ШАХМАТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ШАХМАТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кривошапкина С.В. 1
1СВФУ Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым.

«Интеллект» – (от лат. intellectus - познание - понимание, рассудок, способность мышления, рационального познания, это знания, которыми обладает человек, умеющий открывать для себя что- то новое и применять его на практике [18, с. 20].

Обучаемость проявляет себя в способности усвоения новых знаний и способов деятельности. Обучаемость характеризуется уровнем самостоятельности ребенка при выполнении заданий, а так же применением знаний и способов деятельности для выполнения аналогичного задания. Высшая степень обучаемости – активная творческая самодеятельность субъекта. Оценивая результативность обучаемости, необходимо принимать во внимание стартовый уровень и индивидуальные особенности интеллектуального развития каждого ребенка [15, с. 109]. М.А. Холодная вводит четвертый вид – интеллектуальные стили. Но данный вид способностей в дошкольном возрасте недостаточно организован, он только начинает обозначаться при условии высокого уровня интеллектуального развития [24, с. 28]. Интеллектуальные способности находят отражение в умении анализировать, сравнивать, обобщать, сопоставлять, синтезировать, проявляются в особенностях развития речи ребенка, внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления. Развитие интеллектуальных способностей и ментального опыта тесно связано с воспитанием определенных личностных качеств. Условно их можно разделить на 4 группы: познавательные: инициативность, любознательность, самостоятельность.

Самооценочные: уверенность в себе, чувство интеллектуальной состоятельности.

Коммуникативные: доброжелательность, умение учитывать точку зрения другого человека, критичность в оценке «бесспорных» истин, способность к интеллектуальному диалогу.

Эмоциональные: характеризуют отношение к жизненным явлениям, окружающей действительности, искусству, творчеству, познанию, интеллектуальной деятельности. Воспитание выше перечисленных личностных качеств – условия развития интеллекта. Развитый интеллект способствует формированию данных качеств личности. Эту взаимосвязь можно отобразить следующим образом: личностные качества субъекта; интеллектуальное развитие [30, с. 12].

Психологи и педагоги постоянно спорят между собой, что такое интеллектуальное развитие ребенка - эта некая сумма знаний и умений или способность эти самые знания усваивать и решать нестандартные ситуации. Традиции исследования интеллекта и интеллектуального развития личности достаточно богаты. Так, теоретические основы данной проблемы были раскрыты в фундаментальных трудах зарубежных исследователей; А. Бине, Ч. Спирмена, Дж. Гилфорда, Ж. Годфруа, Ж. Пиаже и др. С именем американского психолога Дж. Кетелла связано появление термина «интеллектуальный тест». Понятие «коэффициент интеллекта» ввел немецкий философ и психолог В. Штерн. Проблема социального интеллекта впервые была озвучена Эдвардом Ли Торндайком еще в начале XX в..

Отечественные исследователи (Т.Т. Бетелева, Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер) при изучении возрастной динамики выявили, что пяти - шестилетний возраст является сенситивным в становлении мозговых механизмов, что имеет важное значение для обучения. Доктор медицинских наук Ю.Ф. Змановский считает, что по своим функциональным характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка готов к усвоению значительной по объему и сложной по качеству информации [3, с. 48].

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одним из очень эффективных дидактических материалов являются шахматы.

О роли шахмат в формировании подрастающего поколения президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов выразился: «Шахматы - чуть ли не единственная чисто соревновательная, т. е. наглядная форма фиксации интеллекта личности». Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине и т. д. [19, с. 20].

Игра в шахматы открывает широкие возможности для развития всех психологических новообразований детей дошкольного возраста. Раннее обучение дошкольника игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Итак, игра в шахматы решает сразу несколько задач:

1. Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.

2. Воспитательную: вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

3. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

4. Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

5. Коррекционную: помогает гиперактивному ребенку стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности [14, с. 18].

Процесс развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста имеет особую актуальность.

Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.

Создание условий, обеспечивающих развитие умственных способностей детей, реализацию их потенциальных возможностей является одной из приоритетных задач педагогики и психологии.

Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную самостоятельную деятельность ребенка. А для создания такой развивающей предметно-пространственной среды необходимо внедрять в воспитательно-образовательный процесс ДОО игровые педагогические технологии, имеющие интерактивный характер, обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка.

Доказано, что дети, которые в дошкольном возрасте начали играть в шахматы, отлично успевают в школе. Такие дети не испытывают проблем с точными науками, быстро выполняют домашние задания. У ребёнка появляется выдержка, целеустремленность, усидчивость, воля.

Основными формами обучения игре в шахматы являются:

- практическая игра;

- решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;

-одидактические игры и задания, игровые упражнения (с использованием интерактивной доски);

- теоретические занятия, шахматные игры [29, с. 23].

Во-первых, для ознакомления детей с шахматной доской (полями, горизонталями, вертикалями, диагоналями, латинскими буквами, цифрами) лучше использовать сказочные истории, такие как, например, в книге «Шахматы для самых маленьких», можно придумать свои истории.

Во-вторых, дети должны превращаться в шахматные фигуры. Для этого вам следует вырезать из картона черного и белого короны, и почаще водружать их на светлые головы деток. Передвигаться они будут по наклеенной в кабинете напольной шахматной доске, а в хорошую погоду можно и на улице краской оформить такую шахматную доску. Детям так будет легче запоминать ход фигур.

В-третьих, изучать шахматную доску следует дозировано, небольшими «порциями». Надо подготовить картонный фрагмент из 4-х, из 6, из 8, из 9 и более полей, а также круглые фишки с изображением шахматных фигур. В книге И.Г. Сухина есть этюды - задачи с использованием таких фрагментов. Так ребята быстрее начнут ориентироваться на шахматной доске.

В-четвертых, конечно же, иметь несколько деревянных шахматных досок с деревянными шахматными фигурами уже для настоящих партий, проведения шахматных турниров [29, с. 25].

Начинать обучение детей игре в шашки рекомендуется со старшего дошкольного возраста -   с 5-7 лет. Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается наглядно- образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи. К пяти годам дети становятся усидчивы, (могут заниматься одним видом деятельности в течение 20-25 минут) и способны играть по установленным правилам.

Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывать детям о правилах игры в шахматы можно в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро начнут в них ориентироваться и перестанут путаться [29, с. 29].

В результате проведенного анализа литературы по проблеме исследования можно прийти к выводу, что интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде путем вовлечения в процесс «экспериментирования»: сравнивать, обобщать, анализировать, синтезировать, классифицировать.

Особо ценным в развитии интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста являются применение инновационных, нетрадиционных средств обучения. К ним относятся шахматы.

Неоценима роль шахмат в воспитании сильного характера, усидчивости, настойчивости, привычки к преодолению трудностей, уверенности в себе, выдержки, воли, дружелюбия, взаимопомощи.

Игра в шахматы по праву признана одной из самых интеллектуальных игр, поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе.

Список литературы:

Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен.- М. : Издательский центр «Академия», 2002.- 20 с.

Дружинин, В.Н. «Психология общих способностей» /В.Н. Дружинин.- СПб. : Питер, 3-е издание, 2007. С. 109-111.

Первушина, В.Е.Способности ребенка. Как выявить и проявить? – СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007. – 28 с.

Тихомирова, Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка /Л.Ф. Тихомирова.- М.: Рольф, 2008. – С. 12-29.

Филимоненко, Ю.И. Тест Д. Векслера (диагностика структуры интеллекта (детский вариант). Методическое руководство / Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И.– СПО: ГП «ИМАТОН», 2004. – С. 42-50.

Кайгородов, Г.К. Азбука шахмат в стихах. Научимся играть в шахматы раньше, чем читать: Для детей дошкольного и младшего школьного возраста /Г.К. Кайгородов.– Екатеринбург: ОАО «ИПП «Уральский рабочий»,2009.- С. 18-30.

Гришин, В.Г. Малыши играют в шахматы: Книга для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В.Г. Гришин.- М. : Просвещение, 1991.- С. 15-20.

Сухин, И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения/И.Г. Сухин.- Обнинск: Духовное возрождение, 2012.- С.20-30.

Просмотров работы: 88