Эколого-Туристическая тропа «Ак-Баштыг» - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Эколого-Туристическая тропа «Ак-Баштыг»

Намгай-Оол Т.О. 1
1МБОУ «СОШ №2», с.Мугур-Аксы Республики Тыва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для Республики Тыва, в том числе и Монгун-Тайгинского кожууна, одним из приоритетных направлений устойчивого жизнеобеспечения населения является возрождение традиций природопользования, которое может гармонично сочетаться с развитием экологического туризма.

Этот вид туризма позволяет сохранить основы своеобразной экологической культуры этносов. При этом, важной особенностью экологической культуры является стремление этнических сообществ выживать в сложных и экстремальных условиях, не за счет разрушения окружающей природы, а за счет глубокой адаптации к среде обитания и выработки экологических, культурно-психологических традиций, определивших в значительной мере мышление и поведение этноса (Аракчаа, Дадаа, 2011).

Наша тропа всего лишь очень небольшой участок природы, участок родовой земли со священной родовой горой. Это иной мир для современного человека, мир, потерянный или практически утерянный. На наших точках (стоянках) маршрута мы попытались приоткрыть то, что было присуще нашим предкам, это прикосновение к древней жизни, ощущение того, что было ценностью в их жизни, что помогало им выживать, сохранять её для будущих поколений. Данная тропа представляет собой маршрут, объединяющий 9 точек (стоянок), рассказывающих об экологической культуре этноса. Длина маршрута – 6 км.

В оформлении точек (стоянок) нашей тропы, мы руководствовались, с одной стороны, понятием родовая земля, в данном случае родовая земля родовой группы Донгак, с другой, - её категорий: священная родовая гора, сакральные места и земли хозяйственного пользования, с выделением экологических ресурсосберегающих традиций и обычаев.

Актуальность работы в том, что Монгун-Тайгинский кожуун, уникальна своей природой, суровым высокогорным климатом, в котором ведется традиционный образ жизни, животноводство, сохранились традиции национальной культуры – одежды, пищи, утвари и хозяйства – местные (аборигенные) домашние животные.

Поэтому целью работы является изучение родного края, возрождение природоохранных традиций наших предков

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: - изучение природоохранных традиций; -овладение методикой полевых исследований;-овладение методикой информационных сообщений; -внедрение природоохранных традиций в эколого-туристический маршрут «Ак-Баштыг – священная родовая гора степных кочевников Центральной Азии»

Методы исследования: -изучение стоянок эколого-туристического маршрута «Ак-Баштыг – священная родовая гора степных кочевников Центральной Азии»; изучение теоретической литературы; фотографирование; метод информационного сообщения (беседы, рассказы местных старожилов).

Новизна работы. Ресурсосберегающие традиции кочевников введены в эколого-туристический маршрут «Ак-Баштыг», заложенный в июле 2010г. совместными усилиями преподавателей , студентов ТывГУ и коллектива учителей, учащихся школы № 2 с. Мугур-Аксы.

Гипотеза: возможные перспективы школьного эколого-этнического туризма в кожууне.

Практическое значение - данная работа может быть использована для научных целей, в преподавании специальных курсов по краеведению в школах кожууна.

Эколого-туристический маршрут «Ак-Баштыг»

Панорама, обзор родовой земли. Стоянка 1. Родовая земля родоплеменной группы Донгак охватывала северные и южные склоны хребта Цаган-Шибету. Наиболее крупная река Каргы. Территория проживания родоплеменной группы с родовыми землями имеет четкую приуроченность к речному бассейну и высотно-поясное расположение. Каждая родовая земля имеет различные экосистемы и ресурсы для проживания, т.е. пастбища для разведения домашних животных, охотничьи угодья. Содержание комплексного хозяйства кочевника – основа жизни: семьи, рода.

Священная родовая гора Ак-Баштыг. Стоянка 2. Священная родовая гора Ак-Баштыг расположена в 3 км. Северо-западной части от с. Мугур-Аксы.

Гора Ак-Баштыг – боковой отрог осевого хребта Цаган-Шибету, имеет высоту 1890 м. над уронем моря. Выделяется своей необычайной гармонией, яркой белой 5-звездной формой на вершине. Южный склон Ак-Баштыг направлен в долину рекм Каргы. Западный склон прорезает пойма реки Дыттыг-Хем.

По опросным данным и литературным данным (Л.П.Потапов «Очерки народного быта тувинцев», 1969): Ак-Баштыг - священная родовая гора родоплеменной группы Донгак.

Священныеродовые горы – культовый центр родоплеменной группы, место для жертвоприношений, равнозначны родовой земле.

Священная гора имела свой определенный жесткий режим, который должен исполняться каждым членом рода: запрещались все виды хозяйственной деятельности человека – рубка леса, охота, не разрешалось рвать цветы, можжевельник (артыш), дикий шиповник, ловить насекомых, поднимать камни. Горы являлись зримым символом единства мира, олицетворением жизненной энергии и гармонии (Кенин-Лопсан, 1999).

Культ гор – оваа дагыыры. Стоянка 3. Культ природы - понятие чрезвычайно широкое и сложное, охватывает такие культы, как освящение гор - оваа, огня, деревьев, источников, тайги и др. К культу гор следует отнести обычаи, распространенные у народов Центральной Азии - обряд освящения оваа - оваа дагыыр. Культ оваа известен в литературе наиболее полно (Потапов, 1969).

Традиции и обычаи складывались веками. Тувинцы, живущие в горных местностях, имели свои ритуалы, свои традиции, живущие в степи - свои традиции и обычаи.

От наших информаторов мы собрали интересные сведения о традициях и обычаях Донгаков, живших и проживающих на территории священной горы.

По словам информатора Донгака Сарыг-оола Биче-ооловича, 1950г.р., к традициям и обычаям Донгаков относятся: почитание священной родовой горы Ак-Баштыг (Ыдык Даг). Она почиталась как старший родственник. Женщина не могла подниматься на нее. Донгаки молились с просьбой о благополучной жизни к священной горе, кропили ее аракой и обязательно проводили обряд «Сан салыры» (возжигание священного огня. При этом угощали огонь Сан молочной пищей, топленым маслом.

Обряд освящения Оваа- Оваа дагыыры Донгаками совершается ежегодно в начале мая перед перекочевкой на летнюю стоянку и в середине июля. На данный обряд везли с собой к Оваа молочные продукты. Кроме Донгаков, к Оваа съезжались Салчаки местечки Оораш, Сааи Хурен-Тайги, Иргиты. При молении снаружи Оваа развешивали цветные ленты. Во время моления благодарили хозяина Оваа и священной горы за благополучно прошедшую зиму, просили у хозяина горы благополучия, здоровья всему роду. По словам вышеназванного информатора.

Традиции сохранения биоразнообразия растительного покрова пастбищ. Стоянка 4. К рациональному использованию родовых земель относится выработка традиций сохранения биологических ресурсов. Кормовые растения на протяжении исторических этапов развития пастбищного скотоводства выступают как надежные индикаторы состояния пастбищ. Так, кочевниками высоко ценилась группа растений «изиг -оът». К ним относятся различные злаковые: ковыль, тонконог гребенчатый, житняк, пырей ползучий, змеевка растопыренная, клевер люпиновый, осока твердоватая; кустарники – кохил (изиг-оът), полынь холодная – агы, эфедра; лук стареющий, лук многокорневой. Исчезновение этих растений - это сигнал опасности, который указывает на нарушение закона кочевника – соблюдение сезонности кочевок.

Одна из ярких проявлений сохранения ресурсов – это система традиций: сезонные кочевки. В зависимости от сезона года кочевники совершали перекочевки и выпасали скот на родовых пастбищах (кыштаг, чазаг, чайлаг, кузег).

Подножье и подгорная равнина горы Ак-Баштыг, земли хозяйственного назначения, использовались как зимние пастбища. Кроме того, межгорные котловины: сухостепная 500-1200 метров над уровнем моря использовался как зимние пастбища. Они наиболее подходят для пастьбы крупного рогатого скота.

Для монгун-тайгинцев был характерен тип кочевания вертикальный, «… при котором зимники располагались в горах, весенние и осенние стоянки – в предгорных долинах рек» (Вайнштейн, 1972). Посезонное чередование пастбищ – это закон кочевника, передававшийся от поколения к поколению. Кроме того, кочевки способствовали восстановлению и сохранению растительного покрова, являвшегося источником существования кочевого хозяйства (Потапов, 1969, Донгак, 1995, Аракчаа, 2004).

Экологические традиции и обычаи этнических сообществ имеют глубокие корни. Кочевой образ жизни - ведение пастбищного скотоводства, - вырабатывал бережное, мудрое отношение к природе как гаранта выживания, сохранения их среды обитания.

Домашние животные тувинцев – як (сарлык) и тувинская овца. Стоянка 5.

Яки - прямые потомки дикого тибетского яка. Из всех видов скота, разводимых тувинцами, они меньше всех нуждаются в уходе. В пищевой рацион тувинцев входило также молоко и мясо яков. Крупные самцы могут нести свободно до 250кг. Внешний признаки, отличающие яков от КРС следующие, короткая толстая шея, высокая холка, массивная голова, короткая и толстая конечность, длинная шерсть, особенно пушистая кисть на хвосте. Средний вес живых самцов 320-400кг. Самок 280-320кг. Масть преобладает черная, черно-белая и белая. Сарлык доставляет не только мясо, но и шерсть. Мясо более сочное, чем обыкновенного рогатого скота, шерсть же обильна и вполне пригодна на изделие аркана и ремня и др. Молоко очень густое с желтоватым отливом. Жировая пленка снимается с сарлычьего молока в два три раза толще, чем от коровьего молока.

Мелкий рогатый скот преобладал в кочевом хозяйстве. Тувинская овца создавалась в определенных географических, природно-климатических условиях, какие имеет территория Тувы.

Тувинская короткожирнохвостая овца представляет собой ценную породу, которая создавалась на протяжении не менее 3000 лет. Она выведена племенами, жившими на территории Современной Тувы (пример так называемого номадного животноводства), необычайно приспособлена к локальным природно-климатическим и пастбищно-кормовым условиям, кочевому образу жизни местного населения.

Тувинская овца имеет сходство как монгольским, так и курдючными овцами, сохраняя специфические особенности: выносливость, крепкий костяк, подвижность, способность быстро накапливать жир после зимы, вместе воды использовать снег, быстро передвигаться в степи и по крутым склонам, неприхотливость к объемистым кормам, прекрасные материнские качества, пугливость, и вместе с тем привязанность к стойбищу, окраску и экстерьер. Большинство тувинских овец имеют две основные масти: белую черноголовую и черную. Тувинская короткожирнохвостовая овца относится к мясошерстным грубошерстным породам. Овцематки в среднем дают 1,5-1,7 кг, Бараны -2,3-2,5 кг, шерсть грубая, неоднородная. Живая масса в среднем 38-41кг, убойный выход- 44-46%

Охотничьи традиции и обряды. Тарбаган - символ, флаговый вид монгун-тайгинцев. Стоянка 6. Тарбаган - это редкий, спорадично распространенный вид. В прошлом массовый, традиционно промысловый вид, распространенный на склонах хребтов Монгун-Тайга, Цагаан-Шибету на разнотравных и осоково - злаковых горных степях и высокогорных лугах (от 1100 до 3000 метров над уровнем моря). Вид внесен в Красную книгу РФ как находящийся под угрозой исчезновения. (Красная книга РТ: Животные, 2002). В лечебных целях используют жир и желчь.

Жир сурка считался одним из лучшим лекарством для лечение болезней дыхательный путей, бронхита, воспаление легких и туберкулёза.

Жиром сурка можно вылечит также почки, желудок и кишечник. Кроме того, им заливали раны и любые иные повреждение кожи (отморожениях, ожогах и ранах).

Жиром сурка лечили раны домашних животных, для чего просто заливали им рану. Рана быстро рубцевалась и , что очень важно, насекомые не садятся на повреждений участок, а это крайне важно для лечение животных в теплое время года.

В стоянке «Охотничьи традиции и обряды» введен тарбаган – символ, флаговый вид монгун-тайгинцев. Мы, школьники будем собирать, изучать экологию и биологию исчезающего вида. Кроме того, проводить обряды, праздники, направленные на сохранение популяций тарбагана не только в нашем кожууне, но и других территориях Тувы.

Выводы.

Введение природоохранных традиций в эколого-туристический маршрут дает нам, школьникам возможность ознакомиться с традициями предков, проводить исследовательские работы по родовым землям своего кожууна, традициям ведения пастбищного скотоводства и охоты. Разработка и реализацияэколог0-туристических маршрутов, на взгляд автора «Экологический туризм в Республике Тыва» Аракчаа Л.К., заставила наше общество пристальнее вглядеться в свои истоки, подумать о современных духовно-нравственных качествах общества и задуматься о том, какие же мы оставим «богатства» нашим будущим поколениям? (Аракчаа, 2011, с.119).

1. Священная территория родоплеменной группы Донгак играла ресурсосберегающую и лимитирующую роль посредством культовой системы.

2. Священная родовая гора была культовым центром, местом для поклонения к родовой земле. Будучи святыней, гора играет огромную роль в жизни рода, отражает понятие родины, родовой собственности.

4. население кожууна и школьники не обладают знаниями этнической культуры этноса.

5. Необходимо обратить внимание на преемственность традиций предков.

6. Усилить изучение природоохранных традиций через исследовательские работы школьников.

7. Нам, школьникам чаще выступать перед населением по результатам своих работ

диционный промысел на тарбагана ведется местным населением. Список литературы

Аракчаа Л.К., Дадаа Г.И. Экологический туризм в Республике Тыва. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2011. – 125 с.

Аракчаа Л.К. Истоки экологического воспитания. Кызыл: Тувинское книжное издательство , 2004. – 269 с.

Даржа В.К. Традиционные мужские занятия тувинцев. Том I. Кызыл: Тувинское книжное издательство , 2009. – 592 с.

Донгак С.Ч. О кочевьях тувинцев // Ученые записки ТНИИЯЛИ. –Кызыл, 1995. Вып.18 с83-93

ВанштейнС.И. Историческая этнография тувинцев ( Проблемы кочевого хозяйства). М.: Наука, 1972.-С. 88-181.

Кенин-Лопсан М.Б., Тыва чанчыл. Москва. Тройка. 1999 -342с

Л.П.Потапов «Очерки народного быта тувинцев», Москва. Наука.1969 -470с

Ю.А.Столновский, Л.В.Шимит,Н.В.Кол.А.НЕвсюнов, М,Н,Рузина, О,И,Чургуй-оол,Г,Е,Суликова

«Анализ генетической изменчивости и филогенетических связей у популяций тувинской короткожирнохвостовой овцы с использованием ISSR маркеров», журнал «Сельскохозяйственная биология»,2009 №6 с34-43

Красная книга Республики Тыва: Животные/ Науч. ред. Н.И. Путинцев, Л.К. Аракчаа, В.И. Забелин, В.В. Заика. – Новосибирск: Изд-во СО РАН. Филиал «Гео»,2002.- 168 с.+30 с. цв. ил.

Просмотров работы: 109