Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста

Ефремова С.П. 1
1Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Формирование ЗОЖ – актуальная проблема во все времена. Цель статьи – обоснование оздоровительной работы детей в условиях сельского ДОО.

Дошкольный возраст – это особый период развития всех органов и систем ребенка, формирование здоровья и характера. Именно поэтому важно создать ребенку благоприятные условия для роста, воспитания, развития.

Серьезной проблемой современности является гиподинамия, вследствие чего у многих детей появляется ожирение, слабое физическое развитие, здоровье.

Одним из важных направлений укрепления здоровья детей дошкольного возраста является формирование двигательных навыков детей. Около 50% всего периода бодрствования занимает двигательная активность.

Мы разработали программу формирования ЗОЖ в сельском ДОО в условиях Крайнего Севера. Цель программы – создание педагогических условий по оздоровительной работе с детьми раннего возраста.

Программа включает в себя 6 взаимосвязанных блоков.

Первый блок – развитие движений. Основы блока составляют основные движения, общеразвивающие упражнения для различных групп мышц, строевые, спортивные и подвижные игры с этими группами движений, физкультурные занятия, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, спорт, ЛФК, Дни Здоровья [3, с.320]. Важное значение придается подвижным играм. В народной педагогике якутов основной формой физического воспитания детей являются национальные виды спорта и народные игры. К якутским национальным играм относятся якутские прыжки (кылыы, ыстанга, куобах). Национальные виды спорта развивают ловкость, силу, выносливость, способствуют повышению работоспособности мышц, подвижности суставов, улучшению координации движений [2, с.47].

Второй блок – питание. Организация рационального питания является одной из привычек здорового образа жизни, средством укрепления здоровья, и поэтому придерживается следующих принципов: строгое соблюдение времени и интервалов между кормлениями (завтрак 15-20 минут, обед 20-25 минут, полдник 10-15 минут). Проводится витаминизация третьего блюда. Используются все виды круп, овощи, фрукты, брусника, мясо, рыба, молочные продукты и натуральные соки. Один раз в неделю проводится «День национальной кухни», на котором предусматриваются такие блюда, как якутская лепешка, оладьи, керчех (взбитые сливки), чохоон и др. Питание осуществляется в соответствии с составленными 10-дневными посезонными (зимний, весенний) меню, которые составляет медсестра при участии поваров и заведующего ДОО.

Третий блок – закаливание. Виды закаливания – босохождение, воздушные и водные процедуры, изменение слоев одежды в зависимости от температуры воздуха в помещении и на улице, полоскание горла прохладной водой или с добавлением настоев из лекарственных трав.

Четвертый блок – гигиеническая культура. Гигиеническая культура имеет прямое отношение к воспитанию у детей основ здорового образа жизни. При подготовке занятий по физической культуре, утренней гимнастике, подвижных игр, спортивных упражнений обеспечиваются гигиенические условия. У детей формируются знания в области гигиены, уходу за собой, в содержании в чистоте рук, одежды. Воспитывается бережное отношение к вещам. Проводятся профилактические беседы о гигиене и ЗОЖ, ознакомление с органами человека, о бережном отношении к своему здоровью.

Пятый блок – лечебно-профилактическая работа. Медицинская служба в ДОО строится на основе анализа заболеваемости за прошедший период, диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития. Проводятся профилактические осмотры детей, медико-педагогический контроль за проведением закаливающих мероприятий, за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий, физкультурного оборудования, спортивной одежды и обуви. Для детей, нуждающихся по состоянию здоровья в лечебной физкультуре, разрабатываются комплексы корригирующей гимнастики и индивидуальные задания, назначается витаминотерапия, фитотерапия (полоскание горла настойками ромашки, шалфея, эвкалипта), проводятся мероприятия по предупреждению ОРВИ, ангин и т.д. [1, с.24].

Шестой блок – связь с семьей. Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии можно добиться только при единстве системы физического воспитания в дошкольном учреждении и семьи. Семья играет главную роль в физическом развитии ребенка. Для родителей работает воскресный клуб «Спорт всей семьей», проводятся соревнования «Папа, мама, я» и др.

На основе данной программы мы разработали следующие рекомендации:

- Оздоровительная работа детей дошкольного возраста должно вестись комплексно;

Должны быть созданы педагогические условия, способствующих повышению иммунно-реактивного статуса и оздоровления детей;

Необходимо создание среды для обогащения личности ребенка и образовательного процесса;

Проводить взаимосвязь всех физкультурно-оздоровительных мероприятий;

Использовать формы и методы народной педагогики по физическому развитию и закаливанию детей;

Обеспечить взаимодействие детского сада и семьи.

Проводить Дни здоровья, конкурсы, соревнования.

В результате работы разработаны формы и методы физического оздоровления, определен комплекс закаливающих мероприятий, направленный на первичную профилактику здоровья детей с учетом природно-климатических условий Севера.

Список использованной литературы

Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья». – Волгоград: Учитель. – 2006. - 151 с.

Николаева Л.В. этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста. –Якутск: ИД СВФУ, 2013. – 163 с.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Изд.центр «Академия». - 2001.- 368 с.

Просмотров работы: 3