеся, самоанализ. 

Работа с семьей. Эта работа заключается в повышении компетентности родителей и необходимо создания благоприятных условий для развития и воспитания детей.

Работа с психолого-педагогическим коллективом и создание оптимальной образовательной среды. Мы считаем, что, несмотря на особенности развития детей, в психолого-педагогическом сопровождении социально-дезадаптированного ребенка все же необходимо опираться на личную активность ребенка, на его резервные возможности к формированию образа «Я» как активного субъекта деятельности.

Работа с общественностью. Был разработан опросник и проведено социологическое исследование на предмет отношения общества к лицам с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, мы считаем, что предложенные и апробированные направления психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях в условиях полиэтнической образовательной среды в рамках проблемы социализации паралелльно решает и другую задачу - коррекцию социально-дезадаптивного поведения детей с ОВЗ, которые должны осуществляется по четырем основным векторам воздействия: ребенок, родитель, учитель, среда. Дополнительным фактором, объединяющим эти векторы, является их результирующее взаимодействие.

Литература:

Бажукова О.А. Коррекция дезадаптивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью: Дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2007.- 209с.

Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М., 2002.

Пилипко Н., Чибисова М. Тематические встречи // Школьный психолог, 2014. №9. С. 22-25.

Уфимцева Л.П., Трубачева Т.П., Семенайт Н.А. Образовательная среда как ведущий фактор социализации воспитанников-сирот с нарушениями интеллекта // Дефектология, 2002. №4. С. 57-63

Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения – М.:, 2012.

Просмотров работы: 7