ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОЛОНХО - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОЛОНХО

Федорова Л.А. 1
1Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Якутское олонхо – эпос древнего происхождения, повествующее о подвигах богатырей, об их борьбе с богатырями злых чудовищ – абаасы. Древние люди ставили перед собой важнейшие жизненные и нравственные проблемы. Главной идеей олонхо является идея установления счастливой жизни и устранение зла на земле, воспитание молодого поколения в духе преданности, любви к родной земле. Любовь к Родине и народу – одно из наиболее глубоких чувств, которое прививается детям с ранних лет.

Структурное содержание олонхо – описание страны, священного дерева, жилища героя, его богатства, его вооружения. Главный герой – защитник рода и племени. В единоборстве с темными силами абаасы он выходит победителем, устанавливает на земле счастливую жизнь, умножая и воспитывая род ураангхай саха.

Олонхо, сокровищница якутов, носит ярко выраженный педагогический характер. Каждый эпизод в олонхо несет воспитательную и образовательную функцию. Это, в первую очередь, этические идеи: трудолюбие, единство рода и племени, согласие в семье, патриотизм, гуманные взаимоотношения между людьми, почтительное отношение к старым людям, как носителям и хранителям национальных традиций, забота о детях и их воспитание, честность, смелость, благородство. Это одновременно передача и эстетических идеалов, предполагающих красоту родной природы, национальной одежды, воинских доспехов, красоту борьбы и побед, национальных праздников. Большое место занимала тема любви, физической и духовной красоты людей, особенно девушек и женщин. Женщина из племени айыы обладает прекрасными физическими и моральными качествами. Она наделена красотой, умом и талантом хранительницы домашнего очага. Женщина – воплощение мирной счастливой жизни, ее образ воссоздает выдающуюся роль матери в воспитании детей [2, с.65].

В работе с детьми целесообразно обратить внимание на противопоставление добрых и злых персонажей, контраст цветовой символики и голоса героев. Противопоставляются голоса и цвета героев, которые нашли свое отражение в именах героев. Имена добрых героев содержат описание белого цвета: Юрюнг Аар Тойон (Белый Важный господин, основатель мира добра), Юрюнг Айыы (Белый господин старец), Юрюнг Уолан (Белый юноша). Их противниками являются глава племени абаасы Арсан Дуолай Буор Мангалай (Арсан Дуолай Хемляное Чрево), Бюдюрюйбэт Бюгюстээн Хара (Неспотыкающийся Бюгюстээн черный). Также и в других эпосах сибирских тюрков слова «белый» и «черный» в именах персонажей символизируют добро и зло.

Олонхо дает богатый материал для формирования у молодого поколения эстетического идеала, развития ума, силы, храбрости и патриотизма. Замечательным подтверждением этому может служить героический эпос «Нюргун Боотур Стремительный». В настоящее время популярными стали соревнования Юрюнг Уолан, конкурсы для девушек Туйаарыма Куо, в школах ведутся предметы по национальной культуре, «Юрюнг Уолан», «Кыыс Куо», «Ураангхай Саха о5ото», учение айыы, «кут-сюр». На книжных прилавках появились красочные книги с сюжетами из олонхо специально для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые можно с успехом использовать в работе с детьми в ДОУ и в семье.

В последнее время у нас в республике уделяется большое внимание приобщению детей дошкольного возраста к олонхо. Проводятся улусные, республиканские, телевизионные конкурсы по исполнению олонхо детьми дошкольного возраста.

29-31 марта 2018 г. состоялся традиционный 21-ый по счету фестиваль юных исполнителей эпоса «Олонхо дойдутун оҕотобун». Данный фестиваль с 1997 года вошел в список ежегодно проводимых республиканских мероприятий. Организаторами являются Министерство образования РС(Я), Министерство культуры и духовного развития РС(Я), АУ «Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского», АУ «Театр Олонхо».

Всего в фестивале приняли участие 360 детей из 14 улусов республики и г. Якутска. Из них детей дошкольного возраста — 121, в том числе 22 исполнили олонхо в традиционном стиле, а 120 маленьких исполнителей участвовали в составе 16–ти фольклорных групп.

В процессе подготовки спектаклей олонхо дети знакомятся с текстами олонхо, заучивают наизусть и исполняют роли героев эпоса. В результате у детей развивается речь, память, четкое звукопроизношение, дикция, музыкальность, вокальное исполнительство, драматические способности. Они приобщаются к древней культуре родного народа, знакомятся с особенностями жизни, быта, традициями, красивой национальной одеждой.

Г.Н.Волков писал: «Олонхо, являясь концентрированным выражением духовной жизни якутского народа, несет на себе огромную педагогическую нагрузку: оно богато воспитательными идеями, в нем много образовательного материала, формирует любовь к народу и человечность, его текст развивает ум, память, внимание, наблюдательность, сами олонхосуты являются прекрасными учителями народа. В олонхо получили отражение цели воспитания и его методы, определены черты личности и средства воздействия на чувства, сознание и поведение подрастающего поколения» [1, с74].

Таким образом, неиссякаемый источник мудрости народа, его героический памятник – олонхо, донесший до наших дней обычаи, традиции, истории борьбы якутских богатырей за свой народ, живет и развивается, и дети несут его в будущее. Недаром якутское олонхо признано ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества. Создан театр Олонхо, в 2010 г. образован НИИ Олонхо СВФУ.

Литература

Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974

Николаева Л.В. Формирование этнопедагогической компетентности педагогов дошкольного образования в вузе. – Якутск: ЯГУ, 2009. – 141 с.

Просмотров работы: 45