ПРИЧИНЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРИЧИНЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Магомедова Е.Э. 1, Линник А.В. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

XXI век принес множество изменений в нашу жизнь. И, наверное, самым широкомасштабным событием стало стремительное внедрение интернета во все сферы человеческой жизни. Интернет, как всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации, значительно расширил свои функциональные возможности. Он, словно вирус, стремительно захватывает все новые и новые пространства. Теперь это не просто источник информации – это целая сеть услуг: всемирная паутина (веб-форумы, блоги и Вики-проекты), интернет-магазины, интернет-аукционы и интернет-реклама, электронные платёжные системы, социальные сети и электронная почта, группы новостей, интернет-радио, интернет-телевидение и IP-телефония, мессенджеры и поисковые системы, удалённые терминалы и удалённое управление, многопользовательские игры. Основные области использования интернета – это электронный бизнес, средства массовой информации (электронные библиотеки), общение (интернет-форумы, блоги и социальные сети). Развитие Интернета способствует все большему распространению такой формы занятости как удалённая работа. В течение пяти лет Интернет достиг аудитории свыше 50 миллионов пользователей.

Буквально за последнее десятилетие интернет прочно вошел в жизнь и стал неотъемлемой частью жизни для большинства населения. С уверенностью можно сказать, что любой современный человек хоть раз в день, для общения, работы или просто поиска нужной информации посещает сети всемирной паутины. Невозможно оспорить и тот факт, что интернет имеет огромное значение в современном мире и приносит большую пользу человечеству: как неиссякаемый источник информации, удобный и доступный способ приобретения навыков и знаний, как незаменимый помощник в работе и бизнесе, как средство проведения и планирования досуга, как место для знакомств и способ поддержания связи.

Войскунский А.Е. считает, что с психологической точки зрения, человеческая активность в Интернете подчинена удовлетворению трех основных видов потребностей:

- коммуникативной (примеры — электронная почта, синхронные и асинхронные «чаты», конференции, листы рассылки, ньюсгруппы, «гостевые книги», форумы и т.п.),

- познавательной (примеры — навигация по Сети, чтение сетевой прессы, поиск конкретной информации или знакомство с текущими новостями, дистантное образование, выявление уязвимых веб-серверов с целью последующего «взлома» и т.п.)

- игровой (примерами могут служить индивидуальное сражение с удаленным компьютером в традиционные спортивные игры типа шахмат, го и др., сражение в групповые традиционные азартные игры типа карточных, традиционная игра в шахматы, карты и др. с реальными партнерами посредством Интернета, индивидуальная или групповая игра в не имеющие традиционного аналога компьютерные игры — как азартные, так и интеллектуальные, игра в групповые ролевые игры и т.п.).

К этим видам активности сводятся в конечном счете другие виды деятельности посредством Интернета: к примеру, часто обсуждаемый в популярных и научных изданиях «электронный флирт» или распространенные в Интернете попытки изменения идентичности — это общение, причем с несомненными элементами игры [1].

Но наряду с множеством преимуществ, использование интернета имеет последствия негативного характера. Интернет зависимость часто искажает реальную действительность, полностью заменяя онлайн просторами.

Для обозначения феномена навязчивого стремления использовать Интернет и избыточное пользование им, проведение большого количества времени в сети, в 1995 году нью-йоркским психиатром А. Голдбергом был предложен термин «Интернет-зависимость» (синонимы: интернет-аддикция, нетаголизм, виртуальная аддикция, интернет-поведенческая зависимость, избыточное /патологическое применение Интернета).

Обсуждение феномена интернет-аддикции началось в середине 90-х годов прошлого века. Основу психологического изучения этого феномена заложили клинический психолог Кимберли Янг и психиатр Айвен Голдберг.

Расстройство было описано в 1995 году, позднее он ввёл также диагностические критерии этого расстройства.

Изучая литературу, часто сталкиваемся с утверждением о культурной и психологической трансформации под влиянием Интернета.

И публика, и специалисты, прежде всего, обращают внимание на негативные аспекты применения людьми — в особенности детьми и подростками — Интернета. К примеру, широко обсуждаются такие последствия, как Интернет-аддикция, хакерство, аутизация, «игровая наркомания» и др.

Высказываемые претензии к сервисам Интернета трудно признать оправданными. Хорошо известно, что орудие деятельности само по себе нейтрально и допускает самые разнообразные способы его применения, в том числе неадекватные и негативно оцениваемые актуальной культурой.

На основании проведенной аналитической работы отечественных и зарубежных специалистов, мы приходим к выводу, что воздействие Интернета на психику имеет принципиально амбивалентный характер, т.е. может способствовать как «позитивному», так и «негативному» развитию высших психических функций.

Из вышесказанного следует вывод, что психологическое изучение опосредствованной Интернетом деятельности является актуальной и перспективной исследовательской областью. И такие исследования набирают силу.

К. Янг считает, что в процессе развития интернет-зависимости наблюдается ряд стадий, в ходе которых вначале происходит знакомство и заинтересованность Интернетом и его основными возможностями. Следом Интернет заполняет собой значимые сферы жизни личности, и как следствие начинается процесс переноса жизненных целей личности из реальной жизни в виртуальную. Данный перенос способствует быстрому формированию зависимости, благодаря широкой доступности ее объекта, возникновения эмоционального подъема от результатов собственных действий, создания иллюзии сохранения контроля за своими действиями и их последствиями. Формируемая зависимость проявляется в непреодолимом желании проверить чат, социальную сеть, электронную почту, предвкушении следующего сеанса выхода в Интернет, увеличении времени, проводимого онлайн.

По утверждению К. Янг стадия интернет-зависимость определяется потерями в реальной жизни, а не количеством времени, проведенного в Интернете. Развитие интернет-зависимости носит разрушающий характер, что отражается на многих существенных сторонах жизни, таких как участие в приятельской компании и жизни семьи, полноценный сон, выполнение повседневных обязанностей, занятия спортом, хобби, чтение книг, просмотр телепередач, социальные контакты [7].

Р. Дэвис определил две формы интернет-зависимости: специфическое и генерализованное патологическое использование Интернета. Первая форма определяется как зависимость от какой-либо специфической функции Интернета (виртуальные аукционы, продажа акций, гемблинг). Вторая форма представляет собой неспециализированное, многоцелевое избыточное пользование Интернетом и включает проведение большого количества времени в сети без ясной цели (общение в чатах, зависимость от электронной почты, просмотр ленты новостей), то есть в значительной степени связана с социальными аспектами Интернета.

Исследуя психологические характеристики личности интернет-зависимых подростков, А.Ю. Егоров, Н.А. Кузнецова и Е.А. Петрова выявили, что среди них преобладают подростки с шизоидным, истероидным, лабильным и эпилептоидным типами акцентуаций. Преобладание шизоидных акцентуантов среди интернет-зависимых подростков авторы объясняют особенностями деятельности в сети Интернет.

По мнению авторов, именно фрустрированность потребностей подростков в реальном мире и огромным желанием реализовать свои истероидные черты в виртуальном мире посредством онлайн знакомств, т.к. у них доминирует потребность в близком общении, которое они не могут реализовать в реальном мире из-за застенчивости и несмелости, приводит к большому количеству интернет-зависимых подростков с истероидной акцентуацией.

Такие подростки низкоадаптивны и застенчивы, что является препятствием для нахождения близких людей и налаживания тесных доверительных взаимоотношений как со сверстниками, так и со взрослыми.

С точки зрения исследователей, удовлетворение потребностей интернет-зависимых подростков в поддержке, одобрении, общении смещается из рамок повседневной жизни в жизнь виртуальную. У интернет-зависимых подростков наблюдается снижение самооценки, самоинтереса, выраженности интегрального чувства за / против своего «Я» и повышение уровня самообвинения. С точки зрения авторов, для интернет-зависимых подростков измененное самовосприятие является желаемым и одобряемым им и виртуальным сообществом, с которым они активно взаимодействую [2].

В настоящее время, когда интернет является одним из основных источников информации, необходимым умением является грамотное использование этой информацией по назначению и не стать заложником виртуальной реальности, потеряв интерес к реальной жизни. Нельзя сказать, что каждый человек становится заложником компьютерных технологий. Не следует недооценивать некоторые факторы, провоцирующие интернет-зависимость, аналогичные алкогольной или наркотической зависимости. К ним можно отнести семейные проблемы, недостаток внимания, любви, заботы, участия со стороны родителей. И не получая всего этого, подросток ищет поддержку, признание и отвлеченность от повседневной жизни в виртуальном мире.

Список использованной литературы

Войскунский А.Е. Интернет — новая область исследований в психологической науке.

Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости / А. Ю. Егоров. -СПб.: Речь, 2007.

Магомедова С.Ш., Омарова П.О. Модель профилактики наркомании в общеобразовательной школе //Фундаментальные исследования. 2014. № 11-10. С. 2258-2262.

Омарова П.О., Магомедова С.Ш. Педагогическая профилактика зависимого поведения детей и молодежи // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 386.

Психология и лечение зависимого поведения /Под ред. Скотта Даулинга. М., 2000.

Шиянов Е.Н. Интернет-зависимость и ее профилактика у студентов: учебно-методическое пособие / Е. Н. Шиянов, М. И. Дрепа. - Ставрополь, 2009.

Янг, К. С. Диагноз - интернет-зависимость / К. С. Янг // Мир Интернет. - 2000. - № 2. - С. 24-29.

Просмотров работы: 40