ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Келина И.В. 1
1Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель статьи – рассмотреть особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста очень восприимчивы. Им нравится узнавать новое, они хотят научиться тому, что могут взрослые, скорее стать старше. И очень важно развивать эту тягу, дать ребенку возможность полноценно развиваться во всех направлениях.

С пятилетнего возраста у детей начинает функционировать абстрактно–логическое мышление. Говорить о том, что они могут в полной мере им пользоваться, нельзя. Сейчас имеются лишь предвестники подобного типа мыслительной деятельности. Они заключаются в манипуляции не образами, а специальными понятиями, которые представлены в виде слов. В данный отрезок времени дети могут использовать для представления предмета слова.

Нужно отметить, что основными формами мышления являются суждение, представление и умозаключение. У детей дошкольного возраста (с 3 до 6 лет) в основном развито представление. С возрастом оно заменится на умозаключение, которое характерно для взрослых людей ].

В старшем дошкольном возрасте ребёнок резко меняется: совершенствуются психофизические функции, возникают сложные личностные новообразования, наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью, возникает потребность в интеллектуальной активности и овладении умениями, навыками и знаниями. Основой для формирования мотивов учебной деятельности является любознательность и познавательный интерес, которые теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового. Это качество – при умелом руководстве может перерасти в жажду знаний, потребность к познанию. Активность дошкольников нельзя оценивать только за уровнем усвоения ними социально заданных нормативов. Особое значение приобретает способность ребёнка самостоятельно организовать себя, реализовать собственный замысел, выработать собственное суждение по поводу кого-то или чего-то, обосновывать и отстаивать свою мысль, проявлять изобретательность, фантазию, элементарное рационализаторство, объединять разные впечатления - с жизни и книжки. Активность ребёнка проявляется в его стремлении самостоятельно что-то переделать, изменить, открыть, узнать.

Ребенок старшего дошкольного возраста не учится для себя, имея «в голове» отдаленные перспективы. Мотивы его качественной работы – это подарки, оценки и отметки, а также похвала. Но это продолжается достаточно непродолжительное время – далее необходимо для детей старшего дошкольного возраста искать новые мотивы. В противном случае процесс обучения может существенно затормозиться.

И в этой ситуации на помощь может прийти познавательная деятельность. Именно она ставит задачу – «научить учиться». При этом важно, чтобы познавательная сфера соответствовал интересам, физиологическим и психолого-эмоциональным способностям детей. Иными словами, мотивы развития детям старшего дошкольного возраста должны быть понятны, а методы достижения – доступны. При этом развитие познавательных способностей ребенка должно осуществляться постепенно, без распространенного среди родителей «форсирования событий».

Основой познавательной активности выступают противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения [1]. 

Исследовательская деятельность способствует развитию у детей умений находить нестандартные решения к типовым задачам, видеть проблему, выдвигать гипотезы, работать с информацией и оценить полученные результаты, делать выводы [2]. 

Мы провели исследование на базе МБДОУ детского сада №43 «Улыбка» в старшей группе «Радуга» г. Якутска Республики Саха (Якутия). В исследовании участвовало 30 детей старшей группы (15 детей в экспериментальной группе, 15 детей в контрольной). Для диагностики были использованы методики: «Сказка» (Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич) [3], «Дерево желаний» (В.С.Юркевич) [4], «Оценка вопросительных проявлений у детей» (Т.А. Серебрякова), «Определение интенсивности познавательной потребности (В.С.Юркевич)[4].

Таблица 1.

Анализ результатов исследования уровня познавательной деятельн[]ости

Код детей

Методика 1

«Сказка»

Методика 2

«Дерево желаний»

Методика 3

«Оценка вопросительных

проявлений у детей»

Определение интенсивности познавательной потребности по С.Юркевичу

Уровень развития познавательной активности

001

Низкий

Средний

Низкий

Умеренная

Средний

002

Высокий

Высокий

Средний

Сильная»»»

Высокий

003

Низкий

Низкий

Средний

Умеренная

Низкий

004

Средний

Средний

Средний

Умеренная

Средний

005

Средний

Высокий

Высокий

Сильная

Высокий

006

Высокий

Низкий

Низкий

Слабая

Низкий

007

Средний

Средний

Средний

Умеренная

Средний

008

Средний

Средний

Средний

Сильная

Средний

009

Средний

Средний

Высокий

Умеренная

Средний

010

Очень высокий

Средний

Средний

Умеренная

Средний

011

Низкий

Низкий

Средний

Слабая

Низкий

012

Высокий

Очень низкий

Низкий

Слабая

Низкий

013

Средний

Низкий

Средний

Слабая

Низкий

014

Средний

Низкий

Средний

Умеренная

Средний

015

Средний

Очень высокий

Низкий

Умеренная

Средний

В старшем дошкольном возрасте идёт активное развитие познавательной активности. Любознательность, познавательный интерес, стремление к наиболее полному изучению предметов и явлений окружающего мира, является одним из эффективных, ведущих мотивов, побуждающих ребёнка к овладению знаниями. Познавательный интерес, по мере его развития, становится мотивом умственной деятельности, основой формирования пытливости ума.

В экспериментальной группе 53% (8 детей) имеют средний уровень познавательной активности. Эти дети, испытывая трудности в решении задачи, не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и наличия желания искать способы решения задачи, но совместно с взрослым. Нами определено, что 40% (6 детей) имеют низкий уровень развития познавательной активности, исходя из трех критериев, определенных в начале эксперимента. Эти дети не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого. Нами обнаружен 1 ребенок 7%, который имеет высокий уровень развития познавательной активности. В случае затруднений ребенок не отвлекается, проявляет упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит ему удовлетворение, радость и гордость за достижение.

Можно выделить два основных направления, по которым может осуществляться познавательное развитие. Они связаны с общим познанием мира представителями старшего дошкольного возраста и, соответственно, в дальнейшем, во время учебы в школе: чувственный и рациональный. В первом случае развитие познавательной активности осуществляется за счет чувств человека – слуха, зрения, иных органов восприятия окружающего мира. Вообще, мотивы такого процесса как чувственная познавательная активность детей старшего дошкольного возраста заключаются в осознании окружающего мира в том виде, как он существует в реальности.

Познавательное развитие детей старшего школьного возраста основано на формировании мыслительных и аналитических процессов. В данном случае мотивы такого процесса как развитие познавательной активности просты – улучшение логического мышления, позволяющего создавать определенные цепочки взаимосвязей, последовательностей и так далее. Подобные познавательные способности актуальны для детей старшего дошкольного возраста при наличии склонностей к изучению точных дисциплин. На чувственной ступени, соответственно, мотивы к совершенствованию есть у детей, склонным к гуманитарным и естественным наукам 2.

Какими бы не были мотивы действий и принимаемых решений родителей и педагогов в процессе обучения и воспитания, интересы ребенка должны ставиться всегда во главу угла.

В работе по развитию познавательной активности дошкольников воспитатель может использовать следующие направления: формирование экспериментальной активности дошкольников; развитие творческой инициативы детей в повседневной жизни.

Основная задача первого направления – использование экспериментальных методов обучения. Это не увеличение количества знания, а путь их расширения, концентрации вокруг наиболее значимых аспектов, осознанная творческая деятельность ребёнка 5.

Экспериментальная деятельность формирует у детей познавательный интерес к окружающему, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Большое познавательное значение имеет развивающая среда в группе, которая выполняет обучающую функцию, развивает мышление, воображение детей. В результате дети всё охотнее обращаются за помощью к познавательной литературе, энциклопедиям.

Для развития этого вида деятельности и для приобретения навыков работы с простейшими исследовательскими приборами в группе необходимо оборудовать мини лабораторию. Лаборатория необходимо постоянно пополнять новым экспериментальным материалом. Каждая неделя может быть посвящена определённой познавательной теме: «Природа», «Полезные вещи», «Животные и растения», «Космос» и другие. После Проведение занятий по предложенным тематикам способствует возникновению множества вопросов у детей, в основе которых лежит познавательный мотив. Педагог не должен торопится с ответом, а способствовать тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.

В экспериментальной деятельности ребёнок получает возможность удовлетворить свою любознательность. Он с удовольствием представляет себя ученым, исследователем, первооткрывателем [2]..

Исследовательская деятельность способствует развитию у детей умений находить нестандартные решения к типовым задачам, видеть проблему, выдвигать гипотезы, работать с информацией и оценить полученные результаты, делать выводы [5]. 

Задача второго направления заключается в развитии интересов к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, стремление к систематизации конкретных материалов вещей.

Таким образом, знание особенностей развития детей играет большую роль в правильной организации воспитательного процесса и формировании малыша как личности.

Анализируя выше сказанное можно сделать выводы: с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.

Просмотров работы: 187