ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ОТ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ОТ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Маллаев Д.М. 1, Магомедов З.М. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях развития российского общества одной из наболевших проблем становится рост числа правонарушений несовершеннолетних, появление большого количества беспризорных детей, увеличение девиаций поведения в подростковой среде (особенно связанных с насилием и жестокостью). Это приводит к тому, что поиск путей психолого-педагогической профилактики подростковой безнадзорности, детерминированного различными социобиологическими факторами, становится предметом междисциплинарной научной рефлексии.

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. Максимальный прирост числа правонарушений в этой возрастной категории наблюдался в середине 90-х годов. В настоящее время произошла стабилизация подростковой преступности на относительно высоком уровне, однако сохраняются тревожные тенденции: большое количество агрессивно-насильственных преступлений, в том числе тяжких, в женской подростковой популяции, а также среди детей и подростков до 14 лет. При этом, тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер [6].

В качестве критерия позволяющего отнести поступок к разряду «отклоняющихся», выступает норма, следовать которой требуют с помощью юридических, дисциплинарных или моральных санкций [1].

Юридическая норма имеет наиболее четкую форму выражения. В нашей стране правоответственность за наиболее тяжкие преступления начинается с 12 лет, за наиболее тяжкие проступки начинается с 14 лет, а затем постепенно, до достижения 18-летнего возраста охватывает все уголовно-правовые предписания. Например, в каком бы возрасте человек ни взял чужую вещь, он по-житейски может быть назван вором, однако для того, чтобы его поступок был официально квалифицирован как воровство, необходимо, чтобы он достиг 14-летнего возраста [2; 7].

Как отмечает В.В Романов (1998), современная криминология отвергает наличие у человека каких-то особых генетически запрограммированных, наследственно передаваемых от поколения к поколению наклонностей к нарушениям закона, совершению преступлений. Как говорил о формировании личности А.Н.Леонтьев, можно точно также сказать и о людях, совершающих преступление: преступниками не рождаются — преступниками становятся. Однако, как справедливо замечают Ю.М.Антонян и С.В. Бородин (1967), «признание социального характера причин преступного поведения в целом вовсе не означает игнорирования биологических особенностей человека, его психической сферы и патологии в ней» [7].

Многие ученые, объектом исследования у которых являлись преступники, отмечают, что психические аномалии часто способствуют противоправному поведению, поскольку «препятствуют усвоению социальных норм, регулирующих поведение людей, затрудняют получение высокой квалификации и образования, выполнение отдельных социальных ролей». У человека, имеющего аномалии, отсутствуют навыки адаптации к сложившимся условиям. А неудовлетворенные в силу этого потребности постоянно провоцируют состояние фрустрации с сопутствующей ей агрессивностью, расторможенностью эмоционально-волевых процессов, снижением самоконтроля.

Таким образом, отклоняющееся - девиантное поведение можно рассмотреть с двух позиций. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении [2]

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК.

Однако подростки могут проявлять большую делинквентную активность и тем причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних [4].

Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска [3].

Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции.

Во-вторых, пограничность и неопределённость социального положения подростков.

В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и самоконтроль ещё не сложились или не окрепли.

Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины - недостаток воспитания, прежде всего. От 30 до 85% делинквентнтных подростков вырастают в неполной семье, т.е. без отца, или в семье деформированной – с недавно появившимся отчимом, реже, с мачехой [3].

Росту делинквентности среди подростков сопутствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки.

Особенно заметны эти явления у подростков с незначительными отклонениями в умственном развитии, которые остаются в обычных школах, поскольку не подходят для учебы в соответствующих спецшколах для умственно отсталых детей. В результате они, будучи не в состоянии справиться с общими требованиями, предъявляемыми ко всем обучаемым, оказываются, особенно в старших классах, в положении постоянно порицаемых за низкое качество учебы, недобросовестное отношение к выполнению заданий и т.д. А это в свою очередь вызывает у них чувство враждебности к окружающим, формирует агрессивные, антиобщественные установки.

Мотивационный потенциал таких лиц обычно характеризуется своей обедненностью, направленностью на удовлетворение сиюминутных потребностей (по принципу «здесь и сейчас»), среди которых доминирующую роль играют мотивы психопатической самоактуализации [2].

Таким образом, современная подростковая преступность представляет собой комплекс проблем, среди которых наряду с социальными и педагогическими важное место занимают психологические и медицинские. Как известно, в условиях кризиса наиболее подверженными неблагоприятным влияниям становятся представители групп риска, как социального, так и медицинского. Подростковый же возраст сам по себе является критической фазой жизни человека. Описанные обстоятельства создают почву для социально отклоняющегося развития молодого человека и аномального формирования его личности. Многоаспектность этой проблемы делает необходимым комплексный подход к вопросам профилактики правонарушений и коррекционных мер по отношению к совершающим их подросткам.

Литература:

Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних - Свердловск, 1985

Бажукова О.А. Коррекция дезадаптивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью: Дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2007.- 209с.

Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения, СПб, 1997.

Кон И. С. Психология ранней юности.- М., 1989

Кон И. С. Психология старшеклассника. - М., 1980

Пеунова Е.В., Ярославский областной детский психиатрический диспансер Взаимосвязь предметных, эмоционально-образных значений и социальной адаптации старших школьников (14-17 лет). – Пеунова Е. htm

Романов В.В. Юридическая психология: Учеб. М.: Юристъ,1998

Шипицына Л.М., Иванов Е.С. Нарушения поведения учеников вспомогательной школы, Уэлс, Великобритания, 1992.

Просмотров работы: 2