ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ СО СТОРОНЫ ГЕНПОДРЯДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ СО СТОРОНЫ ГЕНПОДРЯДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Моисеенков М.Н. 1
1ФГБОУ ВО "Ивановский государственный политехнический университет" Иваново, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Организация контроля за строительством - один из способов контроля качества строительства. Как правило, он начинается одновременно с началом строительства и завершается в момент сдачи в эксплуатацию [2].

Мероприятия по организации и проведению строительного контроля и полученные результаты в обязательном порядке проводятся в соответствии с положениями действующих нормативов и законодательных актов.

Основными действующими законодательными, подзаконными и ведомственными документами, регламентирующими вопросы организации строительного контроля, в которых содержатся требования к лицам, привлекаемым для его осуществления, являются:

ГрК РФ, введён в действие законом № 190-ФЗ от 29.12.04 (актуальная редакция содержит изменения, внесённые 03.08.18).В 53 статье Кодекса сказано, что при осуществлении строительства, иных работ (реконструкция, ремонт) на ОКС все проводимые операции должны подвергаться контролю. Его задача - проверка соответствия качества проводимых работ требованиям имеющейся проектной документации, ТР, иных законодательных и нормативных документов.

ГК РФ. Часть II. Введена 26.01.96 законом № 14-ФЗ (действующая версия датирована 29.07.18).Согласно ст. 749 настоящего документа заказчик имеет право передать права и обязанности по контролю строительства третьему лицу. «Положение», введённое 21.06.10 правительственным постановлением за номером 468. Пунктом 3 данного «Положения» установлено, что при осуществлении строительства здания (иных работ), проводимых на объектах ОКС(капитального строительства) заниматься строительным контролем имеет право (обязана) одна из следующих организаций:

являющаяся подрядчиком;

выступающая в качестве заказчика;

имеющая статус застройщика [4].

Разрешено возлагать обязанности по контролю за ведущимся строительством на фирму, выполнявшую проектные работы, либо на 3-е лицо, выполняющее роль внешнего аудитора. Согласно положениям документов работы, осуществляемые при проведении строительного контроля, являются обязательным, так как они гарантируют заказчику безопасность строящихся объектов.

«Положение» (СДОС-03-2009), принятое 20.07.09 решением НСЕСОС за № 30-БНС.

Свод правил, утверждённый приказом № 781 Минрегиона РФ от 27.12.10. Номер документа – 48.13330.2011 (действующая редакция от 26.08.16).

Приказ Минрегиона РФ № 624, от 30.12.09 (с изменениями на 14.11.11).

Приказ Минстроя России № 98/пр, от 19.02.16 (утверждено Положение, регулирующее организацию такого вида надзора, как авторский).  

Во всех крупных строительных организациях предусмотрено наличие специального штатного подразделения, сотрудники которого привлекаются для осуществления строительного контроля [5].

Если его нет, необходимо привлечение 3-его лица, для контроля строительства. При этом оно не должно находиться под контролем генерального подрядчика либо инвестора.

К осуществлению строительного контроля привлекаются разные исполнители. Привлечённому лицу поручают выполнение мероприятий по организации конкретного набора действий (проверка соответствия состояния объекта положениям строительной документации).

Заказчик строительства обладает возможностью передать свои права по осуществлению строительного контроля, выбранному 3-ему лицу [1].

Подрядчик, им выполняются необходимые действия, предусмотренные текущим контролем, проводимым на конкретном объекте строительства:

Осуществляется проверка завозимых на строительную площадку стройматериалов и различного оборудования.

Выполняется контроль обработки доставленных материалов, имеющие условия хранения.

Проводится проверка реализации всех требований технологических процессов.

Данные задачи решаются подрядчиком силами организации (самоконтроль). Вопросы, касающиеся мероприятий приёма-сдачи, решаются им совместно с представителем заказчика. К подобным мероприятиям принято относить:

Освидетельствование работ, относящихся к скрытым.

Приёмку определённых этапов строительства (например, видов завершённых работ).

Проверку строения, строительство которого завершено.

Застройщику поручается организация выполнения комплекса мер по контролю строительной деятельности подрядчиков [6].

Задачи:

Контроль и проверка объёмов выполненных работ, а также соблюдение плановых сроков их завершения.

Контроль имеющейся на объекте строительной документации (обращается внимание на полноту её заполнения подрядчиком).

Оценка соблюдения требуемых сроков плановых проверок, полноты их проведения.

Застройщик вместе с представителем подрядчика должен осуществлять приёмку отдельных выполненных блоков строительства определённых видов работ. Они обязаны следить за осуществлением всех скрытых работ, а также осуществлять контроль состояния объекта после завершения строительства в плане его соответствия положениям имеющейся документации. В рамках организованного строительного контроля, заказчик осуществляет комплекс мероприятий по организации решения задач, аналогичных стоящим перед застройщиком. С одним отличием, проверки данным лицом проводятся более детально и углубленно. Он может осуществлять их ежедневно либо периодически [3].

Проектировщик. Эта категория проверяющих осуществляет авторский надзор за возведением объекта. Эта форма обязательным контролем не является, и выполняется исключительно по желанию заказчика.

Решаемые задачи:

Оценка соответствия возводимого объекта имеющимся проектным решениям.

Контроль полноты организации выполнения технологических операций.

Осуществление комплекса мер по контролю используемых при строительстве материалов с точки зрения их соответствия проекту.

Проектировщик контролирует работы от имени лица, заключившего с ним договор на авторский надзор (заказчика). Надзорный орган (аутсорсер) это сторонняя организация, специализирующаяся на выполнении строительного контроля. Её представители действуют в интересах и от имени своего заказчика.

Деятельность сторонних организаций достойна более детального рассмотрения. Они привлекаются к организации контроля, если заказчик (например, застройщик) не способен на необходимом профессиональном уровне организовать комплекс мероприятий, способствующих всестороннему контролю работ, проводимых на строящемся объекте.

Даже имея свой отдел строительного контроля со штатом, укомплектованным квалифицированным персоналом, рекомендуется использовать строительных аудиторов. Они в подобных случаях выполняют обязанности независимых экспертов.

Для подтверждения данной рекомендации можно привести сложившуюся в строительстве практику - привлекать сторонние лаборатории для проверки качества бетона, применяемого для строительства фундамента (даже если на него имеется паспорт качества, выдаваемый производителем) [5].

Данное решение позволяет выявить имеющиеся факты корпоративного мошенничества, допущенные в рамках идущего строительства. А это экономия средств компании. И, зачастую, немалых.

Если компания прибегает к самостоятельному строительству достаточно редко, сторонние контролёры, это оптимальное решение, позволяющее избежать целого ряда проблем:

Использования неоптимальных, либо неграмотно выполненных проектов;

Строительства с отклонениями от имеющегося проекта;

Низкого качества работ;

Срывов согласованных сроков;

Применения материалов, которые не предусмотрены проектной документацией, или относящихся к более низкой ценовой категории (по сравнению с проставленной в смете).

То есть аудит, осуществляемый в рамках строительства, позволяет получить объективную комплексную оценку деятельности, осуществляемой подрядчиком.

Это помогает заказчику:

избежать, при формировании бюджета, направляемого на строительство, его превышения;

получить объективную оценку экономической целесообразности формируемых объёмов финансирования;

выявить их нецелевое использование.

При проведении аудита существуют отличия строительного аутсорсинга от любого иного, обусловленные такими специфическими особенностями строительства, как:

значительные сроки проведения работ;

специфика сезонного строительства;

присущее им многообразие.

Не исключаются продолжительные технологические перерывы, требующие консервации стройки.

Главными задачами строительных аудиторов являются:

гарантировать заказчику полное соблюдение всех технологических особенностей строительства, прямо (опосредованно) влияющих на итоговую безопасность и надёжность объекта;

проводить учёт финансовых средств, исключающие их нецелевое расходование.

Профессиональный аудитор должен обладать соответствующей квалификацией и определённым трудовым стажем, которые позволяют ему детально разбираться сразу в нескольких направлениях деятельности и с достаточной степенью эффективности заниматься контролем таких направлений, как:

строительство;

организация управления проектами;

требования к менеджменту качества;

организация управления сотрудниками;

управление движением ресурсов (технических и материальных) [2].

Специалист аудиторской компании обязан хорошо разбираться в тонкостях и нюансах строительного документооборота, требованиях действующих нормативов, основах экологического законодательства, требованиях безопасности строительства.

В подобных компаниях часто имеются узкоспециализированные специалисты, а контроль осуществляет группа из 3-5 человек.

Аудиторские проверки на возводимых объектах осуществляются несколькими способами:

разовые, проводимые на отдельных стадиях работ, либо по окончанию строительства;

регулярные, связанные с проводимым контролем строительства, разбитым на этапы, вплоть до полного завершения возведения объекта.

У любого руководителя, принимающего решение о привлечении к контролю строительства третьих лиц, возникают вопросы о том, каким образом выбрать подобную организацию, сотрудники которой смогут выполнить возложенные на них обязанности профессионально, не создавая заказчику лишних затрат и дополнительных проблем.

Ошибка в выборе имеет весьма высокую цену. Она может привести:

к существенным потерям средств, выделяемых на строительство;

административной ответственности;

наступлению уголовной ответственности (если нарушение технологии привело к аварии, в результате которой пострадали люди).

Чтобы избежать этого, следует обращать внимание на следующие факторы: опыт работы организации. Она должна заниматься работами по подобному контролю от трёх лет и более. Не руководствуйтесь при выборе низкими тарифами. Это мнимая экономия, которая может обернуться существенными внеплановыми расходами; квалификация персонала. В штате фирмы обязательно должны иметься узкие специалисты в разных направлениях, от строительства до финансов (с учётом конкретных задач, которые требуется решить в вашем случае).

Библиографический список

1. ГрК РФ, введён в действие законом № 190-ФЗ от 29.12.04 (актуальная редакция содержит изменения, внесённые 03.08.18).

2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс] —Режим доступа. — URL :  http:// ru. wikipedia. org / wiki / Коррупция_ в_ России(дата обращения: 19.11.2018).

3. СРО повысят качество строительства в России // Росбалт: федеральное информационно-аналитическое агентство [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rosbalt.ru/piter/2009/10/22/682584.html(дата обращения: 21. 12.2018).

4. Трушкевич, А.И. Организация проектирования и строительства: Учебник / А.И. Трушкевич. - Мн.: Вышэйшая шк., 2011. - 479 c.

5. Ширшиков, Б.Ф. Организация, планирование и управление строительством: Учебник для вузов / Б.Ф. Ширшиков. - М.: АСВ, 2018. - 528 c.

6. Яковлев, В.А. Организация и проведение подрядных торгов на объекты и услуги в строительстве и городском хозяйстве. / В.А. Яковлев. - М.: АСВ, 2018. - 288 c.

Просмотров работы: 2