Актуальность. В настоящее время социально-экономического реформирования общества, глобальных изменений в образовании проблема профессиональной адаптации молодых педагогов приобретает особую актуальность, так как именно в современных условиях общество предъявляет к педагогам особые требования и в личностном, и в профессиональном плане.
Многочисленные исследования доказали, что адаптация молодых педагогов в профессиональную среду сопряжена определенными трудностями, имеет свою специфику и является важным периодом для личного и профессионального развития начинающего педагога. От того, как пройдет данный период, зависит, состоится ли данный педагог как профессионал, останется ли он в своей выбранной профессии.
Проблема адаптации молодых педагогов включает в себя два уровня:
профессиональную, особенности организации профессиональной деятельности;
социально-психологическая, связанная с вхождением в коллектив организации.
Профессиональная адаптация в общем смысле - это приспособление к условиям труда, к профессиональной (социальной и физической) среде. Считается, что ее первый этап человек проходит во время профессионального обучения (на производственной практике), второй - в процессе работы на конкретной должности [4, с. 85].
Адаптация социальная - оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближения целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидуумом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру [2, с. 15].
Правомерно выделять два наиболее значимых момента в социальных отношениях социализации и адаптации. Во-первых, социализация и социальная адаптация связаны между собой в социальной жизнедеятельности личности, благодаря чему человек развивает свою социальную сущность, овладеет опытом жизни. Во-вторых, существует различия между данными понятия по содержанию, направленности и по характеру, глубине вызываемых в личности изменений [6, с. 78].
Поведенческие решения человека определяются основными факторами психологического характера: мотив, восприятие, усвоение, убеждение и отношение. Мотив — нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения. Не менее актуальными в психологии поведения являются вопросы этики в управлении организацией. Общение не только обусловливает совместную коллективную деятельность, но выступает также и важнейшим фактором формирования личности человека, средством воспитания. Задача социального управления — достижение оптимального соотношения между формальными и неформальными отношениями в коллективе: неформальные отношения могут дополнять, конкретизировать, способствовать развитию формальных отношений; неформальные отношения могут быть безразличными к формальным; неформальные отношения могут активно противодействовать формальным. Социально-психологический климат персонала представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психологический настрой персонала, который находит многообразие форм проявления во всей его жизнедеятельности [6, с. 93].
Социально-профессиональная адаптация (адаптированность как результат процесса успешной социальной и профессиональной адаптации) характеризуется:
А) высоким уровнем мотивации субъекта, к овладению профессиональными компетенциями;
Б) сформированными устойчивым позитивным отношением к задачам, положительным традициям и перспективным предприятиям; продуктивным осуществлением своей ведущей профессиональной деятельности;
В) активной включенностью в системе межличностных коммуникаций в коллективе;
Г) заинтересованностью в саморазвитии и повышении квалификации, активным потреблением информации, стремлением к духовному росту;
Д) состоянием устойчивого психологического комфорта, хорошим самочувствием [1, с. 28].
В Республике Саха (Якутия) городском округе «город Якутск» функционируют 2 учебных заведения, которые готовят по профилю «Дошкольное образование». С 2016 по 2018 год закончили 217 выпускников очного отделения, из которых 68% в дальнейшем трудоустроились в детские сады и 11% выпускников продолжают обучение.
Таблица 1.
Данные о трудоустройстве молодых педагогов за 2016-2018 гг.
Годы выпуска |
Число выпускников очного отделения городского округа город Якутск |
% трудоустройства |
% продолжающих обучение |
% сидящие в декретном отпуске |
Другое |
2016 |
70 |
67% |
13% |
20% |
0% |
2017 |
79 |
82% |
8% |
10% |
0% |
2018 |
68 |
74% |
18% |
7% |
1% |
Молодым педагогом является работник имеющий стаж не более 3 лет. Исследователями выделяются следующие основные проблемы, с которым сталкиваются молодые педагоги в первые годы работы в ДОО:
работа с родителями;
организация образовательного деятельности;
поддержание дисциплины в группе;
нахождения подхода к детям дошкольного возраста;
вхождение в педагогический коллектив;
оформление предметно-пространственной среды в группе;
работа с документацией ДОО и т.д.
Задача учебных заведений заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов, которые будут развивать образование, передавать знания и умения следующим поколениям. В настоящее время суть обучения студентов больше направлена к теории, а практикоориентированность появляется только непосредственно после трудоустройства [5, с. 15], поэтому, приходя в детский сад, молодой специалист испытывает затруднения. В обязанности администрации дошкольной образовательной организации входит помощь в адаптации молодых педагогов к новой роли воспитателя-практика, которая помогает ему освоиться на новом месте. Но, как показывает практика, иногда этот момент упускается или уделяется старшим воспитателем недостаточно внимания, тем самым подвергая молодого воспитателя к раннему профессиональному перегоранию.
Особый акцент старший воспитатель должен уделять наставничеству, так как у молодых специалистов возникают большое количество вопросов по поводу педагогического аспекта, так и социально-коммуникативного компонента.
Как правило, под наставничеством понимают процесс воспитания и профессиональной подготовки менее опытных сотрудников более опытными. Подразумевается, что наставник не просто инструктирует своего подопечного и руководит им, но и поддерживает его в процессе адаптации на новом рабочем месте. Наставник содействует своему подопечному в овладении новыми знаниями, умениями, навыками, делясь с нами собственным опытом и знаниями, способствуя раскрытию потенциала нового работника и его быстрому приспособлению потенциала нового работника, и его быстрому приспособлению к новой социальной среде, содержанию и условиям труда [3, с. 21].
Для чего необходимо наставничество? Чем быстрее сотрудников освоится на рабочем месте, чем быстрее будет происходить процесс передачи опыта в коллективе, тем быстрее насеваемые сотрудники смогут начать работать с максимальной отдачей. Это выгодно не только работнику, и руководителю. Важно понимать, что правильно построенный процесс – процесс обоюдный. Обе стороны приспосабливаются друг к другу, от чего зависит продуктивность коллектива в целом [7, с. 52].
Наставник - опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики и форм воспитания детей дошкольного возраста.
Кто может стать наставником молодого педагогов ДОО:
коллега;
старший воспитатель;
заведующая ДОО.
Обязанности наставника помогать в:
ознакомлении с уставом ДОО;
информировании с трудовыми обязанностями в детском саду;
практическому и теоретическому освоению основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализа образовательной деятельности; формы, методы и приемы обучения);
выборе приоритетной методической темы для самообразования;
выборе региональных компонентов;
освоении инновационных тенденций;
подготовке к первичному повышению квалификации.
Для определения особенностей адаптации у молодых педагогов, мы провели опрос у выпускников 2016-2018 очного отделения кафедры дошкольного образования в двух учебных заведениях городского округа Якутск. В анонимном опросе приняли участие 40 выпусков кафедры дошкольного образования, которые работают в детском саду в должности воспитателя. Опрос состоит из 12 вопросов с вариантами ответов. 25% опрошенных окончили Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева и 75% - выпускников Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. В среднем период их работы в детском саду составил 1 год.
На вопрос «Легко ли Вы вошли в коллектив?» 74,4% респондента ответили положительно, 10,3% ответили отрицательно, но при этом 72,5% испытывали определенные сложности в практической работе. У большинства респондентов (61,5%) имеют наставников, а 38,5% - не имеют, при этом наставниками являются у 31,4 % старшие воспитатели, заведующая – у 5,7 %, и 62,9 % дали ответ «другие». 17,9 % опрошенных работают «сами по себе», без помощи и наставничества и 82,1 % респондентов постоянно консультируются со старшим воспитателем, получают своевременную помощь и советы. Инициаторами являются как молодые педагоги, так и старшие воспитатели.
Опрос выявил также основные трудности в адаптации респондентов:
Разница возраста в коллективе;
Оформлении документации;
В общении с детьми;
Языковой барьер;
Адаптация детей в первые дни посещения;
В организации НОД.
Удовлетворенность своей работой молодые педагоги ДОО оценили в среднем на 7/10 баллов, время адаптации, по мнению респондентов, составил 4 месяца.
Таким образом, исходя из анализа ответов анкетирования, мы сделали вывод о том, что большинство молодых специалистов испытывают трудности в начале своей карьеры воспитателя и нуждаются в наставничестве.
Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную деятельность пройдет успешно, если:
помощь со стороны администрации детского сада будет систематизированным;
оказание своевременной помощи наставника;
профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в непрерывной связи с процессом его личностного и профессионального развития, и определена методической работой организации;
в организации педагогического труда с учетом личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки;
материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.
Литература
Безюлева, Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов / Г.В. Безюлева // Монография. - М. : Изд-во НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 320 с.
Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Ростов н/Д, МарТ, 2005. – 448 с.
Копылова Е. Ю. и др. Ключевые вопросы образования и педагогики // Ключевые вопросы образования. – Екатеринбург : Изд-во Аспект, 2017. – 108 с.
Макеева, О.В. Персонал научных библиотек Сибирии: профессиональная адаптация и удовлетворенность трудом / О.В. Макеева // Федер. гос. бюджет. учреждение науки Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. – Новосибирск. : Изд-во ГПНТБ СО РАН, 2016. - 222 с.
Никитина, В.В. Роль наставничества в современном образовании //Отечественная и зарубежная педагогика. – 2013. – №. 6. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nastavnichestva-v-sovremennom-obrazovanii (дата обращения 02.03.2019).
Ромм, М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методический аспект /М.В. Ромм // Монография. – Новосибирск : РАН, 2002. – 275 с.
Турчинова, А.И. Кадровый резерв как фактор развития управленческого потенциала России / А.И. Турчинова // Материалы научно-практической конференции, проведенной кафедрой государственной службы и кадровой политики (РАГС.26 марта 2009). – М. : РАГС, 2010. – 198 с.