Особенности процесса профессиональной адаптации молодых педагогов в ДОО - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Особенности процесса профессиональной адаптации молодых педагогов в ДОО

Иванова М.В. 1, Иванова М.К. 1
1СВФУ им. М.К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. В настоящее время социально-экономического реформирования общества, глобальных изменений в образовании проблема профессиональной адаптации молодых педагогов приобретает особую актуальность, так как именно в современных условиях обще­ство предъявляет к педагогам особые требования и в личностном, и в профессиональном плане.

Многочисленные исследования доказали, что адаптация молодых педагогов в профессиональную среду сопряжена определенными трудностями, имеет свою специфику и является важным периодом для личного и профессионального развития начинающего педагога. От того, как пройдет данный период, зависит, состоится ли данный педагог как профессионал, останется ли он в своей выбранной профессии.

Проблема адаптации молодых педагогов включает в себя два уровня:

профессиональную, особенности организации профессиональной деятельности;

социально-психологическая, связанная с вхождением в коллектив организации.

Профессиональная адаптация в общем смысле - это приспособление к условиям труда, к профессиональной (социальной и физической) среде. Считается, что ее первый этап человек проходит во время профессионального обучения (на производственной практике), второй - в процессе работы на конкретной должности [4, с. 85].

Адаптация социальная - оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближе­ния целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидуумом норм и тради­ций группы, вхождение в ее ролевую структуру [2, с. 15].

Правомерно выделять два наиболее значимых момента в социальных отношениях соци­ализации и адаптации. Во-первых, социализация и социальная адаптация связаны между со­бой в социальной жизнедеятельности личности, благодаря чему человек развивает свою социальную сущность, овладеет опытом жизни. Во-вторых, существует различия между данными понятия по содержанию, направленности и по характеру, глубине вызываемых в личности изменений [6, с. 78].

Поведенческие решения человека определяются основными факторами психологического характера: мотив, восприятие, усвоение, убеждение и отношение. Мотив — нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворе­ния. Не менее актуальными в психологии поведения являются вопросы этики в управлении организацией. Общение не только обусловливает совместную коллективную деятельность, но выступает также и важнейшим фактором формирования личности человека, средством вос­питания. Задача социального управления — достижение оптимального соотношения между формальными и неформальными отношениями в коллективе: неформальные отношения мо­гут дополнять, конкретизировать, способствовать развитию формальных отношений; нефор­мальные отношения могут быть безразличными к формальным; неформальные отношения могут активно противодействовать формальным. Социально-психологический климат персо­нала представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психологический настрой персонала, который находит многообразие форм проявления во всей его жизнедея­тельности [6, с. 93].

Социально-профессиональная адаптация (адаптированность как результат процесса успешной социальной и профессиональной адаптации) характеризуется:

А) высоким уровнем мотивации субъекта, к овладению профессиональными компетенциями;

Б) сформированными устойчивым позитивным отношением к задачам, положительным традициям и перспективным предприятиям; продуктивным осуществлением своей ведущей про­фессиональной деятельности;

В) активной включенностью в системе межличностных коммуникаций в коллективе;

Г) заинтересованностью в саморазвитии и повышении квалификации, активным потреблением информации, стремлением к духовному росту;

Д) состоянием устойчивого психологического комфорта, хорошим самочувствием [1, с. 28].

В Республике Саха (Якутия) городском округе «город Якутск» функционируют 2 учебных заведения, которые готовят по профилю «Дошкольное образование». С 2016 по 2018 год закончили 217 выпускников очного отделения, из которых 68% в дальнейшем трудоустроились в детские сады и 11% выпускников продолжают обучение.

Таблица 1.

Данные о трудоустройстве молодых педагогов за 2016-2018 гг.

Годы выпуска

Число вы­пускников очного отде­ления город­ского округа город Якутск

% трудо­устройства

% продолжа­ющих обуче­ние

% сидящие в декретном от­пуске

Другое

2016

70

67%

13%

20%

0%

2017

79

82%

8%

10%

0%

2018

68

74%

18%

7%

1%

Молодым педагогом является работник имеющий стаж не более 3 лет. Исследователями выделяются следующие основные проблемы, с которым сталкиваются молодые педагоги в первые годы работы в ДОО:

работа с родителями;

организация образовательного деятельности;

поддержание дисциплины в группе;

нахождения подхода к детям дошкольного возраста;

вхождение в педагогический коллектив;

оформление предметно-пространственной среды в группе;

работа с документацией ДОО и т.д.

Задача учебных заведений заключается в подготовке высококвалифицированных специ­алистов, которые будут развивать образование, передавать знания и умения следующим поко­лениям. В настоящее время суть обучения студентов больше направлена к теории, а практико­ориентированность появляется только непосредственно после трудоустройства [5, с. 15], по­этому, приходя в детский сад, молодой специалист испытывает затруднения. В обязанности администрации дошкольной образовательной организации входит помощь в адаптации моло­дых педагогов к новой роли воспитателя-практика, которая помогает ему освоиться на новом месте. Но, как показывает практика, иногда этот момент упускается или уделяется старшим воспитателем недостаточно внимания, тем самым подвергая молодого воспитателя к раннему профессиональному перегоранию.

Особый акцент старший воспитатель должен уделять наставничеству, так как у молодых специалистов возникают большое количество вопросов по поводу педагогического аспекта, так и социально-коммуникативного компонента.

Как правило, под наставничеством понимают процесс воспитания и профессиональной подготовки менее опытных сотрудников более опытными. Подразумевается, что наставник не просто инструктирует своего подопечного и руководит им, но и поддерживает его в про­цессе адаптации на новом рабочем месте. Наставник содействует своему подопечному в овла­дении новыми знаниями, умениями, навыками, делясь с нами собственным опытом и знани­ями, способствуя раскрытию потенциала нового работника и его быстрому приспособлению потенциала нового работника, и его быстрому приспособлению к новой социальной среде, содержанию и условиям труда [3, с. 21].

Для чего необходимо наставничество? Чем быстрее сотрудников освоится на рабочем месте, чем быстрее будет происходить процесс передачи опыта в коллективе, тем быстрее насеваемые сотрудники смогут начать работать с максимальной отдачей. Это выгодно не только работнику, и руководителю. Важно понимать, что правильно построенный процесс – процесс обоюдный. Обе стороны приспосабливаются друг к другу, от чего зависит продук­тивность коллектива в целом [7, с. 52].

Наставник - опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравствен­ными качествами, знаниями в области методики и форм воспитания детей дошкольного воз­раста.

Кто может стать наставником молодого педагогов ДОО:

коллега;

старший воспитатель;

заведующая ДОО.

Обязанности наставника помогать в:

ознакомлении с уставом ДОО;

информировании с трудовыми обязанностями в детском саду;

практическому и теоретическому освоению основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализа образовательной деятельности; формы, методы и приемы обу­чения);

выборе приоритетной методической темы для самообразования;

выборе региональных компонентов;

освоении инновационных тенденций;

подготовке к первичному повышению квалификации.

Для определения особенностей адаптации у молодых педагогов, мы провели опрос у выпускников 2016-2018 очного отделения кафедры дошкольного образования в двух учебных заведениях городского округа Якутск. В анонимном опросе приняли участие 40 выпусков кафедры дошкольного образования, которые работают в детском саду в должности воспитателя. Опрос состоит из 12 вопросов с вариантами ответов. 25% опрошенных окончили Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева и 75% - выпускников Северо-Восточного феде­рального университета им. М.К. Аммосова. В среднем период их работы в детском саду со­ставил 1 год.

На вопрос «Легко ли Вы вошли в коллектив?» 74,4% респондента ответили положи­тельно, 10,3% ответили отрицательно, но при этом 72,5% испытывали определенные сложно­сти в практической работе. У большинства респондентов (61,5%) имеют наставников, а 38,5% - не имеют, при этом наставниками являются у 31,4 % старшие воспитатели, заведующая – у 5,7 %, и 62,9 % дали ответ «другие». 17,9 % опрошенных работают «сами по себе», без помощи и наставничества и 82,1 % респондентов постоянно консультируются со старшим воспитателем, получают своевременную помощь и советы. Инициаторами являются как молодые педагоги, так и старшие воспитатели.

Опрос выявил также основные трудности в адаптации респондентов:

Разница возраста в коллективе;

Оформлении документации;

В общении с детьми;

Языковой барьер;

Адаптация детей в первые дни посещения;

В организации НОД.

Удовлетворенность своей работой молодые педагоги ДОО оценили в среднем на 7/10 баллов, время адаптации, по мнению респондентов, составил 4 месяца.

Таким образом, исходя из анализа ответов анкетирования, мы сделали вывод о том, что большинство молодых специалистов испытывают трудности в начале своей карьеры воспитателя и нуждаются в наставничестве.

Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в обра­зовательную деятельность пройдет успешно, если:

помощь со стороны администрации детского сада будет систематизированным;

оказание своевременной помощи наставника;

профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в непрерывной связи с процессом его личностного и профессионального развития, и определена методической работой организации;

в организации педагогического труда с учетом личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки;

материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.

Литература

Безюлева, Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов / Г.В. Безюлева // Монография. - М. : Изд-во НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 320 с.

Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Ростов н/Д, МарТ, 2005. – 448 с.

Копылова Е. Ю. и др. Ключевые вопросы образования и педагогики // Ключевые вопросы образования. – Екатеринбург : Изд-во Аспект, 2017. – 108 с.

Макеева, О.В. Персонал научных библиотек Сибирии: профессиональная адаптация и удовлетворенность трудом / О.В. Макеева // Федер. гос. бюджет. учреждение науки Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. – Новосибирск. : Изд-во ГПНТБ СО РАН, 2016. - 222 с.

Никитина, В.В. Роль наставничества в современном образовании //Отечественная и зарубежная педагогика. – 2013. – №. 6. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nastavnichestva-v-sovremennom-obrazovanii (дата обращения 02.03.2019).

Ромм, М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методический аспект /М.В. Ромм // Монография. – Новосибирск : РАН, 2002. – 275 с.

Турчинова, А.И. Кадровый резерв как фактор развития управленческого потенциала России / А.И. Турчинова // Материалы научно-практической конференции, проведенной кафедрой государственной службы и кадровой политики (РАГС.26 марта 2009). – М. : РАГС, 2010. – 198 с.

Просмотров работы: 24